Оценки китайских специалистов оперативно-тактической авиации ВВС Израиля

Как сообщают китайские источники, за 2018 г. самолеты оперативно-тактической авиации ВВС Израиля совершили более 100 вылетов для нанесения ударов по военным объектам, находящимся на территории Сирийской Арабской Республики и в процессе выполнения боевых задач применили около 2000 различных боеприпасов, часть из которых достигла целей. В свою очередь, батареи и дивизионы зенитно-ракетных систем/комплексов ПВО Сирии достаточно активно выполняют перехват авиационных боеприпасов и при этом стараются бороться с истребителями и истребителями-бомбардировщиками ВВС Израиля.

Так, в результате ответного зенитного обстрела, 10 февраля 2018 г. был серьезно поврежден от разрыва осколочной боевой части зенитной управляемой ракеты, выпущенной из комплекса С-200 двухместный одномоторный истребитель F-16I Soufa (ивр. «Шторм») ВВС Израиля .

Конечно, крушение даже одного самолета является ударом по самолюбию израильских боевых летчиков, которые на протяжении нескольких десятилетий выполняют самые сложные боевые задачи и делают это без потерь. Соответственно, такое событие заставило специалистов в области стратегии и тактики ВВС Израиля пересмотреть свои подходы к бомбардировкам целей на территории сопредельного государства.

Некоторые китайские источники сообщали, что в результате очередного боевого вылета в декабре 2018 г. одна из эскадрилий ВВС Израиля, укомплектованная истребителями F-16 также понесла потери – сбит один самолет, который потерпел крушение на границе между двух государств, однако израильские обозреватели и официальные лица не прокомментировали данное сообщение.

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», тщательно изучили процесс формирования подразделений оперативно-тактической авиации ВВС Израиля, на вооружение которых находятся легкие истребители F-16 производства американской компании General Dynamics.

Как известно, данные самолеты поступили на вооружение ВВС Израиля после подписания соответствующего соглашения с американской стороной о реализации программы под условным  обозначением Peace Marble. В рамках первого этапа еврейское государство получило от Вашингтона 75 истребителей, из которых 67 боевых машин были одноместными в модификации F-16A и еще 8 истребителей в модификации F-16B, которые служили для подготовки молодых летчиков и переучивания строевых пилотов с других типов самолетов зарубежного и национального производства.

Данные самолеты поступили на вооружение 110-й эскадрильи Knights of North (в настоящее время расформирована), 117-й эскадрильи First Jet (дислоцирована на авиационной базе «Рамат Давид») и 253-й эскадрильи Negev (АвБ «Рамон»).

Указанные подразделения ВВС Израиля уже через три года, т.е. 7 июня 1981 после перехода на новые боевые самолеты приняли участие в «Операции Опера», в рамках которой, 8 истребителей F-16А Netz нанесли массированный бомбовый удар (боеприпасы типа Mk.84 массой по 2000 фунтов) по одному из объектов ядерной программы Ирака. Данные боевые самолеты действовали под прикрытием пяти истребителей-бомбардировщиков F-15.

Несколько позже израильские боевые летчики на истребителях F-16A и F-16B вполне успешно действовали против ВВС Сирии в воздушном пространстве над долиной Бекаа в Ливане, где они сбили 82 летательных аппарата противника. Известен случай, когда за один день один летчик F-16 ВВС Израиля сбил два МиГ-21 и три МиГ-23 при помощи управляемых ракет класса «воздух-воздух».

С этого момента истребители пилоты F-16 принимали участие во всех известных операциях 1996, 2002, 2006 и 2014 гг. По данным китайских источников, последний самолет в модификации F-16A/B Netz был снят с вооружения 26 декабря 2016 г., а всего эти боевые машины выполнили 474 000 полетов суммарной продолжительностью 335 000 часов.

Представляется возможным отметить, что данные самолеты после вывода из строевых частей переводили в 115-ю эскадрилью Flying Dragon (дислоцирована на АвБ «Увда»), пилоты которой выполняют полеты и тактические приемы, характерные для ВВС стран вероятного противника.  Данное подразделение также известно под обозначением Red Squadron. В рамках второго этапа программы Peace Marble (в период с 08.1983 по 12.1988 гг.) предприятия оборонно-промышленного комплекса США изготовили и передали ВВС Израиля 51 истребитель F-16C и 24 истребителя F-16D общей стоимостью 3,3 млрд долл. США.  Указанные боевые самолеты были поставлены на вооружение  101-й First Combat и 105-й Scorpion эскадрилий дислоцированных на АвБ «Хацор», а также были переданы в 109-ю Valley и 117-ю First Jet эскадрильи, которые на постоянной основе размещены на АвБ «Рамат Давид».

Как известно, F-16C/D Barak оснащали радиолокационной станцией AN/APG-68(V), которая при повышенной помехоустойчивости позволяла обнаруживать воздушные цели на повышенной дальности в таких режимах как «свободный поиск», «вертикальный поиск», а также выполнять пуски управляемых ракет  по одной или нескольким целям. Указанная РЛС позволяла одновременно сопровождать 10 целей.

Кроме того, станция AN/APG-68(V) позволила пилотам обнаруживать наземные и надводные стационарные/движущиеся цели и наносить удары по ним при помощи ракет AGM-65D, тогда как для воздушного боя были предназначены управляемые ракеты ближнего боя AIM-7 и УР средней дальности AIM-120.

На третьем этапе программы Peace Marble израильские военные получили 40 истребителей F-16C/D в модификации Block40 (условное обозначение Barak II). По данным китайских источников, к моменту получения данных самолетов предприятия ОПК Израиля уже обладали необходимыми разработками и практически мгновенно приступили к модернизации и дооснащению боевых машин для соответствия требованиям вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке.

Так, истребители F-16C/D Barak II оснастили новой подвесной контейнерной системой разведки и наведения под обозначением Litening III, которая состоит из инфракрасных и дневных цифровых видеокамер стандарта CCD и лазерного прожектора, позволяющих с высокой точностью наводить осколочно-фугасные корректируемые боеприпасы в условиях плохой видимости. Кроме того, конструкторы компании Elbit разработали и внедрили новый летный шлем, который позволял пилотам в полной мере реализовать возможности системы наведения УР ближнего боя «Питон-4» и «Питон-5».

В рамках четвертого этапа программы Peace Marble ВВС Израиля получили дополнительно 40 истребителей F-16A/B в модификациях Block 5 и Block10 (стоимость партии составила 1,45 млрд долл. США), однако наиболее значимым является пятый этап данной программы, поскольку израильские военные получили 102 истребителя F-16D Block 50/52, которые в последствии были модифицированы в модель под обозначением F-16I Sufa. Данные боевые самолеты стоят на вооружении 107-й, 119-й Bat, 201-й The One и 253-й Negev эскадрилий, которые дислоцированы на АвБ «Рамон» и «Рамат Давид».

Представляется возможным перечислить основные изменения, которые внесли израильские и американские специалисты в конструкцию самолета. Для увеличения дальности полета при максимальной бомбовой нагрузке под крыльями самолетов устанавливают новые топливные баки вместимостью по 1816 л каждый, а на корпусе смонтировано еще по два дополнительных топливных бака вместимостью по 1362 л. В результате без поддержки воздушных танкеров F-16I способны преодолеть 820 км с полной боевой нагрузкой.

Также, на F-16I установили РЛС AN/APG-68(V)9, которая по скорости обработки информации в пять раз быстрее чем предыдущая модель, а кроме того обладает большим объемом памяти. Следует отметить высокую надежность станции – период стабильной работы 400 часов, что на 50% выше, чем у моделей AN/APG-68(V)7 и 8.

Рассматриваемая РЛС позволяет пилотам применять следующие типы и модели авиационных средств поражения:

– УР ВВ AIM-120C; AIM-9 L/M,X; «Питон-4 и 5», «Дерби»;

– управляемый боеприпас AGM-154 JSOW и AGM-142 для борьбы с объектами ПВО;

– оперенные осколочно-фугасные бомбы типа JDAM Mk82/83/84;

– кассетные бомбы CBU-87 и кассетные противотанковые боеприпасы типа MSOV;

– бетонобойные бомбы GBU-10/12/15/16/24 серии Paveway;

– высокоточные боеприпасы класса «воздух-земля» CBU-103/104/105.

Кроме того, при нанесении ударов по наземным/надводным целям пилоты могут опираться на данные, получаемые от подвесных контейнерных систем наведения:

– Sniper XR или Pantera (применяются для обнаружения целей в ночное время и применения боеприпасов с лазерной ГЧ наведения);

– LANTIRN (для нанесения ударов на малых и сверхмалых высотах с использованием боеприпасов с инфракрасной ГЧ наведения).

Для повышения эффективности применения перечисленных боеприпасов и максимального использования бортовых систем разведки и обнаружения пилоты используют новейшие летные шлемы типа DASH IV.

В целом, в течении прошедших 30 лет, именно самолеты F-16 разных модификаций являлись основным ударным средством израильских военных в борьбе с угрозами национальной безопасности и даже при условии планомерной постановки на вооружение малозаметных истребителей пятого поколения F-35I Adir рассмотренные боевые самолеты будут оставаться актуальным средством защиты интересов еврейского государства на Ближнем Востоке еще в течение ближайших 10 лет.

52.24MB | MySQL:103 | 0,425sec