Пакистан и Индия стремятся исключить возможность ядерного конфликта

1 января с.г. Индия и Пакистан обменялись списками ядерных объектов. Этот обмен проводится ежегодно 1 января в соответствии с Соглашением о запрещении нападений на ядерные объекты друг друга, подписанным Индией и Пакистаном в 1988 г. и вступившим в силу в 1991 г. Содержание списков не раскрывается. Первый раз страны обменялись списками в 1992 г., с тех пор Индия и Пакистан информировали друг друга о ядерных объектах уже шестнадцать раз. Однако в этот раз глобальный и региональный контексты придают плановому мероприятию особое значение.

В индийско-пакистанских отношениях периоды нормализации традиционно чередуются с периодами роста напряженности, связанными, как правило, с актами насилия в отношении граждан Индии. Как считают индийцы, эти акты организуются в Пакистане или подконтрольном ему Кашмире. Последним из таких событий стала серия взрывов, произошедших 11 июля 2006 г. в Мумбаи. Жертвами этого теракта оказались 186 индийцев. До этого были нападение на индийский парламент (13 декабря 2001 г.) и Каргильский кризис (май 1999 г.), грозившие привести к полномасштабным военным действиям между Индией и Пакистаном. Во время Каргильского кризиса вероятность войны была наибольшей, о чем говорят факты вхождения регулярных частей двух стран в вооруженные соприкосновения.

Кризисы двусторонних отношений показали, что наличие ядерного оружия, доказанное его испытаниями в мае 1998 г., не является гарантией бесконфликтного сосуществования соседей, хотя и служит фактором взаимного сдерживания. Естественно, ядерное оружие не может быть решением проблем двусторонних отношений, и прежде всего кашмирского вопроса. Однако оно сделало Индию и Пакистан более ответственными соседями, осознающими, что в условиях их территориальной близости и отсутствия у Пакистана стратегической глубины ядерный удар будет иметь катастрофические последствия для обеих стран даже в том случае, если его успеет нанести только одна из них. Очередной обмен списками ядерных объектов свидетельствует о том, что летние теракты в Мумбаи не поколебали позиций двух стран по ядерному вопросу и, в частности, их приверженности принципам Соглашения о запрещении нападения на ядерные объекты друг друга.

Сохранение практики обмена списками особенно важно в свете роста напряженности вокруг иранской ядерной «проблемы», в которую втянуты обе страны не только из-за их близости к Ирану, но и из-за особых отношений с США – противником развития ядерной программы Ирана. В конце 2006 г. США приняли «Закон Генри Дж. Хайда о мирном сотрудничестве США и Индии в области атомной энергии», который требует «обеспечения полного и активного участия Индии в усилиях США по убеждению, изолированию и, если необходимо, наложению санкций и сдерживанию Ирана…» Штаты не выказывают желания заключить подобную сделку с Пакистаном, который, во-первых, дискредитировал себя участием в создании черного рынка ядерных материалов и технологий, во-вторых, не внушает им доверия относительно безопасности своих ядерных объектов и, в-третьих, считает, что Иран имеет право на мирную атомную энергетику. По мнению Пакистана, США предоставляют Индии возможность наращивать ядерный потенциал, потому что именно этой стране уготована роль проводника политики США в регионе, и прежде всего политики ядерного сдерживания Ирана и Китая. Пакистан же помогает США решать определенные задачи в рамках борьбы с терроризмом в Афганистане и на собственной территории. Позитивным является тот факт, что Индия и Пакистан пытаются минимизировать негативное влияние на двусторонние отношения в ядерной области как внешних, так и внутренних факторов.

Обе страны не только продолжают информировать друг друга о ядерных объектах, но и намерены предпринять дальнейшие усилия по сокращению возможностей ядерного конфликта. Причем эти усилия в некоторой степени служат результатом воздействия мирового сообщества и, в частности, США, которые на разных уровнях постоянно призывают Индию и Пакистан к нормализации отношений (Rediff, 26.07.2006; Daily Times, 13.01.2007; Times of India, 19.01.2007 и т.д.). Усилия Индии и Пакистана носят системный характер, являясь частью «Комплексного диалога» по широкому кругу проблем, начатого двумя странами в январе 2004 г. Комплексный диалог состоит из следующих частей: мир и безопасность; Джамму и Кашмир; ледник Сиачен; район Сир Грека; терроризм и контрабанда наркотиков; транспортные коммуникации; развитие торгового и экономического сотрудничества (Associated Press of Pakistan, 13.01.2007).

Меры по снижению ядерной угрозы обсуждаются сторонами в части «Комплексного диалога», посвященной проблемам мира и безопасности. В ходе визита в Пакистан индийского министра иностранных дел Пранаба Мукерджи в середине января с.г. была достигнута договоренность о заключении в феврале индийско-пакистанского Соглашения о предотвращении чрезвычайных происшествий с ядерным оружием. На февраль запланирован визит в Индию министра иностранных дел Пакистана Хуршида Касури для участия в работе Совместной индийско-пакистанской комиссии, в рамках которой и ведется «Комплексный диалог». Ожидается, что именно во время визита Х. Касури стороны и подпишут соглашение. Документ направлен на устранение угрозы ядерной конфронтации и создание надежных систем управления и контроля ядерного оружия в Индии и Пакистане.

В соответствии с соглашением, обе страны планируют организовать надежную систему взаимного оповещения вдоль индийско-пакистанской границы на политическом и военном уровнях для предупреждения о «ложной тревоге», «чрезвычайных происшествиях» и «необъяснимых инцидентах», способных вызвать ядерное возмездие со стороны соседа.

В случае заключения данного соглашения Индия и Пакистан создадут еще один механизм предотвращения несанкционированного применения ядерного оружия (наравне с обменом списками ядерных объектов, практикой предупреждения о ракетных испытаниях). Комплекс шагов, предпринятых Индией и Пакистаном в этом направлении, отражает если не заинтересованность в окончательной нормализации двусторонних отношений, то их желание свести до минимума угрозу ядерного конфликта.

52.24MB | MySQL:103 | 0,559sec