Об интересах ФРГ в Ливии

В воскресенье Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила о доставке в Ливию большой партии средств оказания скорой медицинской помощи, с помощью которых в ближайшие три месяца, как ожидается, будут обслуживаться более 1 млн человек. Отдельно в комментарии утверждается, что благодаря содействию ФРГ в 15 больницах были развернуты службы быстрого реагирования. В прошлом месяце Берлин усилил поддержку мер по стабилизации Ливии, направив на эти цели дополнительные 15 млн евро, которые должны пойти на восстановление экономики и политических институтов.

Кроме того, по данным ливийской Национальной нефтяной корпорации, опубликованным в марте, германские компании заинтересованы в возвращении на газовый и нефтяной рынки страны, что также воспринимается как мера по оздоровлению ее экономики. Во время германо-ливийского экспертного экономического форума, организованного в начале месяца в Тунисе, приоритетом для сторон, было названо завершение проектов, прерванных из-за гражданской войны, а также новые инициативы в области энергоресурсов. По словам представителей Национальной нефтяной корпорации, запасы углеводородного сырья в Ливии велики, однако для того, чтобы вывести взаимодействие на новый уровень, необходимо провести дополнительные технологические экспертизы, профинансировать которые, судя по всему, должна ФРГ. На их основании возможно увеличить добычу нефти и газа, что будет интересно западным инвесторам, а также окажет дополнительной содействие в восстановлении Ливии.

Впрочем, одной из основных проблем, с которой сталкивается федеральное правительство применительно к ситуации в Ливии, являются беженцы. Еще в 2017 г. канцлер А.Меркель отмечала, что Германия не позволит «чтобы Ливия стала игрушкой в международных интересах», для чего дала распоряжение усилить поддержку Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Международной организации по миграции. Помимо этого она заявила о необходимости финансового стимулирования инициатив, способствующих возвращению мигрантов из Ливии в их родные государства Африки, что является инструментом борьбы с превращением страны в транзитный пункт для беженцев, желающих перебраться в Европу.

Сегодня эти вопросы привлекают внимание в связи с тем, что в марте текущего года истекает мандат спасательной миссии ЕС в Средиземноморье «София».  В декабре 2018 г. из-за ее судьбы уже разгорелись споры, поскольку Италия настаивает на том, чтобы спасенные мигранты не отправлялись автоматически в ее порты, а распределялись между государствами-членами ЕС. Министр внутренних дел Германии Х.Зеехофер (ХСС) настаивает на необходимости продления «Софии», что служит основанием не только для противоречий между государствами, но и политиками. Так, ярым противником операции является его контрпартнер, заместитель председателя Совета Министров Италии М.Сальвини, который, как полагают эксперты, таким образом борется не только за благополучие своей страны, серьезно страдающей из-за притока мигрантов, но и за политические очки, что крайне актуально в преддверии майских выборов в Европарламент. При благоприятном исходе голосования М.Сальвини будет претендовать на пост главы Еврокомиссии и опираться на альянс с европейскими правыми партиями, выступающими за борьбу с мигрантами с Востока. В более широком смысле успех правых, к которым может присоединиться немецкая «Альтернатива для Германии» рискует подорвать нынешние европейские устои. Хотя пока среди возможных союзников АдГ фигурируют венгры и голландцы, М.Сальвини все же не случайно наблюдает за успехами немецкой партии, сообщая об этом в твиттере.

В немецких СМИ роль Италии в операции «София» зачастую подается как контрпродуктивная. К примеру, как писала газета Zeit, итальянские корабли, участвующие в миссии фактически делают все, чтобы не брать на борт мигрантов. В частности, на основе международно-правовых обязательств, спасенные не могут быть возвращены в Ливию. При этом ливийская береговая охрана, также занимающаяся спасением тех, кто неудачно пытается переплыть Средиземное море, принудительно возвращает беженце в Африку. Зная об этом, итальянцы делают так, чтобы до появления береговой охраны не брать на борт тонущих для того, чтобы не столкнуться с необходимостью транспортировать их в собственные порты.

В начале прошлого года отчет на эту тему подготовила исследовательская служба Бундестага, установив, что права человека нарушаются не только ливийским спасателями, но и европейцами. При этом в подобной практике подозреваются не только итальянцы, но косвенно и немцы. Так, по данным отчета Бундестага, попавшего в распоряжение Zeit, немецкие корабли были замечены, в непосредственной близости от итальянских, когда последние предпринимали все, чтобы оставить тонущих в воде до прибытия береговой охраны. Помимо этого в документе утверждается, что ЕС, в том числе ФРГ, тратят средства на оснащение ливийских спасателей, а значит, и таким способом попустительствуют тому, чтобы мигранты не попали в Евросоюз. При этом даже посольство ФРГ в Нигере сообщает федеральному правительству о судьбе тех, кто был возвращен из Средиземного моря в Ливию. Мигрантов зачастую помещают в частные закрытие лагеря, где пытают и проводят по пять казней в неделю для того, чтобы освободить место для вновь прибывших.

Аналогичную статистику озвучивает со своей стороны и ООН. На минувшей неделе доклад по Ливии был представлен на сессии СПЧ в Женеве. Там, помимо прочего, сообщалось и о практике вымогательств, когда заключенных заставляли звонить семьям и под угрозой пыток требовали выкуп.  Human Rights Watch, со своей стороны, заявляет, что методы ООН не работают, при этом одной из причин, по которой решения не воплощаются на практике, является то, что Ливия рассматривается в рамках общего 10-го пункта постоянной повестки дня ООН. Данное заявление весьма интересно в свете того, что ряд европейских государств, включая Великобританию и Австрию, на той же сессии СПЧ выразили несогласие с применением в адрес Израиля практики двойных стандартов, заложенной в 7 пункте той же повестки, посвященном этой стране, в то время как в мире достаточно примеров нарушения прав человека, требующих более пристального внимания.

В целом речь идет о противостоянии европейских игроков в лице Франции и Италии, на фоне которого Берлин пытается вернуть возможности, упущенные, начиная с 2011 г. Однако для этого ФРГ придется сблизиться с одной из них, что пока затруднительно по разным причинам. Париж и Рим поддерживают в конфликте разные политические силы. В то время как французы, по информации Германского института международной политики и безопасности (SWP), оказали политическую и, как отмечают аналитики центра, «скорее всего и другие формы поддержки» Х.Хафтару, Италия, в свою очередь, поддерживает Ф.Сараджа, на стороне которого ООН и формально сама Германия. Кризис по вопросу судьбы операции «София», успехи сил под контролем Х.Хафатара по установлению контроля над крупнейшем нефтяным месторождением Аш-Шарара, операторами которого являются Национальная нефтяная корпорация, французская Total и еще ряд европейских компаний, а также то, что своей миграционной политикой Италия может усилить позиции правых в европейских институтах, потенциально способствуют тому, чтобы сблизиться с Францией. Однако Париж вряд ли захочет всерьез поделиться влиянием, кроме того, резкая трансформация курса Берлина особенно в преддверии намеченных на апрель переговоров по примирению в Ливии, может осложнить отношения Германии с международными институтами в лице ООН и ее специализированных учреждений, которые сегодня весьма позитивно оценивают немецкое участие. Кроме того, нет оснований полагаться на то, что ставка на Х.Хафтара окажется выигрышной в среднесрочной и особенно долгосрочной перспективе.

62.65MB | MySQL:102 | 0,525sec