О визите российских дипломатов в Израиль

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин и специальный представитель президента по Сирии Александр Лаврентьев прибыли в Израиль 28 января, для переговоров по Сирии от имени президента РФ Владимира Путина.  В этот же день, через неделю после того, как МИД России осудил Израиль за атаки по Сирии, российские переговорщики встретились с гендиректором израильского МИДа Ювалем Ротемом, по словам которого обсуждались «различные региональные проблемы» и разговор получился «значимым и содержательным».

Помимо переговоров в израильском МИДе, С.Вершинин и А.Лаврентьев провели консультации с главой Совета национальной безопасности Израиля Меиром Бен-Шабатом, министром по делам Иерусалима Зеэвом Элькиным и директором «Моссада» Йоси Коэном. Согласно сообщению МИД РФ, «в центре обсуждения находились вопросы развития ситуации в регионе и Сирии, задачи скорейшего продвижения политического урегулирования в Сирии на основе резолюции 2254 СБ ООН, уважения суверенитета и территориальной целостности страны»[i].

Высокопоставленные российские представители встретились также с премьер-министром и министром обороны Израиля Биньямином Нетаньяху, который также возглавляет МИД. Канцелярия премьер-министра выступила с заявлением, в котором говорилось, что в центре обсуждения находится проблема с Ираном, ситуация в Сирии и укрепление механизма предупреждения конфликтных ситуаций и предотвращения случайных столкновений между армиями двух государств в Сирии. В заявлении говорится, что российские официальные лица «подтвердили приверженность России защите национальной безопасности Израиля». С.Вершинин и А.Лаврентьев были в Израиле в июле 2018 года, незадолго до того, как Б.Нетаньяху вылетел в Москву на встречу с президентом России В.Путиным.

А.Лаврентьев и С.Вершинин по всему региону проводят встречи с различными заинтересованными сторонами в рамках урегулирования ситуации в Сирии. Аналогичные переговоры были проведены в начале января этого года в Турции, а также в странах Персидского залива. После встречи с представителями израильского Министерства обороны в среду, российские представители отправились в Рамаллу для переговоров с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) по вопросу палестино-израильского урегулирования[ii].

В Израиле убеждены, что иранский план последних лет заключался в том, чтобы окружить Израиль со всех сторон: на ливанской границе, Сирии, Синайском полуострове, Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа, включая создание баз в районах, откуда можно сократить радиус действия баллистических ракет. Этот план разрабатывался совместно с ядерной программой, проектом по баллистическим ракетам, способным нести ядерные боеголовки на тысячи километров, и проектом по созданию высокоточных ракет, поражающих цели в радиусе 50 метров, находящихся на расстоянии сотни километров. Заявления командующего ВВС Исламской Республики Иран (ИРИ) генерала Азиза Насирзаде о том, что армия его страны готова к уничтожению еврейского государства, соотносится в Израиле с экстремистской идеологией иранского руководства.

Как отмечает Walla News, в беседах с Б.Нетаньяху российский президент соглашался, что для Израиля и России было бы лучше использовать «механизм деконфликтизации», чем допустить столкновение на небольшой территории под названием Сирия. Знакомство двух лидеров продолжается с 2000 года, и как отмечают израильские комментаторы, на практике израильская дипломатия приносит результаты. Российско-израильский механизм взаимодействия в Сирии позволил сорвать планы Ирана, но борьба продолжается, т.к. Тегеран не сдался, начал действовать хитро и креативно. Предполагалось, что Б.Нетаньяху потребовал в разговоре с членами российской делегации усилить взаимодействие в сфере безопасности и обеспечить сохранение свободы действий израильских ВВС на территории Сирии, несмотря на напряженность в регионе. Как отмечается, батареи зенитно-ракетной системы С-300 действительно были доставлены в Сирию, но еще не заступили на боевое дежурство, т.к. российская сторона опасается не только столкновения между Израилем и Сирией, но и того, что сирийцы вновь собьют российский самолет. Помимо решимости Израиля не допустить иранского военного закрепления в Сирии, Иерусалим является каналом связи между Россией и Соединенными Штатами, и Москва это прекрасно понимает. Особенно с учетом решения Белого дома отложить вывод американских войск из Сирии и сохранить хотя бы одну базу Эт-Танф (в районе на границе между Иорданией, Сирией и Ираком) в стране, которая стремится к своему суверенитету. В последние месяцы давление на Тегеран возросло, что привело к обострению дискуссий внутри Ирана, а также усилению трений между Сирией и Россией из-за ИРИ. Такое давление могло бы способствовать усилиям Израиля[iii].

По словам Филиппа Смита, сотрудника Вашингтонского института ближневосточной политики, «эксперта по шиитской милиции», которого цитирует The Jerusalem Post, Иран не собирается покидать Сирию, и Россия не сможет полностью убрать иранцев из страны. «Израильтяне довольно эффективно противодействовали некоторым вещам, которые были ввезены (из Ирана в Сирию), но это более длительный процесс. Сирийский фронт предоставил им [иранцам] широкий доступ, он стал для Тегерана сбывшейся мечтой». По мнению американского эксперта, иранцы смотрят на это так: «Хорошо, у нас были некоторые неудачи, но мы не готовы в данный момент начать какую-либо наступательную кампанию». «Хизбалла» на самом деле тоже не в таком положении, чтобы атаковать Израиль, «но если вы дадите им несколько лет, чтобы развить свои возможности, тогда и возникнет реальная проблема», – добавил он. «Иранцы рассматривают это как процесс, продолжающийся на протяжении нескольких десятилетий, а война в Сирии предоставила им новую возможность… Они находятся в Сирии, у них есть там военное присутствие, и они строят местные, внутренние сегменты «Хизбаллы». В долгосрочной перспективе, даже если они не являются идеологически лояльными, они будут продолжать получать средства из Тегерана»[iv].

Бывший главнокомандующий ВВС Израиля Амир Эшель (ушедший в отставку в 2017 году) на ежегодной конференции Института исследований национальной безопасности (INSS) в Тель-Авиве 28 января с.г. заявил, что только Россия, а не израильская военная мощь, может полностью убрать Иран из Сирии. «Никакие военные действия не выведут Иран из Сирии. Только дипломатические усилия могут убрать иранцев из Сирии, и у этих дипломатических усилий есть только один адрес – это Россия», – сказал генерал-майор (в запасе)[v]. При этом он предупредил, что «есть большая вероятность того, что русские резко изменят свою точку зрения».

К А.Эшелю на этой конференции присоединился бывший военный стратег, бригадный генерал (в запасе) Йорам Хамо и генерал-майор Ницан Алон, который возглавлял военные операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) против Ирана. Они заявили о победе над ИРИ в Сирии, при этом Израилю в значительной степени удалось воспрепятствовать усилиям Ирана по созданию постоянного военного присутствия на сирийской территории. Израиль давно предупреждает, что Иран работает над военным закреплением в Сирии, чтобы создать второй фронт, с которого иранцы смогли бы угрожать еврейскому государству – в дополнение к тому, который был создан в Ливане с помощью подконтрольной ему шиитской организации «Хизбалла». По словам представителей Министерства обороны, с целью предотвращения такой ​​ситуации, Израиль осуществил сотни ударов по иранским целям в Сирии за последние несколько лет, в том числе на прошлой неделе, после того, как Иран выпустил ракету средней дальности  класса «земля-земля» по Голанским высотам.

Президент Реувен Ривлин, который также выступил на конференции INSS в понедельник, предупредил, что Иран, скорее всего, «усилит свои ответные действия» на удары Израиля по своим объектам в Сирии. В последнее время премьер-министр Б.Нетаньяху, бывший начальник Генштаба ЦАХАЛа Гади Айзенкот и другие высокопоставленные израильские официальные лица, начали утверждать, что эти военные операции предотвратили планы Ирана и не позволили ему сформировать боевые силы из 100 000 человек, которые Тегеран планировал разместить вдоль сирийской границы с Израилем.

По словам Н.Алона, «нет второго фронта, обладающего возможностями разведки и радиоэлектронной борьбы». Образовался существенный пробел между тем, что Иран планировал достичь в плане установления своего военного присутствия в Сирии, и тем, что Тегерану действительно удалось сделать. Н.Алон, которому было поручено возглавить борьбу ЦАХАЛа против Ирана в июле 2018 года, добавил, что проблема военного присутствия Ирана в Сирии становится все более острой в связи с регулярными атаками Израиля и большими издержками, которые несет Тегеран, испытывающий финансово-экономические трудности. Генерал-майор рекомендует Израилю попытаться «обострить конфликты» в иранском обществе, пытаясь заставить Тегеран полностью вывести свои войска из Сирии. А.Эшель, при этом, утверждает, что «никто другой», кроме России, не может заставить Иран вывести свои войска из Сирии.

Генералы ЦАХАЛа обсудили «доктрину Айзенкота», политику, которую он проводил в течение его четырехлетнего пребывания в должности. Основой этой доктрины было понятие «кампания между войнами» или регулярные операции, которые ЦАХАЛ проводила для предотвращения полномасштабного конфликта и ослабления своих врагов.

«Четыре элемента «кампании между войнами» Г.Айзенкота: они направлены против иранского закрепления в Сирии и поощряют дипломатические усилия по выводу иранцев из Сирии, откладывают войну с помощью действий, демонстрирующих превосходство, и создают лучшие условия для победы в случае начала реальной войны», – сказал А.Эшель.

Накануне в своем первом публичном выступлении после ухода в отставку Г.Айзенкот похвалил Армию обороны Израиля (под его же командованием) за противодействие усилиям «Хизбаллы» и Ирана. Г.Айзенкот сообщил, что ЦАХАЛ не позволил Ирану и находящейся в Ливане «Хизбалле» создать в Сирии второй фронт для борьбы против еврейского государства. По его словам, благодаря атакам ЦАХАЛа часть спецподразделения «Аль-Кудс» под командованием Касема Сулеймани была переведена в Ливан, а некоторые боевики вернулись в Иран. Этому способствовал подход Г.Айзенкота – «убивай проблемы, пока они незначительные».

Диалог между Израилем и Россией продолжается (как отметил также вице-премьер РФ М.Авимов на XV заседании межправительственной израильско-российской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству) и не только по вопросам экономической и гуманитарной сферы. Военно-политическое взаимодействие в Сирии продолжится в рамках отстаивания сторонами своих интересов. Палестинская проблема остается одним из важных аспектов ближневосточной политики России.

[i] Российские дипломаты обсудили с Аббасом палестино-израильское урегулирование // ТАСС. 30.01.2019. URL: https://tass.ru/politika/6059774

[ii] После осуждения Израиля Москва направляет высокопоставленных лиц для переговоров с Нетаньяху // The Jerusalem Post. 29.01.2019. URL: https://www.jpost.com/Israel-News/After-censuring-Israel-Moscow-sends-senior-officials-to-meet-Netanyahu-579126 (на англ. яз.)

[iii] Свобода действий в Сирии до эскалации Ирана: послание, которое Нетаньяху передаст России // Walla. 29.01.2019. URL: https://news.walla.co.il/item/3215851 (на иврите)

[iv] По словам эксперта, русские не смогут убрать иранцев из Сирии // The Jerusalem Post. 29.01.2019. URL: https://www.jpost.com/Middle-East/Russians-wont-be-able-to-push-Iran-out-of-Syria-expert-says-579070 (на англ. яз.)

[v] Экс-глава ВВС: только Россия может вывести иранцев из Сирии // The Times of Israel. 28.01.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/ex-air-force-chief-only-russia-can-get-the-iranians-out-of-syria/ (на англ. яз.)

52.23MB | MySQL:103 | 0,632sec