Расследование убийства Дж.Хашогги как важный фактор во внешнеполитическом курсе Саудовской Аравии: новые тенденции

Несмотря на то, что расследование убийства в Турции саудовского журналиста Дж.Хашогги отошло на второй план в заголовках мировых СМИ, тем не менее, некоторые недавние события показывают, что значимость это вопроса остается прежней в  выстраивании отношений между Саудовской Аравией и ее деловыми и стратегическими партнерами.  Как стало известно,  25 января с.г. появилась информация о намерении Европейской Комиссии (ЕК) добавить Саудовскую Аравию в проект списка стран, которые представляют угрозу для безопасности ЕС по причине недостаточно эффективного контроля в  сфере борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег. Сообщается, что «черный» список из 16 стран, составленный  Целевой группой по финансовым действиям (ФАТФ). (Financial Action Task Force, FATF), включает в себя  Иран, Ирак, Сирию, Афганистан и КНДР, т.е. КСА оказалась среди явных «стран-изгоев». Согласно анонимным источникам из Брюсселя и Эр-Рияда, полный состав  вышеупомянутого списка является пока конфиденциальной информацией. При этом указывается,  что причиной его обновления стали «новые критерии», которые приняла ЕК еще в 2017 г. Хотя само решение пока предварительное и  потребует утверждения со стороны всех членов ЕС в ближайшее время. Предполагается, если такой документ будет утвержден, тогда новым правилам европейцы могут потребовать полную и прозрачную информацию о всех сделках саудовских фондов и компаний, включая мониторинг финансовых активов с указанием источников их происхождения и полных сведений об истинных бенефициарных владельцах, в случае возникновения  каких-либо подозрения у компетентных органов ЕС. О реакции саудовской стороны пока неизвестно, т.к. дипломаты КСА в Брюсселе не давали каких-либо комментариев.

Одной из причин таких мер в отношении КСА, некоторые аналитики посчитали, ситуацию вокруг убийства саудовского журналиста. Как известно,  в отличие от официального Вашингтона, многие европейские страны выступили с более жестких позиций. В том числе и Германия, которая призывала членов ЕС отказаться от продажи оружия Саудовской Аравии, заявив, что  главное условие прекращения эмбарго – полное и открытое расследование. Кроме того, многие европейские политики и бизнесмены демонстративно бойкотировали саудовский инвестиционный форум «Давос в пустыне» в октябре прошлого года. Вряд ли эти действий были спонтанными, т.к.  репутация Саудовской Аравией в Европе всегда была противоречивой, особенно в связи с обвинениями в нарушение прав человека, финансировании терроризма, участия в гражданской войне в Йемене и т.д. Укажем также, что именно в  некоторых странах ЕС нашли себе политическое убежище многие саудовские оппозиционеры, диссиденты, включая даже некоторых «опальных» представителей королевской семьи. В любом случае, для КСА это достаточно серьезный ущерб для его деловой репутации, а принятие нового списка стран  еще больше  осложнит итак  непростые отношения с ЕС.

Также  отмечается,  что эти действия Брюсселя совпали по времени с очередным демаршем  Конгресса США с целью оказать давление на администрацию президента Д.Трампа по «саудовскому вопросу». Прежде всего, это касается заявлений сенатора от Республиканской партии Л.Грэма, которые он сделал   во время своего визита в Анкару 19 января с.г.  «Отношения между США и Саудовской Аравией не могут продвигаться вперед, пока не будет решен вопрос  с наследным  принцем Мухаммедом бен Сальманом», — прямым текстом заявил он. Напомним, что Л.Грэм не только один из столпов GOP (Grand Old Party), но ранее еще и горячий сторонник Д.Трампа. В настоящее время он один из главных модераторов  «антисаудовского движения» в Сенате,  который принял в декабре 2018 г. несколько демонстративных резолюций (о прекращении военной помощи КСА,  йеменском конфликте, а также об ответственности наследного принца за убийство Дж.Хашогги).  Особо обращается внимание, на его слова о намерении Конгресса ввести новый пакет санкций в отношении всех, кто причастен к убийству саудовского журналиста. «Конгресс направит миру и Саудовской Аравии очень четкий сигнал о том, что мы не будем вести дела, как обычно», — сказал сенатор.  При этом, несмотря на многочисленные прежние персональные выпады в адрес Мухаммеда бен Сальмана (МБС), он подчеркнул важность сохранения альянса между КСА и США, «но не любой ценой». Полагают, что этим самым он дал понять, что   в определенных кругах есть желание «скорректировать» отношения с Эр-Риядом в рамках традиционных американских ценностей.  Но пока неясно, является ли это просто формой политической демонстрации,  или он выразил стремление некой «трансатлантической группы» политических элит, которые действительно прорабатывают вопрос о смене режима в Саудовской Аравии. Но возможно, что это  один из способов, подобно предполагаемым санкциям ЕС, заставить саудовцев заплатить более высокую цену за восстановление деловой репутации, чем может потребовать от них президент Д.Трамп.

В региональной прессе такие высказывания Л.Грэма были встречены с критикой и расценены как бестактное вмешательство во внутренние дела КСА.  Впрочем, некоторые СМИ намекнули, что в данном случае, по их мнению, явно прослеживается «катарский след». Например, эмиратская газета The Gulf news в статье от 21 января с. г. отметила: «Интересно, что Грэм оказывает давление на Эр-Рияд, чтобы наладить отношения с Катаром, который отказывается выполнять условия квартета, возглавляемого   Саудовской Аравией. Грэм обвинил Саудовскую Аравию в наложении эмбарго на Катар «без разговоров с нами». В феврале прошлого года главный исполнительный директор  Катарского инвестиционного фонда  (the Qatar Investment Authority) встретился с Грэмом, чтобы обсудить крупные инвестиции в инфраструктуру и недвижимость». Конечно, саудовская пресса была наиболее «токсична» в своих оценках,  записав Л.Грэма в число явных «врагов королевства».  Колумнист Дж.ад-Диайби из официоза «Оказ» в статье от 28 января назвал все нападки американского сенатора «пустыми обвинениями». При этом он задается вопросом о причинах, которые заставили  «одного из самых лояльных союзников» в прошлом, и соратника «верного друга КСА сенатора Дж.Маккейна» вести себя подобным образом в отношении его страны – «атаковать  ее с враждебностью и ненавистью».  По мнению саудовского журналиста, такие необдуманные слова американского сенатора не только грубое оскорбление лидеров и символов королевства, но и попытка покушения на его суверенитет.

Однако  Эр-Рияд в этих условиях всеми возможными способами старается исправить подпорченный  имидж королевства и восстановить свои позиции в деловом мире.  Это стало очевидно во время проведения очередного  Всемирного экономического форума  (ВЭФ) в Давосе (22-25 января с.г.). Королевство было представлено весьма внушительной делегацией несколько министров и высокопоставленных чиновников (среди них — министр экономики М.ат-Тувейджри, министр финансов М.аль-Джадаан, министр иностранных дел И.аль-Ассаф,  председатель Управления рынка капитала М.аль-Кувэйз и др.).  Саудовцы пытались донести до участников форума свою главную идею  – «забудем дело  Хашогги и займемся  бизнесом, как прежде», т.к.  само государство и его экономика не должны оставаться  «заложником одного события». Именно так определили главный посыл КСА  многие западные медиа. Другой целью было  желание протестировать насколько изменилось отношение мировой бизнес-элиты к их стране за прошедшие три месяца, после крайне неудачного форума «Давос в пустыне».  Наблюдатели отметили, что в целом прием КСА  был позитивным и обнадеживающим,  даже почти «с открытыми объятиями» как будто не было никакого «дела Хашогги». Деловые встречи, подготовленные в рамках проекта «Очередные шаги Саудовской Аравии», на которых обсуждались планы экономической реформы, крупные сделки на рынке капитала, глобальные инвестиции, прошли в целом весьма успешно. Например, исполнительны директор  американского банковского холдинга Morgan Stanley Дж.Горман выступил в совместных дебатах с двумя саудовскими министрами. Другие участники ВЭФ выразили готовность взаимодействовать с Эр-Риядом в совместных проектах в ближайшем будущем. А  глава крупнейшей французской нефтегазовой компании Total П.Пуянне заявил, что он не планирует бойкотировать Саудовскую Аравию, и даже собирается инвестировать 5 млрд долл. США в ее нефтехимический сектор экономики. Также стало известно, что  ВЭФ включил две саудовские государственные компании – Aramco и Sabic в число 100 своих стратегических партнеров в 2019 г.

Тем не менее, если некоторые представители бизнес-элиты пытаются лишний раз не затрагивать «дело Хашогги», то официальная Анкара  не собирается отказываться от этого «козыря в рукаве» в своих геополитических играх. Тем более, когда Турция и США продолжают переговоры по созданию зоны безопасности на севере Сирии,  а также  в свете недавних заявлений о готовности  начать военные операции против «Сил народной самообороны» сирийских курдов. Турция явно не желает, чтобы убийство Дж.Хашогги, занимавшее первые строчки новостей  постепенно отошло на второй план, а затем превратилось бы очередное рутинное следствие.  Это стало очевидно, когда Турция заявила о намерении инициировать  расследование на международном уровне. По заявлению министра  иностранных дел М.Чавушоглу в январе с.г.,  Саудовская Аравия отказывается делиться материалами  с турецкой стороной в рамках проводимого ею следствия, а американская администрация   «готова спустить все на тормозах, когда дело заходит о деньгах».  Как и последнее заявление 3 февраля с.г. президента Р.Т.Эрдогана в интервью телеканалу ТРТ  с обвинениями США в преднамеренном молчании.

Однако Турции удалось добиться определенного успеха в этом направлении. В страну прибыла  международная группа экспертов ООН, которую возглавила спецдокладчик по вопросу внесудебных казней Агнес Калламард. Как было объявлено, визит этой делегации продлится с 28 января до 2 февраля с.г. По сообщению турецких СМИ она уже  провела несколько встреч с турецкими официальными лицами, а также изучила предложенные материалы, включая «звукозапись», на которой, по заявлению турецких спецслужб, зафиксировано убийство Дж.Хашогги. После этого, предполагается, что А.Калламард  отправится в КСА и будет ознакомлена с  судебным процессом. Хотя в этой связи возникают несколько вопросов — насколько будет прозрачно следствие и обеспечен свободным доступ к соответствующим документам, обеспечены прямые контакты со всеми обвиняемыми, а также состоится ли ее личная встреча с МБС? Ожидается, что А.Калламард представит свой доклад об убийстве Джамаля Хашогги на сессии Совета ООН по правам человека в июне 2019 г.

Кроме того, под пристальное внимание аналитиков по Ближнему Востоку в последнее время попали новые  тенденции в отношениях между Россией и КСА. Отмечается, что Москва заняла острожную позицию, приняв  «саудовскую точку зрения». При этом Россия неоднократно заявляла, что  это внутреннее дело Саудовской Аравии, и у нее нет  «оснований  подвергать сомнению» заявления официальных лиц Саудовской Аравии о непричастности королевской семьи. Неслучайно, что на этом фоне был особо отмечен рабочий визит директора СВР С. Нарышкина в Эр-Рияд 21 января с.г. По информации саудовских СМИ, он встретился с наследным принцем и главой Службы общей разведки генерал-лейтенантом Х.аль-Хумайданом. Во время беседы  обсуждались вопросы сотрудничества двух стран  в области борьбы с международным терроризмом, а также  способы эффективного разрешения региональных конфликтов. По естественным причинам, информация о прошедшем визите была лаконична и ограничена, но некоторые региональные  медиа, поспешили представить свою точку зрения о целях прошедшего  визита. Например,  кувейтская  газета «Аль-Ватан» от 23 января с.г. писала следующее: «Несмотря на различия во взглядах между Россией и Саудовской Аравией в некоторых вопросах, особенно по «иранскому досье», наблюдатели внимательно следят за  усилиями  Москвы в последнее время по укреплению отношения с союзниками Вашингтона в регионе,  включая Саудовскую Аравию, Египет и Катар. В то время как эти союзники, особенно Саудовская Аравия, могут найти свои отношения в России важным барьером и способом создания баланса в  отношениях с президентом США Дональдом Трампом, который говорил о своем желании разорвать отношения с Ближним Востоком».

Такая оценка не слишком сильно отличается от мнения американской прессы.  «The Wall Street Journal» в статье «Россия  играет мускулами на Ближнем Востоке» (Дж. Малсин, Э. Симмонс) от 21 января  с.г. пишет: «Москва стремится укрепить связи с традиционными союзниками США. Для союзников США из арабских стран растущая роль России на Ближнем Востоке становится важной страховкой в контексте их отношений с президентом Трампом, говорившем о желании уйти с Ближнего Востока, и принятое  им в декабре решение о выводе американских войск из Сирии. Ни в одной стране расширение российского влияния не было столь очевидно, как в Саудовской Аравии, бывшей врагом Кремля в эпоху холодной войны и поддерживавшей сирийских повстанцев, выступающих против режима Асада». «Господин Путин страстно желает воспользоваться расхождениями между Вашингтоном и его союзниками, пытаясь изобразить Москву в роли посредника, способного вести компромиссную политику в отношении проблемных геополитических вопросов», — отмечается в газете.  Одной из главной причин растущих симпатии к России в Эр-Рияде явилась, по мнению авторов статьи, ее позиции по делу об убийстве саудовского журналиста. «Россия отказалась критиковать Саудовскую Аравию даже после того, как убийство Хашогги пошатнуло давний альянс саудовцев с Соединенными Штатами». С этим согласен бывший посол США в КСА (2001-2003 гг.) Р.Джордан: «Я думаю, саудовцам надоело слушать указания американских президентов и законодателей относительно нарушений прав человека в их политике, а русских это почти не беспокоило». Другая американская газета  The Hill  в статье от 29 января с.г. «По мере того как отношения между США и Саудовской Аравией портятся, объявился новый «ухажер» (As US-Saudi relationship sours, a new suitor has come calling) информирует  о предстоящем визите в Эр-Рияд президента РФ В.В.Путина. Газета задается вопросом: «Возможно ли, что саудовский роман с Трампом закончился, и Путин может занять его место в  качестве самого почетного гостя саудовского королевства?» «В то время как двери в Вашингтоне закрывались для наследного принца Саудовской Аравии, двери в Москве открывались все шире, и теперь король и его сын отвечают взаимностью….  Странно думать, что судьба американо-саудовских отношений теперь зависит от успеха Путина в уверении  короля Сальмана и его сына, что Россия стала надежной альтернативой Соединенным Штатам…» — считает газета. Однако оба издания  полагают,  не стоит переоценивать опасность ситуации, поскольку «возможности Москвы в регионе Ближнего Востока ограничены… , а военный и экономический потенциал России  все еще составляет лишь часть по сравнению с США». Приводится мнение эксперта профессора М. Катца (Mark Katz, George Mason University, Virginia), что русские «готовы работать с традиционными союзниками Америки и воспользоваться любыми трениями между ними и США, но в то же время не хотят нести основную ответственность за безопасность в регионе так, как это делали  американцы».

Тем не менее, возможно по этим вышеупомянутым причинам, в отличие от Конгресса, Белый дом и силовые ведомства стараются сохранить доверительные отношения с нынешним саудовским руководством и стремятся  отвести от МБС все обвинения, как это сделала директор ЦРУ Дж.Хаспел 29 января с.г. во время слушаний в Сенате. Назвав убийство Дж.Хашогги «преднамеренным»,  но отказалась признать, что ее ведомство считает виновным в этом МБС. Кроме того, по имеющимся данным помощник по нацбезопасности Дж.Болтон заверил саудовцев в том, что контракты США на поставку вооружений будут продолжены  в соответствии с намеченным планом.

Как  долго Белый дом будет придерживаться такой позиции, сложно сказать.   Полагают, во многом это будет зависеть от результатов расследования спецпрокурора Р.Мюллера. Напомним, в последнее время в прессе помимо «русского следа» все чаще стали упоминаться КСА,  ОАЭ и Катар как финансовые доноры для избирательной кампании и инаугурационных мероприятий Д.Трампа. Согласно информации аналитического интернет-издания  The Daily Beast от 13.12.2018 г., определенные материалы, касающихся попыток некоторых стран Ближнего Востока влиять на американскую политику,  уже получены отдельной специальной группой под руководством Р.Мюллера.  Предполагается, что они будут обнародованы в первой половине 2019 г. В таком случае, если эти данные будут содержать компрометирующие материалы, то в  Белом доме могут пойти  на пересмотр некоторых своих позиций в деле Дж.Хашогги,  а это, несомненно, окажет влияние на внешнеполитический курс КСА.

52.3MB | MySQL:103 | 0,504sec