О проблемах с иностранной рабочей силой в КСА и ОАЭ

Власти Саудовской Аравии намерены оптимизировать внутренние сборы с трудовых мигрантов, чтобы сократить отток иностранцев из королевства и минимизировать потери от этого для экономики. Об этом сообщило в воскресенье агентство Блумберг со ссылкой на осведомленные источники. По их данным, власти Саудовской Аравии вряд ли отменят упомянутые выше сборы одновременно. Вместо этого предполагается усовершенствовать или реструктурировать данные сборы. Окончательное решение будет принято «в течение ближайших недель». План состоит в том, чтобы более оптимально сбалансировать бюджетные потребности правительства Саудовской Аравии и стимулирование развития частного сектора королевства, пояснило агентство. Как уточняет Блумберг, сборы с экспатов ввели в 2016 году для повышения доходов в бюджет от несырьевого сектора. Данный курс являлся составной частью стратегии «Видение 2030», предложенной в 2015 году наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом. Меры не снискали горячего отклика в предпринимательском сообществе страны, которое при найме привыкло полагаться на более дешевую рабочую силу из других государств. Как результат, увеличился отток из страны иностранцев, недовольных поборами.  В отличие от Катара, Саудовская Аравия, разорвавшая с эмиратом отношения более года назад, стремилась сократить число проживающих в королевстве иностранцев. Только за первый квартал 2018 года аравийскую монархию покинули 234 тыс. человек. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН в декабре прошлого года опубликовал доклад, согласно которому, около 258 млн человек или 3,4% населения мира проживают не в той стране, в которой они родились, то есть являются международными мигрантами. Подавляющее их большинство проживают в десяти странах: наибольшее их число — 49,8 млн или 19% — сосредоточено в США, за ними следуют Саудовская Аравия, Германия и Россия (в каждой из них живут около 12 млн мигрантов), а замыкает пятерку лидеров Великобритания с числом переселенцев примерно в 9 млн. В этой связи отметим, что такое решение является безусловно вынужденным и вызвано прежде всего тем фактом, что, затевая свою реформы «по национализации труда» (то есть стимулирование притока в частный бизнес национальных кадров с одновременным налоговым и визовым ограничением в отношении привлечения трудовых резервов из-за границы), саудовское руководство не учло несколько ключевых моментов. Прежде всего низкую квалифицированность этих самых национальных кадров, а также общую их пассивность и нежелание работать. Таким образом, попытка наскоком преодолеть огромную проблему, которая была порождена прежде всего условиями долговременного социального контракта между властями и населением, что собственно характерно не только для КСА, но и практически всех стран Персидского залива, в общем провалилась. Мы уже ранее сообщали о аналогичных проблемах в Кувейте (там также были вынуждены пойти на отмену визовых ограничений для иностранцев и членов их семей), теперь обратим внимание на ситуацию с экспатами в ОАЭ. Там очевидно все идет ровно к такому же откату от прежних намерений правительства ускорить «национализацию труда». По оценке американских экспертов, совокупность факторов замедлила способность Объединенных Арабских Эмиратов на сегодня привлекать и удерживать число временных иностранных рабочих, что когда-то было основным способом насыщения рынка труда, ослабив тем самым способность страны компенсировать замедление темпов экономического роста. Недавние реформы, начатые Абу-Даби, будут встречены отпором со стороны коренного населения, принадлежащего к нацменьшинствам, что может привести к дальнейшему разделению между более богатыми южными эмиратами и более обделенными нефтью северными. В краткосрочной перспективе это приведет к тому, что правительство рассмотрит возможность свертывания этих реформ и расширения линейки экономических субсидий и культурных привилегий для защиты повышенного социального статуса подданных ОАЭ. В долгосрочной перспективе усиление разногласий по линии Север-Юг может привести к перестройке политической системы страны, угрожая ее традиционно стабильной и благоприятной деловой репутации.
Поток иностранной рабочей силы в ОАЭ иссякает, что заставляет власти страны прибегать к балансированию: как привлечь и удержать достаточное количество работников из-за рубежа, чтобы сохранить темпы роста своей экономику, не отчуждая при этом от национального рынка труда своих собственных подданных. В рамках стремления укрепить свой рынок труда, Абу-Даби за последний год разработал ряд планов стимулирования, визовых реформ и изменений в бизнес-законодательстве. Но эти решения рискуют встретить негативную реакцию коренных подданных ОАЭ, которые видят в продолжительном пребывании экспатриантов угрозу своему образу жизни и высокому социальному статусу. Этот социальный дискомфорт создают предпосылке для исторического сдвига в общей пока стабильной политической системе страны.
Аравийские монархии постоянно корректируют свои социальные контракты с целью создать условия для сохранения экономической стабильности своих стран в условиях предполагаемого окончания эпохи пикового спроса на нефть. То есть к такому моменту, когда их национальные бюджеты будут не в состоянии поддержать нынешний уровень субвенций и субсидий для своего национального населения. В попытке лучше подготовиться к предстоящей эпохе падения мировых нефтяных цен и отсрочить ее, арабские государства Персидского залива экспериментируют с различными экономическими и социальными реформами, включая корректировку своих рынков труда, которая в конечном итоге может привести к непреднамеренным политическим изменениям и нестабильности. Собственно последние шаги Эр-Рияда направлены именно на это. Национальная программа развития промышленности и логистики была официально запущена в понедельник в Саудовской Аравии. Как сообщил телеканал «Аль-Арабия», обширный план, в запуске которого участвовал наследный принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, предусматривает приоритетные усилия правительства королевства в 12 секторах экономики, прежде всего в энергетике, нефтехимии, горнодобывающей и автомобилестроительной промышленности. Документы подписаны в рамках прошедшей в Эр-Рияде конференции, посвященной новой программе по развитию промышленности королевства. Согласно расчетам властей, реализация программы позволит к 2030 обеспечить 1,6 млн рабочих мест, а также принесет государству 1,2 трлн саудовских риалов (319,9 млрд долларов) за счет локализации производства. Кроме того, как уточняет телеканал, руководство королевства объявило о подписании 37 меморандумов между саудовскими и иностранными компаниями, которые направлены на решение задач программы. В общей сложности, отмечает «Аль-Арабия», сумма подписанных контрактов достигает 235 млрд саудовских риалов (54,4 млрд долларов). Сюда относится и крупное соглашение в аэрокосмической сфере с французской компанией по производству вооружений Thales («Талес»), а также между Saudi Aramco («Сауди арамко») и французской SABIC («Сабик») в области нефтепереработки. Государственная программа «Развитие промышленности» включает в себя 13 пунктов. Речь идет, в частности, о поддержке локального автомобильного производства (на это планируется выделить 45 млрд саудовских риалов (11,9 млрд долларов)) и создании в 2019 году пяти специальных экономических зон. Этот упор на локализацию производств опять же упирается в проблему привлечения иностранной рабочей силы, так как реализовать эту программу исключительно национальными трудовыми резервами в среднесрочной перспективе практически невозможно. То же самое касается и ОАЭ.
На протяжении десятилетий иностранные экспаты составляли около 80 процентов населения ОАЭ. Это связано как с небольшим коренным населением страны, так и с ее устойчивой экономикой (по сравнению со многими из стран в Персидском заливе), которая требует привлечение серьезного трудового пула. Какое-то время иностранцы, которые удовлетворяли этим требованиям — включая знание английского языка и престижные университетские дипломы — самостоятельно стекались в ОАЭ. Это было особенно актуально во время глобального финансового кризиса 2008-2009 годов, когда высококвалифицированные рабочие массово стекались в Дубай (где проживает около половины иностранных рабочих). Но эти факторы, которые когда-то стимулировали многих иностранцев на приезд в страну, в значительной степени иссякли, вызвав падение привлекательности эмиратского рынка труда для иностранной рабочей силы. Глобальное восстановление мировой экономики сейчас означает, что большинство иностранных работников могут найти хорошую работу у себя дома. Недавние политические события также негативно отразились на репутации ОАЭ. К ним надо отнести несколько громких арестов иностранцев и местных жителей после «арабской весны», блокада Катара и обострения разногласий между арабскими государствами Персидского залива и Ираном. Но основной причиной оттока экспатов из ОАЭ являются нынешние трансформации в экономике страны. Это включает в себя введение в январе 2019 года налогов на добавленную стоимость (НДС), а также увеличение платы за услуги, рост стоимости жизни и снижение общего уровня зарплаты — все это съело до половины зарплаты иностранных рабочих, которые привлекались ранее в страну именно перспективой высоких заработков. По мере того, как некогда стабильное предложение экспатов иссякает, рынок труда ОАЭ демонстрирует признаки замедления со стагнацией и падением розничных рыночных цен, сокращающимся индексом работодателей и падением как роста частного сектора, так и потребительских расходов. Все это усугубляется тем моментом, что власти ОАЭ не собираются отказываться от нынешней налоговой системы и тормозить общий рост цен. В результате, правительство сейчас сосредоточилось на устранении логистических барьеров для занятости путем проведения нескольких реформ рынка труда за последний год. Из последних по времени таких мер: разрешение выдачи экспатам 10-летних виз (самые долгие по срокам в истории ОАЭ), которые правительство начало выдавать в январе 2019 года. В 2018 году правительство изменило прежние законы, которые теперь разрешают пенсионерам после 55 лет оставаться в ОАЭ при условии наличия у них достаточных средств для проживания и продлил срок для выпускников школ и вузов по поиску работы до года. Кроме того, в настоящее время страна разрешает иностранным рабочим переходить на другую работу в рамках ОАЭ без обязательного ранее выезда из страны и оформления трудовой визы заново. Теоретически это означает, что иностранные рабочие теперь будут иметь больше возможностей «пустить корни» в Объединенных Арабских Эмиратах — особенно из более бедных стран, таких как Индия, Пакистан, арабские страны и Филиппины, которые на сегодня уже составляют большинство населения ОАЭ. Однако такая перспектива чревата нарушением социального контракта правительства с коренным населением страны, который, в частности, уже давно основывается на том, что экспаты находятся в ОАЭ лишь в течение короткого периода времени. Коренные жители, которые пользуются щедрыми пакетами социального обеспечения со времени обретения независимости Объединенными Арабскими Эмиратами в 1971 году, будут рассматривать такие реформы как потенциальную демографическую и экономическую угрозу их нынешнему высокому социальному статусу. В частности, в менее богатых северных эмиратах регулярно высказывается озабоченность по поводу того, что нынешняя система позволяет иностранным рабочим «отнимать» рабочие места у коренного населения. Это означает, что по мере того, как нынешние визовые реформы практически превращают эмигрантов в фактических постоянных резидентов, все больше подданных ОАЭ будут оказывать соответствующее давление на правительство. В краткосрочной перспективе эта негативная реакция, вероятно, заставит правительство ОАЭ рассмотреть вопрос об отказе или корректировке визовых реформ, создавая тем самым неопределенность в обществе и среди экспатов в отношении того, какие изменения останутся, а какие нет. Коренное население также будет оказывать давление на правительство, с тем чтобы оно увеличило экономические субсидии и культурные привилегии, такие, как денежные субсидии или национализация определенных категорий рабочих мест, с тем чтобы обеспечить сохранение социального статуса коренных жителей ОАЭ. То есть, ситуация пойдет по тому же очень спорному пути, как и в соседнем КСА, которое осуществила аналогичные меры в рамках своего видения реформ экономической реструктуризации до 2030 года. В рамках купирования такого недовольства Абу-Даби так же может пойти на осуществление мер, которые формально подавляют публичное выражение иностранных культур, сокращение терпимости к эмигрантским праздникам, таким как Рождество, более строгий контроль за одеждой и поведением в общественных местах, и более строгие стандарты для арабского языка и культуры в частных школах. Однако эти краткосрочные компромиссы, скорее всего, не позволят полностью разрядить растущую напряженность в отношениях между эмигрантами и местными жителями, что создает предпосылки для более широких и долгосрочных политических последствий. Прежде всего в рамках усиления раскола между богатыми Абу-Даби и Дубаем на юге и северными эмиратами, которые по уровню своего ВВП в пять беднее своих соседей. Это, в свою очередь, может отразиться на функциях Федерального национального совета (ФНС), частично избранного, но в целом беззубого законодательного органа страны — и единственного федерального учреждения, в котором гарантируется представительство пяти северных эмиратов. Под давлением местного населения члены ФНК могут начать требовать усиления надзора не только за визовыми правилами или миграционными процессами, но и за другими правилами и вопросами, не связанными напрямую с реформой рынка труда. Этот сценарий теоретически превратил бы ФНС в инструмент давления на нынешнюю политическую систему страны, которая предоставляет исключительную свободу действий правителям Дубая и Абу-Даби в принятии национальных решений. Рост разногласий между Севером и Югом может также подорвать принципы системы придачи власти. Наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид Аль Нахайян в настоящее время намерен занять пост президента после смерти своего старшего брата, Халифы бен Заида Аль Нахайяна. Тем не менее, правители всех семи эмиратов должны сначала согласиться на такой вариант наследования, что дает более бедным северным эмиратам возможность повлиять на этот процесс. Этот вариант пока выглядит маловероятным в силу общей экономической ситуации и нынешнего потенциала внутренних сил безопасности, но в потенциале он не исключен.

62.88MB | MySQL:102 | 0,500sec