Израильско-сирийские контакты 2004–2006 гг.

16 января с.г. израильская газета «Гаарец» («Страна») вышла под сенсационным заголовком: «Секретные договоренности между израильскими и сирийскими представителями». Этой теме были практически полностью посвящены все три первые полосы газеты. Сообщение корреспондента Акивы Эльдара было поистине сенсационным. По его словам, в январе 2004 года президент Сирии Башар Асад прибыл с визитом в Турцию. Сложилось так, что в это время в Стамбуле находился и жил в том же отеле, что и сирийская делегация, д-р Алон Лиэль, бывший генеральный директор МИДа Израиля (вопреки публикациям во многих СМИ в последние дни, следует сказать, что А. Лиэль ни тогда, ни когда-либо в прошлом не занимал пост посла Израиля в Турции, хотя и работал в посольстве в этой стране). Знакомые в турецком МИДе намекнули А. Лиэлю, что Израиль занимает важное место в переговорах Асада и премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Через несколько дней после возвращения А. Лиэля в Израиль его пригласили на встречу с послом Турции в Израиле Феридуном Синирлиоглы. Турецкий посол сообщил А. Лиэлю, что Б. Асад просил Р.Т. Эрдогана использовать достаточно доверительные отношения его страны с Израилем, чтобы расчистить канал переговоров с Сирией. А. Лиэля попросили аккуратно прозондировать почву в канцелярии тогдашнего премьер-министра Ариэля Шарона и выяснить, есть ли в Израиле партнер для секретных переговоров с Сирией при посредничестве Турции.

Начавшиеся далее тайные контакты продолжались более двух лет, до второй половины июля 2006 года. Стороны скоординировали практически все основные детали соглашения, включая территориальные вопросы, площади демилитаризованных территорий с обеих сторон, вопросы водопользования, туризма и т.д. Детали переговоров, которые вели живущий ныне в США сирийский бизнесмен алавитского происхождения профессор электротехники Ибрагим Сулейман, приближенный к высшему сирийскому руководству, и д-р Алон Лиэль, высокопоставленный израильский дипломат в отставке, на протяжении почти трех лет держались в тайне от общественности. Сейчас же информация была «слита» в «Гаарец». В то время как канцелярия премьер-министра Израиля, МИДа страны и МИДа Сирии («Никаких переговоров не было, и сообщение «Гаарец» полная фальшивка», – заявил представитель МИДа Сирии) выступили с опровержением сообщения о якобы достижении черновика возможного израильско-сирийского соглашения, А. Лиэль не только подтвердил эту информацию, но и выступил 18 января с лекцией в Академическом колледже в Нетании с подробным анализом переговорного процесса, в котором он участвовал. Он не только подтвердил всю информацию, изложенную в «Гаарец», что усилило подозрения в том, что она попала на страницы газеты с его легкой руки, но и рассказал о том, о чем до этого в СМИ не говорилось: спустя почти две недели после начала войны в Ливане сирийцы якобы предложили израильтянам официальную публичную встречу на уровне заместителей министров или генеральных директоров МИДа, но высшие израильские руководители (читай: Эхуд Ольмерт) якобы отвергли это предложение, после чего разочарованные сирийцы решили прекратить тайные переговоры ввиду их неэффективности.

Кто же он, д-р Алон Лиэль? Так как ни его диссертация, ни одна из его четырех книг (три из них посвящены Турции, одна – ЮАР) и, насколько известно, ни одна из его серьезных статей на русский язык никогда не переводились(1), представляется, что информация, собранная по различным источникам на иврите, может быть небезынтересной. Алон Лиэль родился в Тель-Авиве спустя пять месяцев после провозглашения государственной независимости Израиля – 31 октября 1948 года. Он окончил обучение на степень бакалавра на кафедрах экономики и международных отношений в Иерусалимском университете, а затем там же магистратуру и докторантуру кафедры международных отношений. Его докторская диссертация, защищенная в 1986 году, была посвящена роли фактора энергоносителей во внешней политике Турции (его научными руководителями были профессор Гад Гильбер, специализировавшийся на экономике арабских стран, и известный советолог проф. Амнон Села). В МИДе Израиля А. Лиэль работал с 1971 года, последовательно пройдя все ступеньки карьерного роста профессионального дипломата: от вице-консула в Чикаго до посла Израиля в ЮАР (этот пост он занимал в 1992–1994 гг.).

В 1994 году профессор права Шимон Шитрит, получивший за два года до этого пост министра экономики и планирования в правительстве Ицхака Рабина, назначил Алона Лиэля генеральным директором этого министерства. В июле 1995 года пост министра занял Йоси Бейлин; А. Лиэль остался генеральным директором. После поражения лейбористов на выборах 1996 года А. Лиэль покинул государственную службу и занялся частным бизнесом, параллельно устроившись внештатным преподавателем на родную кафедру международных отношений в Иерусалимском университете. Политикой же он продолжал заниматься: после того как Эхуд Барак выиграл внутрипартийные выборы в партии Труда, А. Лиэль стал его советником по внешнеполитическим вопросам. А. Лиэль входил в круг наиболее приближенных к Э. Бараку лиц; в частности, он был советником в некоммерческой организации «Ровед» – одном из фиктивных товариществ, созданных якобы с целью содействия иммиграции в Израиль и проведения исследований основных общественно-политических проблем страны, а на практике занимавшемся организацией предвыборной кампании Эхуда Барака. Когда Э. Барак уже выиграл выборы, расследование Ведомства регистрации НКО установило, что деятельность организации «Ровед» не соответствовала заявленным в уставе принципам и потому носила незаконный характер. Ввиду серьезности правонарушений было принято решение о ликвидации этого НКО, а на трех ее организаторов был наложен денежный штраф общей суммой примерно двадцать тысяч долларов (среди этой троицы был, кстати, и тогдашний шурин Эхуда Барака; впоследствии супружеский союз Эхуда и Навы Барак распался).

Когда Э. Барак пришел к власти, пост министра иностранных дел в третий раз занял Давид Леви, у которого была своя команда, и услуги А. Лиэля остались невостребованными. После того как Э. Барак поехал на переговоры с Арафатом и Клинтоном в Кемп-Дэвид, Давид Леви (как и Натан Щаранский, а также депутаты от религиозных партий) покинул правительство, и на пост главы МИДа был назначен профессор Шломо Бен-Ами, в прошлом – посол Израиля в Испании. Именно он и назначил в ноябре 2000 года Алона Лиэля на формально высший пост в израильской дипломатической иерархии – генерального директора Министерства иностранных дел. Впрочем, в то время кабинет Эхуда Барака доживал свои последние месяцы. В ходе досрочных выборов, прошедших 6 февраля 2001 года, премьер-министром был избран Ариэль Шарон, сменилось и руководство МИДа, из-за чего был вынужден уйти в отставку и А. Лиэль. Больше он в МИДе не работал, что позволило премьер-министру Э. Ольмерту утверждать, что никто из израильских официальных лиц в контактах с сирийскими представителями не участвовал. Генеральный директор МИДа в отставке в 2004–2006 гг. официальным лицом действительно не был. Вместе с тем именно сейчас Э. Ольмерт пытается совершить внутренний переворот в партии Труда, который бы позволил сместить А. Переца с поста министра обороны, назначив на этот пост Э. Барака. Учитывая близость к последнему А. Лиэля, называть его человеком со стороны было бы, по меньшей мере, неразумно.

Алон Лиэль имеет четкую систему взглядов, которые в Израиле очевидным образом считаются «левыми». Так, например, в №22 (за июнь 2005 г.) выходящего на иврите журнала «Офаким хадашим» («Новые горизонты») он опубликовал статью под названием «Израиль должен будет создать Палестинское государство». Основной тезис этой статьи состоял в том, что в условиях усиливающегося противостояния между США и исламским миром Израилю нужно перестать надеяться на эффективное международное вмешательство в переговорный процесс с палестинцами. По словам А. Лиэля, интерес Израиля состоит в том, чтобы сохранить государство с еврейским большинством, для чего необходимо отделиться от палестинцев, оставив большую часть территорий Западного берега. Палестинское государство не будет навязано Израилю международными посредниками, потому что опыт пяти лет второй интифады отчетливо показал, что мировое сообщество не может, да и не особенно хочет что-либо Израилю навязывать, – утверждает в своей статье А. Лиэль, и продолжает: Израиль сам должен создать палестинское государство, потому что этот шаг отвечает его долгосрочным интересам.

Следует отметить, что геостратегическая доктрина, в которой центральным является именно демографический фактор, являлась до недавней войны против «Хизбаллы» едва ли не основой израильской концепции внешней политики на палестинском направлении(2), поэтому эти взгляды А. Лиэля никак нельзя считать экстраординарными. И программа одностороннего размежевания и последующего урегулирования палестино-израильского конфликта, выдвинутая в 2002 году ближайшими соратниками Эхуда Барака генералом в отставке Ури Саги и адвокатом Гилада Шером(3), и так называемая программа размежевания Ариэля Шарона, впервые обнародованная в декабре 2003 года(4) и реализованная спустя менее чем два года, и выдвинутый Эхудом Ольмертом перед выборами 2006 года так называемый план консолидации – все они исходят из предпосылки о необходимости ухода Израиля из тех районов, где евреи составляют сравнительно незначительное меньшинство. Однако в сознании большинства израильтян в последнее время произошли серьезнейшие изменения. Ракетные обстрелы, которые «Хизбалла» вела из оставленных израильской армией районов Южного Ливана и которые ХАМАС ведет из оставленных Израилем юго-восточных районов сектора Газы, привели большинство израильтян к мысли о том, что уйти от палестинцев и от арабского террора в целом невозможно и что односторонний уход лишь усиливает экстремистские силы, стремящиеся уничтожить Израиль. В результате программы односторонних уступок сошли с повестки дня правительства, и так называемый план консолидации потерял актуальность(5).

Алон Лиэль подобный процесс переосмысления действительности не прошел, напротив: в № 34 уже упоминавшегося журнала «Офаким хадашим», вышедшем буквально только что – в начале января 2007 года, он опубликовал крайне резкую статью, в которой отчетливо выразил свои нынешние взгляды. «Вместо того чтобы продолжать реализацию выдвинутой А. Шароном программы размежевания и консолидации, глава правительства Э. Ольмерт превратился в оруженосца президента США Дж. Буша, что, впрочем, не может помочь им обоим выбраться из того запутанного положения, в котором оба находятся, – пишет А. Лиэль. – Политика “сидения сложа руки”, которую взял на вооружение Э. Ольмерт, дорого отольется всем нам». Алон Лиэль дает премьер-министру конкретный «наказ»: «Вернитесь, премьер-министр, и продолжайте путь своего предшественника, пост которого Вы унаследовали, – Ариэля Шарона. Эта политика привела Вас к власти “на руках”. Прекратите быть высокопоставленным политическим помощником Джорджа Буша, уже слишком поздно помогать ему. Вы как лидер отвечаете за то, чтобы программа размежевания-консолидации, одним из отцов которой Вы являетесь, не стала ложной вывеской, при помощи которой Вы украли голоса избирателей». Алон Лиэль требует продолжения движения Израиля по пути территориальных уступок, и ни победа на палестинских парламентских выборах и формирование правительства ХАМАСом, ни непрерывные ракетные обстрелы Сдерота, ни террористические вылазки «Хизбаллы», спровоцировавшие летнюю войну, не заставили его изменить своего мнения.

Алон Лиэль вел переговоры с сирийцами более двух лет, и все это время молчал. В ходе ливано-израильской войны, когда сирийцы, которых в Израиле обвиняли в пособничестве «Хизбалле» и фактическом ведении боевых действий против Израиля, якобы предложили Израилю мирные переговоры, а премьер-министр Э. Ольмерт якобы отверг это предложение, Алон Лиэль не пригласил журналистов, чтобы рассказать им, что руководство страны выбирает войну, когда есть реальный шанс добиться мира. Он молчал еще полгода, терпеливо наблюдая, как все ниже и ниже падает рейтинг общественного доверия к премьер-министру Э. Ольмерту и министру обороны А. Перецу (в середине июля, в первые две недели второй ливанской кампании, поддержка обществом их действий была как раз очень высокой) и как одновременно с этим поднимается из политических руин Эхуд Барак, который, если верить опросам, является сегодня одним из двух (наряду с бывшим командующим военно-морского флота и главой Общей службы безопасности Ами Аялоном) самых популярных в обществе политиков из партии Труда.

В дополнение к многократно звучащим обвинениям в адрес Э. Ольмерта, что он не разбирается в вопросах национальной безопасности, во-первых, и погряз в коррупции, во-вторых, А. Лиэль фактически бросил и третье обвинение: Э. Ольмерт не стремится к миру. Учитывая, что стремление к миру является фактически «гражданской религией» нескольких поколений израильтян, это обвинение выглядит очень серьезным. Пока Эхуд Ольмерт объявлял о своих планах эвакуировать многие десятки еврейских поселений с Западного берега Иордана в рамках так называемой консолидации, Алон Лиэль молчал о том, что возможен прорыв на сирийском направлении, понимая, что израильское общественное мнение не вынесет одновременного отступления из Иудеи и Самарии и с Голанских высот. Когда же план «консолидации», который он всячески поддерживал, сошел с повестки дня, А. Лиэль счел, что терять нечего: ликудник Э. Ольмерт, пришедший к власти под непонятным брендом Кадимы, левым кругам, к которым принадлежит А. Лиэль, больше не нужен. Одновременно с этим собирающийся триумфально вернуться в большую политику экс-премьер Эхуд Барак получил прекрасное напоминание о том, кто именно может вновь стать генеральным директором Министерства иностранных дел страны.

Примечания

1) Удалось найти только одну статью Алона Лиэля, переведенную на русский язык. В ней он громит политическую программу А. Либермана. Статья была опубликована под сатирическим названием «Герцль израильских арабов» в газете «Ха’арец» 6 ноября 2006 г. и появилась на русском языке в двух разных переводах: на информационно-аналитическом портале «Курсор» (там статья вышла под названием «Авигдор Либерман – провозвестник арабской Палестины», см. http://www.cursorinfo.co.il/pressa/2006/11/06/sh-1/) и на леворадикальном портале «Перспектива» (под названием «Герцль для наших арабов», см. http://www.perspektiva.co.il/show_file.asp?num=202). Никаких других текстов А. Лиэля на русском языке обнаружить не удалось.

2) См. об этом мою статью «Территории в обмен на демографию», опубликованную в «Независимой газете» в день последних парламентских выборов в Израиле 28 марта 2006 г., стр. 8; на сайте «НГ»: http://www.ng.ru/world/2006-03-28/8_israel.html.

3) См.: Программа одностороннего размежевания и последующего урегулирования палестино-израильского конфликта (план У. Саги – Г. Шера), на русском языке: Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кемп-Дэвиде и Табе под редакцией А.Д. Эпштейна (Москва: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004), стр. 149–170.

4) См.: Алек Эпштейн, «Инициативы Израиля на «палестинском направлении» в период правления Ариэля Шарона», в книге Палестино-израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии под редакцией А.Д. Эпштейна (Москва: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004), стр. 219–240.

5) См. об этом мою статью «Закат “процесса мирного урегулирования”». Как «Хезболла» похоронила палестинскую государственность», опубликованную израильской газетой «Новости недели», 7 сентября 2006 г., стр. 15 и московским Институтом Ближнего Востока http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/08-09-06.htm

52.28MB | MySQL:103 | 0,573sec