Об участии частных авиакомпаний в локальных конфликтах

По оценке французских разведывательных  источников, по меньшей мере две казахстанские авиатранспортные компании оказали логистическую поддержку Ливийской национальной армии ЛНА) Халифы Хафтара во время ее недавнего наступления на юге Ливии. Согласно этой информации, несколько старших офицеров ЛНА, включая пресс-секретаря Ахмеда аль-Мисмари, находились на борту самолета «Антонов-26», эксплуатируемого казахстанской компанией Southern Sky («Южное Небо»,  дочерняя компании группы SCAT), когда совершили свой весьма символичный визит на прошлой неделе на «завоеванное» нефтяное месторождение Эш-Шарара. Этот самолет давно уже был замечен как одно из основных транспортных средств ЛНА, при этом он работает исключительно для армии Хафтара. По данным ряда источников, он был зафрахтован через малоизвестного гражданина Ливии Ахмеда Эйджила, который постоянно проживает в Дубае и владеет компанией HAD Jet Cargo. Эта компания размещается в помещениях HAD Car Rental, другой компании, которая также принадлежит Эйджилу и которая специализируется на аренде автомобилей класса «люкс». 13 февраля с.г., Ил-76 ТД, владельцем которого является еще одна казахстанская компания Sigma Airlines, перевозил главкома ВВС ЛНА Сакр аль-Джаруши, командира спецназа Юниса Бухмаду и генерального секретаря ЛНА Абделькарима Хадия на базу ВВС Таманхинт в рамках празднования взятия силами Хафтара административного центра Феццана города Себхи. Таким образом, участие казахстанских частных авиакомпаний в деятельности сил Халифы Хафтара можно охарактеризовать, как регулярное. И официальной точкой отчета этого использования можно полагать 27 июня прошлого года, когда четырехмоторный Ил-76 TД Sigma Airlines перевез командира базы ЛНА «Шати Барак» в юго-западной Ливии Мухаммеда Мансура в Куфру. Это участие казахстанских авиакомпаний также можно рассматривать как дополнение к усилиям на этом направлении иных авиационных субподрядчиков ЛНА в лице молдавских компании Sky Prim Air и Oscar Jet, а также эмиратской Sonnig International Private Jet, у которой силы ЛНА арендовали частный самолет для перевозки командования и двухмоторный учебный самолет.
Sigma Airlines, которая базируется в Казахстане, — это новое название Air Almatу (по данным французов, Air Almaty, которая была зарегистрирована в Казахстане, похоже, связана с российскими физическими лицами), которая ранее осуществляла грузовые перевозки в Сирии в интересах Дамаска. Обе компании имеют одинаковых ведущих акционеров в лице Умирбека Кенезбаева и управляющего директора Олега Сергеева, который владеет 49% акций этой авиакомпании. Эмиратская компания Reem Travel, которая раньше была коммерческим представителем Air Almaty, теперь выполняет ту же роль для Sigma Airlines. Управляющим директором Reem Travel является все тот же Олег Сергеев. Он также упоминается как создатель украинской чартерной авиакомпании ZetAvia в государственном реестре Украины. На сайте ZetAvia в разделе «наличие флота» упоминается самолет, который используется для совершения чартерных полетов в Сирии. На сайте также указано, что постоянной точкой базирования этого самолета являются ОАЭ, или, если точнее, аэропорт Фуджейры. Есть признаки того, что люди, стоящие за Air Almaty и ZetAvia, из России. Оба лица, указанные в реестре украинской компании, зарегистрированы в России — одно в Екатеринбурге, другое в городе Коломна. Более того, в реестре казахстанских компаний О.Сергеев числится, как «нерезидент», что подразумевает, что он не является гражданином Казахстана. В отчете китайской авиационной службы за 2011 год об авиакомпании Air Almaty электронный почтовый адрес О.В.Сергеева упоминается как manager@reemtravel.com. Кроме того, один из директоров Air Almaty Игорь Кочкин, также упоминается в базе данных арабских компаний как «директор по маркетингу» Reem Travel. Таким образом, очевидно, что Air Almaty (а теперь Sigma Airlines) и ZetAvia связаны с третьей компанией Reem Travel. Согласно ее веб-сайту, Reem Travel выступает в качестве коммерческого агента двух других компаний. Индивидуальные связи между Reem Travel и двумя другими компаниями также очевидны, что означает, что все три компании были созданы одной и той же группой людей. В общем-то в этом нет ничего удивительного. Использование частных компаний в военных операциях не является чем-то новым, особенно в сфере логистики. Российская чартерная авиакомпания «Волга-Днепр» регулярно работает с армиями по всему миру для перевозки оружия и техники — как это было, например, с французской армией во время ее развертывания в Мали. Они обычно используются, когда у военных нет логистических возможностей, необходимых для длительной операции за рубежом. В статье от 2005 года газета New York Times показала, как ЦРУ использовало частную чартерную компанию для перевозки заключенных в зарубежные страны для допросов. В статье также упоминалось, что частные самолеты были особенно полезны при эксплуатации в тех странах, где существовали «условия» не особо благоприятные для открытой роли США.
В этой связи экспертами отмечается, что Объединенные Арабские Эмираты, с их многочисленными свободными зонами и отсутствием надлежащего контроля, являются оптимальной площадкой для создания подставных компаний как для транзита законных товаров, так и для контрабанды незаконных грузов, включая оружие. В октябре 2014 года в докладе бельгийской исследовательской группы по вопросам информации и безопасности, исследователь Жеральдин Франк упоминает ОАЭ как «центр контрабанды оружия и другой военной техники в Иран» и, в более широком смысле, как «крупный транзитный пункт для товаров, подпадающих под санкции ООН». «Казахстан также имеет особую репутацию в отношении такого рода частных авиакомпаний. В частности, исследователь этой темы журналист Мэтт Поттер пишет, что «одна из причин, почему Казахстан был так популярен, как база для регистрации такого рода компании с самолетов, является не только соответствующий контроль с стороны правоохранительных органов, но и тот факт, что они получали в таком случае позывной Unicorn November, что означало регистрацию всех таких рейсов под литерами U.N. По мнению автора, таким образом под видом грузов ООН можно было легче осуществлять логистические операции в отдаленных аэропортах и зонах локальных конфликтов. Действительно, послужной список Air Almaty в этом плане впечатляет, и не случайно, что это одна из 19 казахстанских авиакомпаний, которым запрещено летать в европейском воздушном пространстве. В этой связи понятным становится и факт ее переименования.

52.19MB | MySQL:103 | 0,614sec