Перспективы йеменской экономики в условиях гуманитарного кризиса

На протяжении последних четырех лет экономика Йемена функционирует в условиях перманентного кризиса на фоне развернувшейся в этой стране гуманитарной катастрофы.

Разумеется, йеменскую экономику справедливо считать одной из главных жертв вооруженного конфликта в этой стране. Но в то же самое время, йеменская экономика призвана стать главным драйвером и катализатором восстановления страны после завершения кризиса.

Проведенный недавно, в феврале 2019 года, экспертами Всемирного банка сравнительный анализ экономического сектора Йемена отчетливо продемонстрировал постигший его масштабный коллапс и полную дефрагментацию. В частности, c конца 2014 года ВВП страны сократился на 39%. Зафиксировано существенное сокращение экономической активности и деятельности бизнеса и частного сектора, масштабное сокращение рабочих мест. Функционирование некогда мощного нефтегазового сектора по сравнению с 2015 г. практически свернуто и находится на нуле (за исключением ограниченного производства на полях Сафер и в бассейне Масила). Оперативные расходы производственной деятельности возросли многократно за счет дефицита и удорожания воды, топлива, материалов и оборудования.  При этом импорт товаров и услуг в Йемен за последние четыре года последовательно сокращается.

С 2016 года наблюдается также заметное сокращение денежных переводов в страну от трудовых мигрантов из стран региона Персидского залива – в результате ужесточения там государственной политики в этом секторе и удорожания услуг перевода денег. Этот фактор существенно ухудшил материальное положение многих уязвимых йеменских семей, зависимых от денежных доходов своих родных, работающих в обеспеченных странах региона.

Среди масштабных последствий вооруженного конфликта и гуманитарного кризиса для экономического сектора Йемена хочется выделить следующие.

Во-первых, фактическая фрагментация и деградация центральных экономических институтов таких как Центральный банк Йемена, под воздействием конфликта, привела к тому, что продовольствие и гуманитарная помощь не могут равномерно и справедливо распределяться по всей стране. Ограничение работы стратегически важных морских портов, дисфункция дорожной инфраструктуры и разрушение складских помещений – все это привело в совокупности к разрушению сложившейся системы рынков и торговли, а также их финансового обслуживания через банковскую систему. Одновременно, c 2014 года растут долговые обязательства Йемена и практически истощены федеральные финансовые резервы (пока лишь Йемен исправно выплачивает свои обязательства Международному валютному фонду).

Во-вторых, йеменский конфликт привел к существенному росту бедности в стране. По данным Всемирного банка, уровень бедности (определяемый из расчета 1.9 долларов США в день на душу населения) вырос в Йемене с 2014 года на 33%. При этом число бедных в Йемене достигло 52% от почти 30-миллионного в 2019 году и продолжающего расти быстрыми темпами населения. Одновременно с этим процессом, ввиду масштабного сокращения государственных доходов, особенно из-за падения производства в нефтегазовом секторе, правительству пришлось идти на сокращение механизмов социальной защиты и социальных сетей, которые призваны адресно помогать бедному населению. Речь идет в том числе о социальных субсидиях и пакетах, и даже регулярных выплатах денежных пособий и зарплат. Как итог – дальнейшее сокращение реальных доходов, по которому особенно ударила и очередная резкая девальвация национальной валюты, свершившаяся осенью 2018 года. Только финансовая интервенция Саудовской Аравии и размещение активов в Центробанке Йемена позволило избежать дальнейшей девальвации йеменского риала и стабилизировать его курс.

В-третьих, экономический коллапс стимулировал рост продовольственных цен. Начиная с 2015 года средняя цена продовольственной корзины в Йемене вырос на 112% (только за 6 месяцев прошлого года с июня по декабрь ее стоимость увеличилась на 28%). Продовольственная инфляция по итогам 2018 года составила 55%, по сравнению с 25-процентной инфляцией в 2017 году.

В-четвертых, национальная продовольственная безопасность в Йемене находится в зоне существенного риска. Самая недавняя международная оценка ситуации в продовольственной сфере, проведенная в декабре 2018 года по интегрированной шкале продовольственной безопасности (IPC), показала что 20.1 млн йеменцев, что составляет 67% населения, испытывают острую потребность в продовольственном обеспечении в условиях нехватки гуманитарной продовольственной помощи. Из этой категории примерно 5 млн йеменцев (17% населения) находятся в четвертой, предпоследней фазе «чрезвычайная ситуация» по классификации IPC, а еще 64 тысячи человек уже перешли в высшую, пятую стадию «гуманитарная катастрофа», то есть фактически обречены на голодную смерть. Также, в соответствии с Глобальным индексом измерения голода по состоянию на 2018 год Йемен вошел в тройку стран, лидирующих по нехватке продовольственного обеспечения.

Несмотря на столь радикальные последствия для экономической системы Йемена и неутихающий вооруженный конфликт, власти пытаются предпринимать шаги по регулированию и стабилизации – насколько это реалистично в нынешних условиях – йеменской экономической системы. В частности, в ноябре прошлого года кабинет министров утвердил меры по стабилизации финансовой системы, увеличению транспарентности государственных расходов и усилению фискального контроля. Созданный в этих целях некий Высокий комитет по государственному бюджету даже приступил к разработке неких рамок для нового бюджета-2019 с целью сократить по возможности бюджетный дефицит и оптимизировать текущие расходы, а также повысить эффективность системы налогообложения и таможенных тарифов для последующего роста доходной части бюджета. Также ставится задача наращивания нефтяного производства с выходом на экспорт как важнейшего в перспективе источника государственных доходов. С оптимизмом также оценивается экспертами возможность возобновления на всей территории страны регулярных выплат зарплат и социальных пособий бюджетникам, включая секторы образования и здравоохранение. Достижение такой договоренности на недавних переговорах между противоборствующими сторонами под эгидой ООН стало важнейшим принципиальным моментом, который станет важным вкладом в социально-экономическую стабилизацию Йемена.

Разумеется, необходимо реалистично подходить к сегодняшней ситуации. В отсутствие четких политических перспектив скорейшего прекращения конфликта между сторонами оценки международных экономистов сегодня носят крайне сдержанный характер. В краткосрочной перспективе, внешняя финансовая помощь от международных институтов и банков станет ключевой для начала восстановления макроэкономического сектора. В то же время, при сохранении политического паритета между сторонами конфликта в развитие стокгольмских договоренностей (декабрь 2018), расширяются возможности для восстановления важнейшего для экономики страны нефтегазового сектора, что дает надежду на постепенное наращивание национального ВВП.

52.22MB | MySQL:103 | 0,525sec