О причинах отставки правительства ПНА

Президент Государства Палестина Махмуд Аббас принял во вторник 29 января отставку правительства Рами Хамдаллы и поручил ему исполнять обязанности до формирования нового кабинета. Об этом сообщает информационное агентство ВАФА. Ранее днем базирующееся в Рамалле на Западном берегу реки Иордан Правительство национального согласия под руководством Хамдаллы в полном составе официально подало Аббасу прошение об отставке. Это было сделано после того, как Центральный комитет движения ФАТХ на прошедшей в воскресенье встрече под председательством президента рекомендовал сформировать новый кабинет, в состав которого вошли бы все фракции Организации освобождения Палестины (ООП). Как отмечает ВАФА, Аббас «начнет в ближайшее время консультации по формированию будущего правительства из фракций ООП, чтобы подготовиться к проведению выборов в законодательные органы власти». В контролирующем сектор Газа и противоборствующем с ФАТХ движении ХАМАС уже заявили, что не признают любой новый совет министров, сформированный в одностороннем порядке властями на Западном берегу. «Объявление о формировании нового правительства является признанием трагедий и катастроф, вызванных кабинетом Хамдаллы, — сказал его официальный представитель Сами Абу Зухри. — Никакое правительство не будет иметь легитимного статуса без национального консенсуса». Хамдалла официально приступил к исполнению своих обязанностей в июле 2013 года, сменив на посту премьера Саляма Файяда. Позднее он дважды уходил в отставку — первый раз через две недели после назначения, сформировав затем новый кабмин, а потом — в апреле 2014 года, после того, как ФАТХ и ХАМАС подписали соглашение о создании правительства единства с целью положить конец длившейся на тот момент уже семь лет активной фазе междоусобной внутрипалестинской вражды и открыть путь для проведения президентских и парламентских выборов. 2 июня того же года кабинет технократов Хамдаллы был приведен к присяге, однако из-за постоянно возникавших разногласий с хамасовцами так и не смог приступить к полноценной работе в Газе, как было предусмотрено договоренностями фракций. При этом отметим, что отставка правительства надо рассматривать как часть серьезной внутриполитической борьбы в самом ФАТХ и попыткой М.Аббаса на этом фоне заручиться поддержкой своей кандидатуры как бесспорного лидера ООП всех фракций, входящих в эту структур. И делается это испытанным путем — предоставлением представителем тех или иных партий ключевых министерских постов. При этом сам факт принятия отставки правительства фактически ставит крест на неопределенное время на все контакты между ФАТХом и ХАМАСом по вопросу создания правительства национального единства. Ранее  Аббас планировал отложить этот вопрос на период после межпалестинской встречи в Москве, которая  должна пройти в середине следующего месяца, ориентировочно 13-14 февраля. Таким образом, он сделал ход конем в рамках потенциального усиления своих переговорных позиций, но сам факт проведения таких консультаций именно в феврале после произошедшего очень проблематичен. И соответственно надо констатировать, что участие Москвы в рамках своего посредничества на внутрипалестинском треке оказывается в подвешенном состоянии. В то же время пока нет ясности насчет кандидатуры будущего премьера. По ряду данных, на этот пост могут быть выдвинуты видный функционер ФАТХ, бывший советник Аббаса и экономический эксперт Мухаммед Штайя, бывший министр национальной экономики и экс-заместитель премьера Мухаммед Мустафа, а также действующий министр по гражданским делам Хусейн аш-Шейх. Как отмечает в свою очередь ВАФА, инициатива по смене кабинета была выдвинута ФАТХом после того, как переговоры о примирении с контролирующим сектор Газа движением ХАМАС не привели к восстановлению единства и не способствовали прекращению длящегося уже 12 лет раскола между анклавом и Западным берегом реки Иордан, а также после решения Высшего конституционного суда в декабре распустить Палестинский законодательный совет (ПЗС, однопалатный парламент) и провести новые парламентские выборы в течение полугода, что хамасовцы отказались признавать. Последние уже назвали нелегитимными и попытки Аббаса создать новое правительство. «Рекомендации ЦК ФАТХ являются новым нарушением и ослабляют внутренний фронт Палестины, — заявил их представитель Хазем Касем. — Они наносят удар по всем усилиям, направленным на достижение примирения и еще больше усугубляют раскол».

Тем не менее, надо констатировать и тот факт, что настоящее время в условиях полного разрыва в формате открытых консультаций между ФАТХом и ХАМАСом, между ними идут тайные переговоры по путям выхода из кризиса. По данным ряда источников, посредником в этих контактах выступают  палестинские спецслужбы, который собственно уже давно выступали посредниками между  ними. В чем суть нынешних маневров М.Аббаса? Такими резкими шагами он хочет добиться консенсуса в рамках принятия своей кандидатуры не только в рамках всего ООП, но и со стороны ХАМАСа. Ряд бывших и нынешних руководителей палестинской разведки хотели бы заменить Аббаса на его посту, и это на сегодня более всего волнует 85-летнего лидера ФАТХа. ХАМАС с подачи ОАЭ и АРЕ выступает за кандидатуру  Мухаммеда Дахлана, бывшего главу Службы превентивной безопасности (СПБ) в Газе и нынешнего советника по вопросам безопасности  наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна. Еще один потенциальный кандидат- это бывший глава СПБ Джебриль Раджуб, а ныне глава Палестинской футбольной федерации.  Нынешний глава спецслужбы ПНА Маджид Фарадж в декабре прошлого года подал соответствующий  рапорт М.Аббасу, в котором подчеркивалось присутствие ХАМАСа на Западном берегу и устойчивые  связи между некоторыми чиновниками ХАМАСа и людьми в правительстве и из близкого круга  лидера ПНА. И эти контакты в основном были обусловлены попытками договориться о выдвижении именно М.Дахлана в качестве преемника М.Аббаса. Этот рапорт вынудил главу ПНА его пойти на решительную перетасовку правительства и аппарата своих личных советников, с одновременной попыткой получить поддержку в этом вопросе со стороны остальных фракций ООП за счет предоставления им некоторых министерских портфелей.

52.25MB | MySQL:103 | 0,500sec