О целях Европейского союза при включении КСА в список государств с недостаточно надежными механизмами по борьбе с отмыванием денег и финансировании терроризма

Власти Саудовской Аравии с сожалением отмечают факт того, что Еврокомиссия (ЕК) внесла страну в список государств с недостаточно надежными механизмами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, несмотря на принятые меры по ужесточению законодательства в этой сфере. Об этом в четверг 14 февраля сообщает Саудовское агентство печати (САП). Королевство вновь выразило приверженность борьбе мирового сообщества с преступлениями, связанными с отмыванием денег и финансовым терроризмом. «Стратегическим приоритетом для Саудовской Аравии является противостояние отмыванию денежных средств и финансовому терроризму, — приводит агентство слова министра финансов королевства Мухаммеда аль-Джадаана. — Мы продолжим развивать и усиливать нашу нормативную базу для достижения этой цели». Глава Минфина также обратил внимание на то, что список должен быть одобрен Европарламентом и Советом ЕС, и призвал представителей ЕК и ЕП приехать в Саудовскую Аравию для проведения проверки мер, которые королевство принимает на местном, региональном и международном уровнях для борьбы с финансовыми преступлениями. «Саудовская Аравия продолжит взаимодействовать с Еврокомиссией и надеется на конструктивный диалог с партнерами из ЕС для того, чтобы обеспечить усиление и поддержку мер по противодействию отмыванию денег и [финансовому] терроризму на международном и региональном уровнях», — добавил аль-Джадаан. Кроме того, как показывают результаты исследования, проведенного в сентябре прошлого года Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, меры, предпринимаемые Саудовской Аравией для предотвращения финансовых преступлений, соответствуют рекомендациям организации, отмечает САП. Еврокомиссия (ЕК) 13 февраля обновила свой список стран с недостаточно надежными механизмами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В общей сложности в список вошли 23 страны. В нем значатся Ботсвана, КНДР, Эфиопия, Гана, Гуам, Иран, Ирак, Ливия, Нигерия, Пакистан, Панама, Пуэрто Рико, Самоа, Саудовская Аравия, Шри-Ланка, Сирия, Тринидад и Тобаго, Тунис, Виргинские острова (США), а также Йемен. Афганистан, Американское Самоа и Багамские острова признаны самыми небезопасными в этом отношении. Теперь список будет передан на одобрение Европарламента и Совета ЕС, которые вынесут заключение в течение одного-двух месяцев. После этого директива будет опубликована в Официальном журнале ЕС и вступит в силу спустя 20 дней с момента публикации. Еврокомиссия со своей стороны обязуется регулярно отслеживать ситуацию в указанных странах и обновлять список в соответствии с действиями властей этих государств. Как полагают эксперты, в конечном счете такое одобрение с стороны Совета ЕС и Европарламента последует, даже несмотря на неодобрение Лондона в связи с внесением в этот список Саудовской Аравии. Великобритания в ходе встреч за закрытыми дверями, которые прошли накануне обновления Еврокомиссией (ЕК) списка стран с недостаточно надежными механизмами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, настаивала на исключении Саудовской Аравии из него. Об этом в ночь на четверг сообщает агентство Рейтер со ссылкой на источники в органах власти Евросоюза. Согласно его информации, Британия обратила внимание на то, что список не соответствует данным Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая является мировым органом по стандартизации в этой сфере. По результатам исследования, проведенного в сентябре прошлого года Группой, меры, предпринимаемые Саудовской Аравией для предотвращения финансовых преступлений, соответствуют рекомендациям организации. В связи с этим обновленный список «может ввести представителей бизнеса в заблуждение», считают британские чиновники. «Соединенное Королевство продолжит работу с Еврокомиссией для того, чтобы удостовериться в предоставлении представителям бизнеса четкой информации, содержащейся в списке, а также в эффективности отслеживания финансовых преступлений», — приводит агентство слова представителя Казначейства Великобритании. При этом эти попытки, скорее всего, останутся без всякого внятного результата. Одновременно над отметить, что недовольство Британии вызывает исключительно только внесение в этот список именно КСА. Но в данном случае игра со стороны ЕС идет гораздо шире, и Саудовская Аравия в данном случае лишь одна из целей. И эта игра напрямую связана прежде всего с американскими попытками монополизировать инструменты финансового контроля. С другой стороны — это безусловная попытка оказания давления на Эр-Рияд, который в последнее время резко лимитировал возможности европейских компаний (особенно в сфере ВТС) для работы на саудовском рынке. Остается еще особняком тема Ирана, о которой надо остановиться отдельно.
Пока остановимся именно на выпаде в сторону Вашингтона, что особенно актуально на фоне торговых войн, которые инициировал президент Д.Трамп на разных направлениях. На протяжении многих лет Соединенные Штаты и их Министерство финансов играют ведущую роль в разработке мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (ПОД/ФТ) в дополнение к поддержке целевой группы по финансовым мероприятиям (ФАТФ) — международной организации, которая работает над соблюдением таких стандартов. В связи с этим США, как правило, плохо воспринимают любые попытки ЕС посягнуть на то, что она воспринимает как свою компетенцию. И до сих пор европейцы старались эту тему не трогать. 13 февраля однако Европейская комиссия предложила добавить в черный список ЕС страны и юрисдикции, которые имеют значительные пробелы в своей внутренней правовой базе в области ПОД/ФТ. В новый список вошли 23 страны, только 12 из которых относятся к группе высокого риска, сообщает ФАТФ. Из 11 новых добавлений некоторые, несомненно, уже вызвали самое серьезное недовольство Соединенных Штатов, включая Саудовскую Аравию и четыре юрисдикции США — Гуам, Американское Самоа, Американские Виргинские острова и Пуэрто-Рико. Это уже надо расценивать как брошенную американцам «перчатку». Произошедшее надо оценивать прежде всего в контексте того, что Европейский союз впервые использует собственную методологию для разработки своего списка наблюдения в дополнение к рамкам ФАТФ. Блок высоко оценил передовой характер своей методологии, вызвав быстрый негативный ответ со стороны Министерства финансов США, которое осудило шаги ЕС «как односторонние». «Методология Брюсселя была ошибочной и не включала в себя достаточный обзор каждой юрисдикции», заявило Министерство финансов, добавив, что «финансовые учреждения США не нуждаются в дополнительной проверке операций, связанных с процедурами ПОД/ФТ для 11 дополнительных юрисдикций, включенных в список ЕС». При этом безусловно просто так «отмахнуться» от этих решений Вашингтону не получиться. Поскольку страны, включенные в списки ЕС или ФАТФ, рассматриваются как страны с высоким риском, международные финансовые учреждения, особенно в Европе, как ожидается, более внимательно изучат сделки и операции, связанные с этими юрисдикциями. Вполне понятно в этой связи, что многие страны стремятся внести поправки в свои правовые рамки, с тем чтобы исключить свои имена из черного списка. В конечном счете, Соединенные Штаты обеспокоены тем, что Европейский союз эффективно навязывает свои новые стандарты остальному миру, потому что даже несмотря на то, что финансовая система и институты США задают глобальную планку, их европейские аналоги слишком сильны, чтобы их просто так игнорировать. В такой ситуации, например, присутствие Саудовской Аравии в списке может самым непосредственным образом повлиять на настроения иностранных инвесторов, что на фоне «дела Хашогги» еще больше осложняет инвестиционный климат в КСА. А привлечение иностранных инвестиций сейчас является для Эр-Рияда задачей «номер один», особенно на фоне фактического провала плана по привлечению инвестиций в создание «города будущего» на побережье Красного Моря и иных проектов в рамках концепции «Видение 2030». До сего дня Эр-Рияд упорно работал в рамках избавления от печального шлейфа в связи с обвинениями в финансировании экстремистских группировок за рубежом. В рамках своей политики модернизации наследный принц Мухаммед бен Сальман стремился с разной долей успеха повысить прозрачность королевства в финансовом секторе, а также содействовать культивированию более умеренных форм ислама. В этой связи можно спорить о мотивировках такого курса. Рискнем предположить, что речь идет о том, что под этой эгидой прежде всего идет процесс ликвидации своих внутренних конкурентов. При этом финансирование ряда просаудовских групп за рубежом, например, «Джебхат ан-Нусры» в Сирии или АКАП (запрещены в России) в Йемене, как шло, так и идет до сих пор.
Представленный сейчас список Европейской комиссии не является полным, поскольку он требует одобрения как Европейского парламента, так и Европейского совета. В более широком плане по вопросам ПОД/ФТ следующее знаковое событие состоится 17-22 февраля в рамках заседания ФАТФ в Париже. И в данном случае нынешние решение ЕС не случайно ровно по той причине, что на этом заседании будет обсуждаться тема продления сроков в рамках выполнения Ираном своих стандартов. В октябре 2018 года пленарная сессия предъявила Тегерану, казалось бы, окончательный ультиматум, чтобы он согласился с девятью нерешенными проблемами, но Иран с тех пор добился лишь ограниченного прогресса. Требования ФАТФ вызвали ожесточенные дебаты в Тегеране, и Иран надеется сейчас на еще одно продление, несмотря на соответствующий наживи Вашингтона. И не просто надеется, но и контратакует. Иран не примет условия, выдвинутые европейцами Тегерану для начала функционирования механизма финансовых транзакций с Исламской республикой, получившего название INSTEX. Об этом заявил в понедельник руководитель судебной ветви власти Ирана аятолла Садек Ардешир Амоли Лариджани. «Европейские страны должны понимать, что Иран ни при каких обстоятельствах не примет эти условия. Мы не готовы подчиняться любому распоряжению ради запуска ограниченного финансового канала связи», — приводит его слова агентство «Тасним». Лариджани подчеркнул, что «европейцы после девяти месяцев отсрочек запустили неполноценный механизм, который не способен обеспечить финансовые транзакции, а лишь поможет с поставками продовольствия и медикаментов». Он отметил, что «создание INSTEX — лишь скромный шаг, при этом в качестве ответной меры ЕС требует от Ирана выполнить ряд условий, среди которых — принятие рекомендации [межправительственной] Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)». 31 января Берлин, Лондон и Париж объявили о создании специального механизма расчетов с Ираном, который позволяет поддерживать торговлю с ним в обход санкций США. Для этого во Франции с участием Великобритании и Германии была зарегистрирована проектная компания под названием INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges, «Инструмент для поддержки торговых обменов»). Сам по себе механизм должен обеспечить техническую возможность проводить сделки с Тегераном и не освобождает тех, кто им воспользуется, от санкций США. Для начала работы INSTEX необходимо создать аналогичную компанию в Иране. Кроме того, Тегеран должен привести свое законодательство в соответствие с рекомендациями ФАТФ. Только после того, как будут выполнены эти требования и улажены все технические и правовые аспекты, которые продолжают согласовывать страны «евротройки», механизм сможет начать работу. Таким образом, Брюссель в настоящее время активно пытается играть сразу на нескольких направлениях, косвенно увязывая свои новые методологии по борьбе с отмыванием денег с несколькими темами. Он пытается воздействовать и на Вашингтон, при этом оставляя себе некую свободу маневра в отношении Ирана. Прежде всего с той точки зрения, что он в любой момент может отменить функционирование созданного с грехом пополам своего альтернативного механизма INSTEX под предлогом несоответствия Ирана правилам ФАТФ. А может вновь настоять на продление «исключений» для Ирана, используя для этого свои новые стандарты. Или вернее, для внесения исключений и в них. Таким образом, все это самым очевидным образом напоминает торговлю между Брюсселем и Вашингтоном в связи с прежде всего их двусторонними экономическими проблемами. И при этом европейцы требуют от американцев безусловного допуска на саудовский рынок, в связи с чем они могут продолжать всячески и под самыми благовидными предлогами затягивать реализацию создания нового альтернативного от американской системы механизма проведения финансовых расчетов с Ираном. А могут и запустить его вкупе со своими новыми стандартами по ФАТФ. В этой связи отметим, что для европейцев этот механизм имеет вторичное значение, поскольку те операции, которые они проводят с Ираном в рамках закупок газа, либо попадают под старые контакты, которые под американские санкции не попадают, либо осуществляются через мелких трейдеров, которые проводят расчеты в евро. Но в данном случае важен сам принцип. Насколько стороны готовы к компромиссу, покажут итоги заседания ФАТФ в Париже, но сам факт того, что Брюссель решил обострить ситуацию , безусловно является тревожным звонком для Вашингтона.

52.27MB | MySQL:103 | 0,767sec