Об участии боевиков Исламской партии Туркестана в сирийском вооруженном конфликте и борьбе спецслужб КНР с ними

Как известно, на территории Сирийской Арабской Республики на протяжении нескольких лет внутреннего вооруженного конфликта в рядах исламистов действовали отряды джихадистов, укомплектованные боевиками из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китайской Народной Республики. Обозреватели китайских специализированных военно-политических и правовых изданий используют именно термин «джихадист» поскольку правоверные мусульмане – жители СУАР всецело полагают, что их братья по вере ведут справедливую священную войну за защиту веры в Сирии и в большинстве случаев, осознанно готовы пожертвовать собой во благо священной войны.

После того, как специальные службы КНР установили, что основными пособниками уйгурских боевиков являются сотрудники дипломатических представительств – посольств и консульств Турецкой Республики, у китайских специалистов в области государственной безопасности появилась возможность при содействии с другими странами Юго-Восточной Азии пресечь отправку новых рекрутов в Сирию.

Благодаря налаженному сотрудничеству между органами государственной безопасности КНР, Малайзии, Королевства Таиланд и Филиппин удалось выявить большинство маршрутов массовой отправки уйгуров по подложным паспортам на территорию Турецкой Республики. По данным китайских источников, уйгурские боевики проходили ускоренный курс боевой и огневой подготовки, а также получали элементарные знания о тактике ведения боя в местности, характерной для Сирийской Арабской Республики.

После окончания курса подготовки, боевики Исламской партии Туркестана и Исламского спорта Восточного Туркестана (именно такое название – авт.) благополучно пересекали турецко-сирийскую границу и сосредотачивались в районе г.Алеппо для последующей передислокации в центральные и южные районы Сирии. Китайские специалисты отмечают, что уйгуры заслужили «славу упорных и жестоких джихадистов», которые в отличие от представителей центральноазиатских республик бывшего СССР практически не оставляли занимаемых позиций и по этой причине понесли ощутимые потери от ракетно-бомбовых ударов авиационной группировки ВКС РФ.

 

Участие ЧВК Malhama Tactical  в подготовке уйгурских джихадистов 

Китайские аналитики осуществляют постоянный мониторинг ситуации с отправкой и деятельности уйгурских джихадистов в Сирии и установили, что на территории САР основной организацией, которая курировала выходцев из СУАР, являлась частная военная компания Malhama Tactical, созданная уроженцами Узбекистана, часть из которых ранее проживала в РФ. По данным китайских источников, российские спецслужбы внесли данную ЧВК в список организаций, представляющих угрозу национальной безопасности. Организаторы рассматриваемой ЧВК установили прочные контакты с бывшими военнослужащими из различных видов войск ВС РФ (в том числе и ВДВ) и постепенно вербовали их с целью выезда в Сирию для выполнения определенных задач.

По данным китайских источников, организаторы Malhama Tactical на регулярной основе получали финансирование из КСА и ОАЭ и благодаря щедрой финансовой поддержке в августе 2013 г. в районе г.Алеппо открыли тренировочный центр под эгидой местной радикальной организации «Джамаат Сайфулла аш-Шишани», руководство которой, как и большинство  членов было представлено выходцами из Чеченской Республики.

Благодаря обширным связям, представители Malhama Tactical на протяжении 2013-2017 гг. вели активную вербовку боевиков из числа молодых людей на территории Чеченской Республики, Республики Дагестан, Республики Татарстан. По данным некоторых источников, новые рекруты прибывали даже из Белоруссии (в т.ч. и отставные военнослужащие).

Руководителем данной организации являлся некий Абу Рафик (псевдоним), который, вероятно, погиб вместе с женой и сыном от авиаудара ВКС РФ в феврале 2017 г. (достоверного подтверждения не получено). Как отмечают китайские аналитики, боевики ЧВК Malhama Tactical в основном обеспечивали подготовку будущих джихадистов и по мере роста напряженности вооруженной борьбы стали вносить новые тактические приемы. Достоверно известно, что специалисты, которых привлекла рассматриваемая ЧВК, готовили боевиков к сложным боям в населенных пунктах (особый упор был сделан на грамотное использование пулеметного огня и метании гранат), обучали приемам тактической медицины, разрабатывали схемы обороны и расположения ключевых элементов – командных пунктов, складов и медицинских центров.

Кроме того, сотрудники и боевики Malhama Tactical регулярно получали новое вооружение, высококачественные боеприпасы, продукты питания, медикаменты. В отдельных случаях и по согласованию высших полевых командиров «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России) руководители Malhama Tactical направляли небольшие группы инструкторов (снайперы, минеры и т.д.) для оказания помощи боевикам в боях с сирийскими правительственными силами или «иранскими добровольцами».

Такое адресное участие Malhama Tactical, которая декларативно причисляла себя к джихадистским организациям, вызывало серьезное недовольство среди большинства полевых командиров, которые открыто критиковали руководителей ЧВК, называли их трусами и коммерсантами, которые зарабатывают деньги на смерти единоверцев. Благодаря такой психологической борьбе некоторые отряды исламистов смогли пополнить свои ряды, однако им пришлось искать финансовой поддержки у Катара или даже США.

В ответ на такие недружественные действия конкурирующих группировок, специалисты по психологической борьбе ЧВК Malahama Tactical публиковали в социальных сетях «В Контакте», Facebook, Telegram, Twitter, Одноклассники и на Youtube высококачественные видеоматериалы с мест боев с комментариями на арабском языке. Кроме того, благодаря современному видеооборудованию и компьютерным технологиям специалисты данной ЧВК изготавливали цифровые инструкции по ведению боя, подготовки позиций, ведению разведки и т.д.

Ввиду присутствия большого количества граждан РФ в рядах данной ЧВК и сотрудничающих боевых отрядах, значительное количество материалов готовилось и на русском языке. Благодаря подавляющему большинству выходцев из РФ руководители ЧВК Malahama Tactical регулярно получали дополнительные финансовые влияния через «QIWI Кошелек» и Wallet One, а также располагали финансовыми резервами в биткоинах. Вполне вероятно, что данный аспект также не укрылся от внимания китайских специалистов в области борьбы с финансированием терроризм. Велика вероятность, что с этим связаны жесткие ограничения на электронные переводы в системе AliPay.

 

Меры противодействия

Практически одновременно с блокированием канала по переброске новых рекрутов из СУАР в сопредельные страны и далее в Сирии, китайские спецслужбы приняли ряд мер по предотвращению возвращения джихадистов в КНР и проведения резонансных террористических актов в местах массового скопления людей во время национальных и государственных праздников.

Во-первых, в интересах Министерства государственной безопасности и Министерства общественной безопасности КНР в большинстве крупных городов  развернута и полностью функционирует система «Небесный глаз», которая использует данные, поступающие с видеокамер наружного наблюдения. В случае если подозреваемый в террористической деятельности попадает в поле зрения данной системы, то ей необходимо 20 секунд для 100% определения личности и построения вероятного маршрута его движения с целью его последующего ареста/захвата сотрудниками специальных подразделений. Кроме того, система «Небесный глаз» проводит анализ манеры движения и силуэт одежды/багажа в целях выявления наличия подозрительных/взрывоопасных предметов или оружия.

По данным китайских спецслужб, исламисты неоднократно вступали в сговор с представителями организованных преступных сообществ с целью приобретения и ввоза ручного огнестрельного оружия иностранного производства, выполненного с применением керамических сплавов и пластиков. Следует отметить, что подразделения МОБ КНР проводят внезапные расширенные рейды во всех городах страны и даже обнаруживают огнестрельное оружие, которое по своим характеристикам представляет угрозу для сотрудников подразделений специального назначения,  экипированных в бронежилеты шестого класса защиты.

Во-вторых, на контрольно-пропускных пунктах, расположенных на линии государственной границы – в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и т.д. установлена новая система распознавания личности, которая обрабатывает данные паспорта, сверяет изображения фото с реальным внешним видом человека, а также сканирует отпечатки пальцев. Подобная мера позволяет выявить подозрительного гражданина и подготовить группу захвата к моменту его подхода к зоне паспортного контроля.

В дополнение к вышесказанному отметим, что китайские спецслужбы прикладывают значительные усилия по выявлению ЧВК или других подобных организаций, созданных выходцами из центральноазиатских республик бывшего СССР, которые достаточно хорошо знакомы с режимом охраны государственной границы в своих странах и имеют контакты  в КНР.

52.34MB | MySQL:106 | 0,767sec