Алжир протестует против выдвижения А.Бутефлики на пятый президентский срок

В Алжире продолжаются и усиливаются протесты в связи с намеченными на 18 апреля президентскими выборами и ожидаемым выдвижением на пятый срок действующего главы государства Абдельазиза Бутефлики.

Начались эти протесты 22 февраля и с этого момента они только усиливаются в преддверии обещания доверенного лица президента бывшего премьер-министра АНДР Абдельмалека Селлаля 3 марта официально оформить соответствующую заявку.

Их «застрельщиками» стали прежде всего студенты и учащиеся, вышедшие на улицы одновременно практически во всех городах страны.

Судя по наблюдающейся концентрации недовольных, самыми массовыми будут именно пятничные выступления 1 марта.

Впрочем, вряд ли стоит ожидать от них серьезной дестабилизации ситуации. Как представляется, несмотря на заметное обострение социально-экономического положения в стране, пока ожидать от этих выступлений резкой эскалации, не стоит. Недовольство алжирцев еще не достигло своей крайней точки кипения, хотя оно уверенно движется в заданном направлении.

Но это в случае, если власть проявит мудрость и сделает ставку при диалоге с протестующими не только на силу. Особенно если прежняя политика по жесткому подавлению выступлений будет сопровождаться одновременно с «завинчиванием гаек» по социально-экономической части.

Показательно, что в данной ситуации значительная часть представителей алжирской общественности присоединилась к этим выступлениям, призывая власти воздержаться от избыточного применения силы и дать выход накопившемуся недовольство на улице.

Среди них обнаружились довольно известные деятели, в том числе бывший глава правительства Ахмед Бенбитур и бывший министр национального правительства Абдельазиз Рахаби.

Они в числе 15 других представителей алжирской общественности (среди них также заметны историк Мухаммед Арезки Феррад, социолог Насер Джаби, академик Абдельали Резагуи) открыто приветствовали «мирное народное восстание в городах страны, имевшее место 22 февраля», призывая власти прекратить «недооценивать» и «оскорблять алжирский народ».

Они также приветствовали «высокую осведомленность и зрелость алжирской молодежи и всего населения перед лицом требований сложного политического, экономического и социального положения страны», а также предостерегают «политическую власть от использования неконституционной эксплуатации государственных органов для подавления интифады», предупреждая, что это может вывести ситуацию из «мирного курса».

Более того, эти деятели способны при определенных обстоятельствах стать параллельным руководящим органом выступлений. Не случайно, что они призывают молодежь «продолжать восстание и участвовать в коллективных политических действиях, способных заставить политическую систему изменить свою практику, противоречащую высшим интересам государства».

Одновременно представители данной группы настаивают на «сохранении мирного характера движения и не реагируют на любые провокации или давление» и «продолжить мобилизацию» и активизировать участие в ней.

Согласно их заявлениям, перед протестующими стоит цель добиться передачи от авторитарной алжирской власти функций на пересмотр Конституции, чтобы закрепить пожелания народа «на демократическом референдуме».

Между тем, к этой группе, претендующей на протестное лидерство, продолжают присоединяться представители местной интеллигенции и в том числе журналисты и преподаватели ВУЗов, а на улицы выходит все большее число алжирцев, идущих за учениками и студентами.

Впрочем, сама алжирская власть явно не демонстрирует желания идти на уступки. Наглядным тому свидетельством служит не только активное использование полицейско-жандармской силы против школьников и студентов, но и дважды за последнюю неделю знаковое появление на местном телевидении начальника Генерального штаба Вооруженных сил АНДР генерала Ахмеда Гаида Салаха. Последний недвусмысленно угрожал протестующим и поддержал выдвижение Бутефлики на пятый президентский срок.

Однако первая из этих угроз, прозвучавшая накануне первого пятничного выступления студентов 26 февраля, отнюдь их не испугала. Напротив, как показали протесты, полиция и жандармерия оказались банально не в состоянии подавить их, поскольку у них элементарно не хватило сил для «обеспечения безопасности» даже в крупных городах.

И уже после этого выступивший в очередной раз Ахмед Гаид Салах был куда более мягок и общий смысл его выступления сводился уже к выражению готовности «стать на защиту своей страны».

Следует заметить, что алжирские студенты в своих выступлениях проявили недюжинные способности и актерское мастерство для выражения протестов. Так, например, они по ходу своих маршей организуют театрализованные постановки, в которых высмеивают Бутефлику, привлекающие к ним многочисленную публику.

Так, например, в Константине они организовали пародию-похороны президента-призрака с гробом, украшенным национальной эмблемой, а в других городах загримированный под Бутефлику человек в инвалидном кресле преодолевает ленточку с надписью «пятый президентский срок» и мчится к ленточке «шестой президентский срок».

Что же касается перспектив протестного движения, то по своему размаху оно стало крупнейшим с момента выступлений 2011-12 гг. и его судьба зависит от тех мер, которые предпримут алжирские власти.

Однако перед ними стоит сложная задача, поскольку протестующие демонстрируют, что они уже не боятся силы. Разумеется, у властей имеется и «пряник», опробованный в 2011-12 гг.

Однако, во-первых, прежних денег для покупки алжирцев уже нет, во-вторых, эффект от их «сжигания» на социальные нужды, очень ограничен по времени, и в-третьих, качество жизни населения заметно упало по сравнению с 2011-12 гг.

62.82MB | MySQL:102 | 0,556sec