О перспективе развития российско-израильских отношений

27 февраля в Москве должна состояться встреча премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с президентом РФ Владимиром Путиным.

Следует отметить, что это визит Нетаньяху в РФ станет первым после того, как 17 сентября 2018 года российский самолет радиоэлектронной разведки и борьбы Ил-20 был сбит у берегов Сирии, в результате чего погибли 15 военнослужащих.  После этого 11 ноября 2018 года Путин и Нетаньяху провели краткую встречу в Париже. Через несколько дней на пресс-конференции в Сингапуре российский лидер сообщил, что обсуждал во Франции с израильским премьером трагедию с самолетом Ил-20.

Накануне Нетаньяху заявил, что Иран станет главной темой дискуссии с Путиным. «Я буду обсуждать с ним последнее развитие ситуации на Ближнем Востоке и координацию работы между ЦАХАЛом и российскими военными в Сирии во имя сохранения стабильности и предотвращения ненужных столкновений», — сказал премьер-министр Израиля. Он так же добавил, что имеет список конкретных задач, которые намерен обсудить с российским коллегой.

Изначально визит израильского премьера в РФ планировался на четверг, 21 февраля, однако, как сообщила газета The Jerusalem Post, поездка была отложена в связи с «политической ситуацией» в преддверии досрочных парламентских выборов, которые состоятся в Израиле 9 апреля 2019 года. (Премьеру Израиля пришлось добиваться объединения правых партий во избежание потери правых голосов). Несмотря на то, что встреча была отложена на несколько дней, ее значение по-прежнему является важным.

По мнению военного эксперта газеты «Маарив» Эли Бен-Меира, о том, насколько важна эта встреча для Израиля, свидетельствует тот факт, что Нетаньяху изначально должен был отправиться в Москву в один из наиболее напряженных дней начавшейся предвыборной кампании – в момент завершения подачи партийных списков в ЦИК.

Автор указывает на то, что встреча с президентом РФ и дальнейшее развитие отношений с Россией стратегически важны для еврейского государства сразу по нескольким причинам:  Прежде всего возвращение контроля над большей частью Сирии режимом Асада и его союзниками (Ираном, «Хизбаллой» и шиитскими милициями); постепенная стабилизация режима Асада; уход США из Сирии; растущее напряжение между Турцией и сирийскими курдами; продолжающееся укрепление Ирана и «Хизбаллы» на сирийской территории.  Параллельно со всем вышеперечисленным Израиль продолжает проводить операции на территории соседней страны, направленные против переправки иранского оружия через Сирию в Ливан.

Военный эксперт издания «Маарив» с сожалением отмечает, что ни Россия, ни США не в состоянии тотальным образом предотвратить иранскую экспансию в Сирии. «Вместе с тем и Москва, и Вашингтон могут сильно затруднить эту задачу. Особенно это в силах России. Следует честно признать: израильские действия (тайные и открытые) против Ирана в Сирии явно недостаточны и не могут помешать Тегерану добиваться своих целей. Трения между Россией и Израилем вокруг действий израильских ВВС опасны для тех задач, которые выполняет Израиль. Также следует помнить, что личные отношения между Путиным и Нетаньяху не вызывают одобрения в Вашингтоне, являющимся главным союзником Иерусалима. Поэтому необходимо проявлять осторожность», — заключает автор.

В течении всего 2018 года между Россией и Израилем наблюдалось плавное сближение на фоне заинтересованности обеих сторон вытеснить Иран из Сирии. Израиль рассматривает присутствие шиитского государства в непосредственной близости от своих границ как серьезную угрозу. В свою очередь для России Иран является фактором нестабильности, подрывающим усилия Москвы по установлению в Сирии перемирия после восьми лет войны.

Интересно сравнить в этой связи противоречивые высказывания российских официальных лиц. Так, по словам замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, России в 2018 году удалось убедить Иран отодвинуть свои войска на расстояние не ближе 85 км от сирийско-израильской границы. В свою очередь посол России в Тегеране Леван Джагарян заявил, что Россия — стратегический партнер Ирана, причем не только в Сирии, а заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин во время последнего по времени визита в Иерусалим заверял, что его страна «не является союзником Ирана и гарантирует безопасность Израиля».

Можно предположить, что в ближайшей перспективе Израиль, с определенной долей осторожности, может рассчитывать на поддержку России в вопросах сдерживания Ирана. Однако велика вероятность того, что Москва продолжит балансировать между Израилем и Ираном.

Следует отметить, что в брифинге, который провел премьер-министр Израиля в преддверии его полета в Россию вовсе не упоминался палестинский вопрос. Скорее всего он не будет затронут в ходе предстоящих переговоров лидеров России и Израиля, впрочем, как и в ходе предыдущих многочисленных встреч Нетаньяху с Путиным. Очевидно, эту карту Кремль разыгрывает без учета интересов Израиля.

После успеха в Сирии самой большой победой России на международной арене могло бы стать объединение палестинцев, а в перспективе – мирное соглашение с Израилем. Власти России прекрасно это понимают, поэтому предпринимали попытки собрать вместе палестинские группировки, чтобы заставить их договориться между собой и достичь единства. Как например в ходе встречи с участием делегаций ФАТХ, ХАМАС и других палестинских движений, которая проходила в Москве с 11 по 13 февраля. Однако добиться этого намного сложнее, чем одержать победу над противниками Асада. Поэтому вероятно, что в Кремле уже поняли, что недостаточно предоставить враждующим сторонам площадку для переговоров. Однако пока не ясно, что еще на данном этапе может предложить Россия М.Аббасу, И.Хании и другим палестинским лидерам.

До сих пор никому не удавалось помирить враждующие палестинские группировки.  Вероятнее всего это не удастся и Москве, по крайней мере не в ближайшем будущем. Но Россия откажется от этой идеи, не прислушавшись к Израилю, а лишь поняв ее безнадежность. С другой стороны, как мы знаем, любое вмешательство в палестинские дела приводит к эскалации, и этот вариант нам также надо учитывать, несмотря на более серьезную угрозу с севера.

Сейчас Израилю остается только поддерживать партнерские отношения с Россией, вести взвешенную политическую торговлю и оперативно реагировать на ее действия. Так, например, Израиль может признать доминирующую роль России в Сирии в обмен на гарантии ухода оттуда иранцев и отказаться от требования одобрить израильский суверенитет над Голанскими высотами. Вопрос, насколько это важно и необходимо для Москвы и способна ли она повлиять на Иран? Израильтянам приходится рассчитывать лишь на то, что Россия. не заинтересована в эскалации региональных конфликтов, и постарается их избежать.

52.18MB | MySQL:103 | 0,493sec