По данным китайских источников, в рамках официального визита наследного принца Королевства Саудовская Аравия Мухаммеда бен Сальмана был подписан ряд соглашений на общую сумму 28 млрд долл. США. В частности руководитель крупнейшей саудовской нефтедобывающей корпорации Saudi Aramco Амин Насер подписал соглашение об участии в проекте строительства крупнейшего нефтеперерабатывающего кластера на северо-востоке КНР. Достоверно известно, что основной участник данного проекта с китайской стороны – «Китайская северная промышленная группа компаний», также известная как НОРИНКО — ведущий производитель вооружения и военной техники для подразделений Сухопутных войск, которое принято на вооружение как в Народно-освободительной армии Китая, так и в десятках ВС зарубежных стран (в т.ч. КСА).
Как отмечают китайские аналитики, руководство корпорации НОРИНКО еще в начале 2000-х гг. обратило внимание на важность участия в процессе добычи, хранения, транспортировки и переработки нефти для обеспечения военного аспекта национальной безопасности. После анализа обстановки на мировом рынке нефтепродуктов и зависимости Вооруженных сил от регулярных поставок горюче-смазочных материалов руководство НОРИНКО приняло решение развивать следующие направления:
– разведка месторождений;
– бурение скважин на сухопутной части и на морском шельфе;
– транспортировка и хранение сырой нефти и нефтепродуктов;
– переработка нефти и сжижение природного газа (а также попутного газа);
– реализация нефтепродуктов по государственным контрактам;
– реализация нефтепродуктов через сеть автозаправочных станций.
К настоящему моменту корпорация НОРИНКО приобрела лицензии на добычу нефти и природного газа на месторождениях в шести странах по всему миру (Ирак, КСА и д.р). Суммарный объем доказанных запасов нефти составляет около 1 млрд тонн.
По словам представителей корпорации НОРИНКО они располагают всем необходимым оборудованием для проведения тестирования новых и модифицированных нефтепродуктов (прежде всего бензин и дизельное топливо соответствующие стандарту State 6) на большей части автомобильной и гусеничной технике, которая принята и или поступит на вооружение НОАК. В настоящее время китайские военные и гражданские производители дизельных двигателей уже наладили выпуск силовых агрегатов, отвечающих требованиям стандарта State 6 по содержанию вредных веществ. Однако, основная проблема состоит в банальной нехватке мощностей на существующих НПЗ, которым необходимо проходить капитальную модернизацию и замену оборудования.
Кроме того, продукты переработки нефти необходимы китайским оружейникам для разработки новых видов взрывчатых веществ, твердых топлив для ракетного вооружения, а также компонентов, применяемых при производстве современной композитной брони. Также, соответствующие подразделения корпорации рассчитывают применять продукты глубокой переработки нефти в медицине и санитарии, а также при производстве бытовой химии.
С учетом важности стабильных поставок нефтепродуктов, специалисты корпорации НОРИНКО еще в 2015 г. начали переговорный процесс с руководством Saudi Aramco об участии в совместном предприятии, которое создано на территории КНР. На момент начала переговоров китайская сторона рассчитывала на организацию регулярных поставок около 10 млн тонн нефти в адрес перспективного нефтеперерабатывающего комплекса.
Спустя два года напряженных переговоров – в мае 2017 г. НОРИНКО и Saudi Aramco подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в рамках проекта нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического кластера, который будет построен на территории провинции Ляонин в районе города Паньцзинь.
Следует отметить, что также на переговорах в мае 2017 г. саудовские инвесторы предложили инвестиционную программу для развития сектора нефтепереработки и нефтехимии в провинции Ляонин в процессе реализации которой они вложат около 100 млрд долл. США в различные предприятия и производственные объекты. Известно, что данное предложение встретило одобрение руководства провинции, поскольку по расчетам размер налоговых отчислений после реализации проектов достигнет 20 млрд долл. США в год, а прибыль предприятий будет составлять около 11 млрд долл. США ежегодно.
В результате проведенной подготовительной работы саудовские инвесторы смогли ознакомится с проектом будущего предприятия, которое будет способно перерабатывать 15 млн тонн нефти ежегодно и поставлять национальным и зарубежным потребителям такие продукты, как бензин (высокоочищенный авиационный бензин), высокоочищеное дизельное топливо, авиационный керосин, базовые гидрокрекинговые масла для двигателей внутреннего сгорания, этилен и параксилол. Вполне очевидно, что часть оборудования по производству пропилена, алкилов и других продуктов на перспективном НПЗ будет приобретена у иностранных производителей.
Для сравнения, в настоящее время суммарные мощности нефтеперерабатывающих предприятий НОРИНКО, расположенных в провинции Ляонин составляет всего 8 млн тонн нефти в год. Кроме основного НПЗ на единой территории будут возведены два нефтехимических комбината. По данным китайских источников, 70% сырья для переработки будет поставлять Saudi Aramco.
Вероятно, выгрузка танкеров будет осуществляться на нефтяных терминалах порта Далянь, а затем по трубопроводам сырье поступит на НПЗ. Второй вариант предусматривает проведение комплекса дноуглубительных работ в мелководном северном районе Бохайского залива, которые позволят создать два маршрута подхода и отхода танкеров от нефтеналивного терминала, а также район ожидания.
К настоящему моменту известно, что новый производственный комплекс будет находится под управлением трехстороннего совместного предприятия Huajin Aramco Petrochemical Co.,Ltd, а именно саудовской корпорации Saudi Aramco принадлежит 35% акций, а китайским НОРИНКО и Panjin Xincheng Industrial Group» по 35% и 29% акций соответственно. По данным некоторых источников, в перспективе долю в СП может получить «Транспортно-строительная инвестиционная корпорация провинции Ляонин», которая будет выполнять строительство и оснащение сети автозаправочных станций на территории трех северо-восточных провинций КНР. Появление нового поставщика бензина и дизельного топлива позволит китайским транспортным предприятиям и частным предпринимателям выбирать поставщика топлива и благоприятно скажется на стоимости перевозок в целом.
Объем саудовских инвестиций в строительство кластера составляет 10 млрд долл США (около 69,5 млрд юаней) – фактически это самый дорогой совместный китайско-саудовский проект в области углеводородного сырья. По оценкам китайских специалистов, предприятие начнет работать в 2023 г. и выйдет на полную мощность в 2024 г. Для размещения всего кластере будет выделена территория площадью 598 гектар.
Подводя итог вышесказанному. отметим, что благодаря подписанным соглашениям о сотрудничестве крупнейшая оборонно-промышленная корпорация КНР НОРИНКО сможет гарантировать топливную безопасность НОАК и разрабатывать новые горюче-смазочные материалы для боевой техники нового поколения. Кроме того, новое СП будет поставлять необходимое сырье для компаний, осуществляющих разработку специальных присадок для бензина и дизельного топлива. В свою очередь, подобный проект позволит аравийским поставщикам нефти уверенно закрепится на китайском рынке и при необходимости расширять зону присутствия с опорой на НПЗ в Паньцзине.
В дополнение отметим, что сотрудничество саудовских нефтепромышленников с НОРИНКО является доказательством того, что военно-политическое руководство КСА осознанно способствует расширению сотрудничества с КНР, поскольку стремится гарантировать независимость от оплаты за поставленные ресурсы в долларах США.