«Русский» голос на выборах в Кнессет XXI созыва

Даже по самым оптимистичным прогнозам (в случае если партия НДИ преодолеет электоральный барьер и пройдет в Кнессет) израильский парламент XXI созыва может стать самым малочисленным по представительству русскоязычных депутатов.

Напомним, что в Кнессете ХХ созыва заседали 10 русскоязычных депутатов. Двое из них — Юлия Малиновская и Роберт Тивьяев – находились в Кнессете неполную каденцию.

На этих выборах покидают Кнессет несколько заметных – по разным причинам – русскоязычных игроков. Еще до начала предвыборной кампании о завершении политической карьеры заявила Ксения Светлова, а вскоре завершила существование и партия «Тнуа» (во главе с Ципи Ливни), по списку которой Светлова была избрана в Кнессет. Так же об уходе из политики заявили представители НДИ Роберт Илатов и Софа Ландвер. Роберт Тивьяев  не включен ни в один из предвыборных списков.

Русскоязычные представители в партийных списках:

НДИ:

Партия Авигдора Либермана балансирует на грани электорального барьера. Традиционно партию НДИ принято считать секторальной русскоязычной партией, так как большинство пожилых русскоязычных репатриантов голосуют за нее «по инерции», хотя по факту она уже давно трансформировалась в общеизраильский список.

Если НДИ преодолеет электоральный барьер, то в Кнессет вероятно попадут 3 ее русскоязычных представителя: Авигдор Либерман (1), Евгений Сова(3), Юлия Малиновская (5). Евгений Сова — Известный журналист, популярный телерадиоведущий является новым лицом партии НДИ.

Но можно предположить, основываясь на практике прошлых лет, что социологи ошибаются, так как очень многие русскоязычные репатрианты зачастую не участвуют в общеизраильских опросах: молодые – в связи с занятостью, пожилые – и-за незнания иврита. В таком случае в Кнессет от партии НДИ смогут попасть еще два новых русскоязычных представителя: Алекс Кушнир (7) и Марк Ифраимов (8). При самом благоприятном (и практически нереальном) раскладе — еще и Элина Бардач-Ялова (10)

Ликуд:

В предвыборном списке Ликуда на реальных местах находятся спикер кнессета Юлий Эдельштейн, получивший первое место на праймериз (фактически 2 место — после Биньямина Нетаньяху) и экс-министр Зеэв Элькин (12). Оба проходят в Кнессет, так как опросы дают Ликуду не менее 29 мандатов.

Отметим, что и Эдельштейн, и Элькин избираются по общеизраильскому списку и себя с русскоязычной общиной не ассоциируют.

«Кахоль-лаван»:

В этом блоке имеет шансы пройти в Кнессет лишь один русскоязычный репатриант — Константин Развозов (18), ранее избиравшийся в парламент по списку «Еш атид». Опросы дают «Кахоль-лаван» до 36 мандатов, так что Развозов должен вновь пройти в Кнессет.

От партии Бени Ганца мог попасть в Кнессет известный израильский русскоязычный журналист Андрей Кожинов, но лидеры блока решили, что для него больше подходит другая задача: теперь он пресс-секретарь «Кахоль-лаван». Остальные партии, вошедшие в блок с «Хосэн ле-Исраэль» во главе с Бени Ганцем  в своих списках русскоязычных депутатов не имели изначально. Так же на 51 месте в списке этого блока от партии «Еш атид» фигурирует Владимир Беляк, но шансов попасть в Кнессет у него практически нет.

«Кулану»:

Тали Плосков, занимающая 5 место в списке партии «Кулану», может быть переизбрана в Кнессет, хотя нынешние опросы утверждают обратное. По последним опросам «Кулану» так же, как НДИ балансирует на грани электорального барьера. 

Партии без русскоязычных представителей:

Большая часть партий, которые согласно опросам проходят в Кнессет вовсе не имеют представителей русскоязычной общины в своих списках. Это партии:

  • «Авода»
  • МЕРЕЦ
  • «Новые правые» во главе с Н.Беннетом и А.Шакед
  • «Еврейский дом»
  • ШАС
  • Яхадут ха-Тора

Напомним, что больше всего русскоязычных депутатов работало в Кнессете XVII созыва – тогда их было 16, в Кнессете XVIII созыва — 14. В Кнессете ХХ созыва заседали 10 русскоязычных депутатов.

При относительно позитивном исходе событий для партий НДИ и «Кулану», в случае если они пройдут электоральный барьер и получат по 5 мандатов, в новой каденции в Кнессете будут заседать 7 представителей русскоязычной общины. Если же эти партии не проходят в Кнессет, то русскоязычных израильтян будут представлять всего 3 депутата, двое из которых (Эдельштейн, и Элькин), как уже упоминалось выше, не ассоциируют себя с русскоязычной общиной.

Учитывая, что доля русскоязычных репатриантов составляет минимум 15% от общего населения Израиля, то электоральный потенциал всей группы примерно в 6 раз выше.

Так же интересно отметить, что если на предыдущих выборах практически все крупные партии вложились в специализированные кампании, направленные на русскоязычных избирателей, то в этот раз дело обстоит совсем иначе. Тогда особенно много средств и энергии в русскоязычные голоса вложил лидер партии «Еш атид» Яир Лапид. Его успех на выборах был во многом за счет поддержки русскоязычных избирателей, разочарованных в Либермане и Нетаньяху. Нафтали Беннет прицельно работал на русскоязычный Фейсбук и раздавал интервью русскоязычным СМИ, стараясь убедить репатриантов из стран бывшего СССР не бояться своей религиозной риторики.

Сейчас же даже лидеры партии Ликуд, впервые с начала «большой алии», решили не вести предвыборную кампанию на русском языке. До сих пор Ликуд всегда рассматривал репатриантов из бывшего СССР как одну из своих важнейших целевых аудиторий. На этот раз, по информации израильских СМИ, партия либо вовсе откажется от создания «русского» штаба, либо этот штаб будет очень небольшим.

По всей вероятности, это связанно с тем, что Ликуд не заинтересован забирать русскоязычные голоса у партии НДИ, балансирующей на грани электорального барьера для укрепления правого крыла в будущем Кнессете.

Списки кандидатов в депутаты вполне ясно отражают те установки, с которыми партии обращаются за поддержкой к своим избирателям, к тем группам населения, чьи интересы важны для политических лидеров. Сокращение русскоязычных представителей в партийных списках на предстоящих выборах, а также сокращение энергии, направленной на данный электорат со стороны кандидатов в Кнессет могут свидетельствовать о достаточно глубинном тренде – успешной абсорбции выходцев из бывшего СССР.  В отличие от арабов, ортодоксов или восточных евреев, русскоязычные израильтяне, по крайней мере по мнению израильских политтехнологов, в большинстве своём достаточно хорошо интегрировались в израильское общество, а потому не нуждаются в партиях и депутатах Кнессета, которые будут представлять узкие общинные интересы. И, соответственно, не нуждаются в предвыборных кампаниях на русском языке.

62.86MB | MySQL:102 | 0,467sec