Иран просит обучающихся за границей студентов не возвращаться на родину

В это поначалу трудно поверить, но факт остается фактом:  Абу-Мохаммад Мортазави, полномочный представитель верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи  в Управлении по обучению за границей иранских студентов,  попросил юношей и девушек, обучающихся  сейчас в зарубежных университетах, не возвращаться домой после завершения учебы. Одновременно с такой совершенно неординарной просьбой чиновник пояснил, что суть вопроса – невозможность для молодых специалистов трудоустроиться на родине. Любопытно, что количество иранских студентов за границей огромно и продолжает расти быстрыми темпами. Вот лишь один недавний пример: иранский посол в России Мехди Санаи сообщил не так давно, что всего лишь за последний год количество студентов там увеличилось с 200 до 2000 человек.

Но вернемся к Абу-Мохаммаду Мортазави. Иранское информационное агентство ИРНА, опубликовавшее интервью на эту тему, пояснило, что уже много лет ежегодно возвращающиеся в Иран выпускники зарубежных вузов сталкиваются с большими проблемами в поисках работы, могущей удовлетворить их профессиональные амбиции.  Вот почему, решили в Управлении по обучению за границей иранских студентов,  будет лучше, если такие студенты останутся за границей и попробуют искать работу в странах, где они обучались или в других местах.  Одновременно,  Абу-Мохаммад Мортазави пригласил студентов служить на благо свей родины там, где они смогут применить свои профессиональные знания и навыки. «В этом случае, — добавил представитель верховного лидера в Управлении по обучению за границей иранских студентов, — у нас не будет к вам никаких претензий в связи с тем, что вы, завершив учебы, не возвращаетесь в Иран».

Вероятно, столь беспрецедентная просьба к студентам исходит в первый раз от чиновника, координирующего такую важную сферу, как подготовку нужных стране специалистов в зарубежных вузах.  Не рекомендуя получившим образование во многих зарубежных странах потенциально высококлассным специалистам войти на иранский рынок труда, чиновник, конечно же, знает, что выпускников заграничных вузов ждет дома отнюдь не приличная по заграничным меркам заработная плата. Как минимум, это объясняется инфляцией, темпы которой мало где имеют прецедент. Как известно, в течение последнего года-полутора, иранская валюта обесценилась минимум в три раза, и вряд ли зарплаты успевают за этим «обвалом».  В стране не верят государственной статистике, поэтому, вероятно, все на самом деле обстоит гораздо хуже, тем более, что в течение многих месяцев существовало два-три курса валюты, которыми власти пытались умиротворить депрессивные слои населения.

По данным местных СМИ, месячная зарплата служащих в Иране в Новом 1398 иранском году —  он начнется через неделю – поднимется на 400 тысяч туманов, что равно стоимости 4 килограммов мяса.  Ранее было решено, что увеличение зарплаты составит 20%,  но этого не произошло, главным образом потому, что инфляция «съела» до трети зарплаты.  Реальная зарплата  в государственном секторе, как пишет информационное агентство иранских рабочих  ILNA, оценивается сейчас в стране в пределах 100 долларов, уменьшившись за истекшие 10 лет в четыре раза. В условиях обнищания населения иранские СМИ полны трагических сообщений.  Газета «Иран» сообщила 10 марта  о случае самоубийства мужчины 42 лет в тегеранском районе Абу-Саид. В посмертной записке он сообщил, что покончить с жизнью его подвигли финансовые проблемы, дороговизна жизни и невозможность обеспечить пропитание семье. В тот же день произошло самоубийство в другом столичном районе, пишет  интернет-сайт IranPressNews. Там повесился мужчина 46 лет. Причина та же – экономические трудности.

Сложнейшая экономическая проблема – безработица, хронический недостаток новых рабочих мест. Это- та уязвимая часть политики  сегодняшнего правительства, с которой нынешний глава исполнительной власти не в состоянии успешно бороться. Придя в 2017 г. на второй срок, он заявил, что «до нынешнего года власти создавали ежегодно 685 тысяч новых рабочих мест, ныне, во вторую каденцию,  запланировано 700 тысяч, а в течение ближайших двух лет Иран выйдет на показатель 900 тысяч мест». Кроме этого, ежегодно создается 360 тысяч рабочих мест для женщин. Однако, так ли на самом деле? В Иране стало уже привычным утверждать, что президент постоянно приукрашивает экономические успехи  своего правительства. Так, два года назад, выступая на  заседании правительства Роухани сказал, что «экономическая ситуация в стране чудесным образом демонстрирует удивительный рост, а  экономические показатели не имеют прецедента в течение последней четверти века».  Но как сочетались с этим  показатели безработицы в 7 млн человек, лишь частично отражающие истинное положение дел в этой сфере?  Разумеется, такие тревожащие экономические показатели на руку оппонентам либерального президента – фундаменталистам, неустанно твердящим о неуспешности команды Х.Роухани, ее  провалах на всех возможных направлениях. Но действующего главу правительства ругают не только противники. Самым беспокоящим фактором для сторонников либерального курса действующего президента является то, что критика итогов деятельности правительства Х.Роухани звучит не только из стана его политических оппонентов, но и тех, кто поддерживал действующего президента. В их числе называют профессора Тегеранского университета Садека Зибакалама, известного ученого, с симпатией отслеживающего  реалии пребывания у власти либералов и их очевидные успехи в немногих пока сферах. Но даже он  не раз за последнее  время констатировал, что ничего   конструктивного нынешним правительством сделано не было. Вряд ли Роухани ждут радостные вести в свете продолжающихся санкций США в нефтяной сфере. СМИ пророчат дальнейшее  ухудшение экономических показателей в плане нефтеэкспорта. 14  марта появилось сообщение Reuters о том, что США планируют очередное ужесточение санкционного давления с тем, чтобы ежедневный экспорт опустился ниже планки в 1 млн баррелей этого энергоносителя.  Экономическая ситуация, таким образом, продолжит деградировать. В таком свете заявление представителя аятоллы Хаменеи о предпочтительности для страны не возвращать домой выпускников иностранных вузов демонстрирует признание невозможности реализации планов создания новых рабочих мест. По сути, это еще одна атака фундаменталистов на  нынешнее реформистское правительство, признание   провальности его текущей политики.

52.18MB | MySQL:103 | 0,400sec