Оценки китайских специалистов реализации составляющих элементов проекта «Китайско-пакистанский экономический коридор»

Как известно, по решению председателя КНР и по согласованию с военно-политическим руководством Пакистана на территории двух государств ведется строительство инфраструктуры в рамках межгосударственного проекта под обозначением «Китайско-пакистанский экономический коридор» (КПЭК).  В период с 2013 по 2030 гг. на территории Китая и Пакистана будут созданы необходимые объекты транспортной инфраструктуры, электростанции, а также элементы обеспечения перевозки пассажиров и грузов, которые позволят ускорить перемещение между двумя государствами. Основными составными элементами КПЭК являются проекты:

– глубоководного порта Гвадар (включая терминал «Навабашах» для выгрузки сжиженного природного газа);

– двух высокоскоростных автомобильных дорог в районе г.Гвадар;

– высокоскоростных дорог Лахор-Карачи и Пешавар-Карачи;

– железнодорожной ветки Havelian-Khujerab.

Параллельно с созданием указанных транспортных артерий, пакистанские и китайские строители возведут в районе г.Гвадар новый международный аэропорт, который станет крупнейшей воздушной гаванью в Пакистане.

Представляется возможным указать некоторые ключевые заявления представителей политического руководства Пакистан в последние шесть лет в отношении перспективного аэропорта

 

Хронология официальных заявлений представителей правительства Пакистана, а также некоторых мероприятий и сообщений СМИ, связанных со строительством перспективного аэропорта в г.Гвадар представлена в таблице ниже

 

Дата Официальное лицо/орган Содержание выступлений/мероприятий
Июль 2013 г. Министр науки и технологий Пакистана Захид Хамид «Строительство нового аэропорта станет катализатором экономического роста всего Белуджистана и позволит в полной мере реализовать потенциал нового глубоководного порта, Специальной экономической зоны, Свободной торговой зоны и Зоны обработки экспортной продукции». Стоимость указанных трех элементов инфраструктуры может составить 750 млн долл. США
Июнь 2014 г. Министр планирования и развития Ахсан Икбал «Финансирование строительства перспективного аэропорта будет осуществляться из отдельных фондов, что не повлияет на социальные программы»
Август 2014 г. Представители Султаната Оман Подтверждено выделение 2,85 млн долл. США для строительства наблюдательных вышек, заграждений и патрульных трасс
Январь 2015 г. Исполнительный комитет Национального экономического совета Пакистана Принято положительное решение о разрешении строительства нового аэропорта. Достигнуто соглашение с Султанатом Оман об увеличении финансирования до 17,5 млн долл. США
Июнь 2015 г. Министр финансов, доходов, экономических дел и статистики Ишак Дар «Правительство выделит 29,4 млн долл. США на строительство нового аэропорта в г.Гвадар»
Сентябрь 2015 г. Экспортно-импортный банк КНР Подписано разрешение на выделение китайской компании-подрядчику кредита в размере 230 млн долл. США для строительства воздушной гавани. Кредит получила China Communication Construction Corporation.
Ноябрь 2015 г. Главный министр Белуджистана Абдул Малик Белудж

 

 

Пресс-секретарь главного министра Белуджистана Джан Мухаммед Буледи

«Региональное правительство определило место для будущего аэропорта и  Зоны обработки экспортной продукции».

 

«Площадь нового аэропорта составит около 17 кв. км. Строительство продолжится 30 месяцев».

Март 2016 г. Главный руководитель Управления по развитию г.Гвадар Сайед Хусейн Белудж

 

Представители китайской China Overseas Port Holding Company

«Вероятно строительство будет начато в конце 2016 г.»

 

 

 

Проведен осмотр места строительства будущего аэропорта

Сентябрь 2016 г. Министр по делам правительства Шейх Афтаб Ахмед «Для нового аэропорта г.Гвадар будет выделено почти 18 кв. км.»
Февраль 2017 г. Главный секретарь Белуджистана Сайфулла Чатта «Стоимость строительства должна составить 209,9 млн долл. США»
Май 2017 г. Встреча частных застройщиков с представителями правительства Пакистана Получено разрешение на выделение земель под строительство объектов коммерческого назначения
Июнь 2017 г. СМИ Пакистана Поступают сведения о начале строительства с конца 2017 г. и месте расположения в 14 км от центра г.Гвадар
Ноябрь 2017 г. Министр внутренних дел, планирования и развития Ахсан Икбал

 

 

 

Советник премьер-министра Пакистана по делам авиации Сардар Мехтаб Ахмед Хан Аббаси

На заседании совместного координационного совета по сотрудничеству в рамках КПЭК принято решение о переносе начала строительства на середину 2018 г.

 

«Возведение аэропорта будет начато с сентября 2018 г.».

Май 2018 г. Премьер-министр Пакистан Шахид Хакан Аббаси Заявление о том, что процесс согласования проекта и плана аэропорта находится на финальной стадии
Июнь 2018 г. Посол КНР в Пакистана Чжао Лицзянь «Первоначальный проект будущего аэропорта г.Гвадар разработан, подготовительные работы начнутся в конце 2018 г. »
Декабрь 2018 г. СМИ Пакистана Военно-политическое руководство планирует начать строительство аэропорта г.Гвадар в первом квартале 2019 г.

 

По данным китайских источников, 29 марта 2019 г. премьер-министр Пакистана Имран Хан в присутствии министра иностранных дел, министра планирования и развития, министра морских дел, губернатора провинции Белуджистан, начальника Генерального Штаба ВС Пакистана, представителей МИД КНР, Управления гражданской авиации КНР и китайских компаний  (всего около 800 человек) принял участие в церемонии закладки первого камня нового аэропорта, который будет построен в 26 км к северу от г.Гвадар в районе поселка Гурандани. По оценкам китайских специалистов суммарная площадь аэропорта составит 17,4 кв. км. Для сравнения площадь международного аэропорта Карачи составляет 14,97 кв. км, столичного аэропорта – 14,57 кв. км и аэропорта в г.Лахор 11,33 кв. км.

К настоящему моменту достоверно известно, что основным подрядчиком с китайской стороны является China Communication Construction Corporation (СССС), тогда как проектную документацию  на аэропортовый комплекс разрабатывают сотрудники «Строительной корпорации аэропортов гражданской авиации КНР». Отметим, что китайская корпорация будет возводить новейший аэропорт в Пакистане не на собственные средства, а за счет беспроцентного займа в размере 230 (по другим данным 256) млн долл. США, который был выделен по решению руководства КНР из фондов «Экспортно-импортного банка Китая» в рамках программы развития порта Гвадар.

Отметим, что общая стоимость строительства объектов плана КПЭК в г.Гвадар составляет от 669 до 786 млн США, а по словам представителей МИД КНР данный показатель может вырасти до 2 млрд долл.США в процессе улучшения инфраструктуры города, порта и т.д.

Необходимо отметить, что специалисты Airport Survey and Design Institute Co.,LTd (структурное подразделение СССС) в сотрудничестве с пакистанскими коллегами уже провели проверку грунта в района будущего аэропорта. Выполнено бурение 300 контрольных выемок для анализа состояния грунта на предмет установления глубины укладки стабилизированного основания под взлетно-посадочную полосу (аэропорт будет располагать двумя ВПП), рулежные дорожки и стояночные площадки (рассчитаны на стоянку не менее 10 широкофюзеляжных, 10 узкофюзеляжных и 10 региональных пассажирских самолетов).

Разработку аэровокзального комплекса выполняют сотрудники компании TSIGRUN INTERNATIONAL ARCHITECTURE DESIGN LTD. Окончательный проект аэропорта будет утвержден в июне 2019 г. на заседании китайско-пакистанского Объединенного координационного комитета, однако анализ фото- и видеоматериалов позволяет отметить, что пассажирский терминал будет выполнен в прямоугольной форме, взлет и посадку будет обеспечивать полоса длиной 3658 м, ширина которой соответствует требованиям, предъявляемым к аэропортам категории 4F.

Следует учитывать, что место расположения аэропорта позволит в последующем построить вторую ВПП, расширить стоянку для самолетов, а также достроить дополнительный терминал для пассажиров или грузов. В отношении перспективного пассажирского терминала известно, что китайские проектировщики максимально используют возможности естественного освещения – будет применена частично прозрачная крыша.

К настоящему моменту не представляется возможным точно указать объем пассажирских перевозок из нового аэропорта г.Гвадар в направлении на КНР, Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Саудовскую Аравию и другие государства Ближнего Востока, однако по расчетам китайских специалистов ежегодно новый аэропорт позволит обрабатывать около 30000 тонн грузов. Известно, что аэропорт будет соединен с морским портом Гвадар новой высокоскоростной автомобильной дорогой.

По данным китайских источников, перспективная воздушная гавань будет принимать постоянные рейсы, выполняемые пассажирскими самолетами ART-72, Boeing-737, Boeing-777, Airbus-320 и 380. Все необходимое оборудование для системы управления воздушным движением, наблюдением за метеорологической обстановкой, заправки и обслуживания самолетов поставят китайские подрядчики (в частности Zhengxing Airlines Airport  Construction Group Engineering Company).

В свою очередь, пакистанские строительные компании возведут заграждение вокруг перспективного аэропорта, выполнят прокладку дороги для патрулей сил безопасности.  По данным западных специалистов, финансирование данного комплекса работ было предоставлено по решению руководства Султаната Оман. Как известно, до 1953 г. порт Гвадар принадлежал указанному государству Аравийского полуострова, но был продан Исламабаду.

Ввод нового аэропорта в строй запланирован на 2021 г., т.е. весь комплекс строительных работ, установка, настройка и тестирование оборудования должны быть выполнены в течение 30 месяцев с момента закладки первого камня. Старый аэропорт г.Гвадар будет закрыт на ремонт и в настоящее время обсуждается два варианта – размещения авиационной базы ВВС Пакистана или полный снос аэропорта с высвобождением площади под другие объекты коммерческого назначения.

Необходимо отметить, что китайские специалисты практически одновременно начнут строительство двух важнейших объектов социального значения в г.Гвадар – госпиталь (стоимость проекта 100 млн долл. США) и профессионально-технического училища (стоимость 10 млн долл. США). Значительная часть расходов по первому объекту объясняется дороговизной медицинского оборудования, которое необходимо для диагностики различных заболеваний.

Кроме того, китайские фармацевтические компании будут поставлять значительное количество медикаментов в перспективное лечебное учреждение, которое позволит обслуживать большую часть населения Белуджистана. Известно, что по решению китайско-пакистанского Объединенного Координационного Комитета местные жители, нанятые на строительные работы, получат социальные страховки для обслуживания в госпитале, а также компенсации в случае несчастных случаев, произошедших в процессе строительных работ.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что церемония начала строительства нового аэропорта была проведена как раз в дни китайско-пакистанского форума, целью которого является привлечение инвестиций в новые проекты, запланированные иностранными предпринимателями с учетом реализации плана КПЭК. Строительство нового аэропорта также согласуется с внутренним политическим курсом премьер-министра Пакистана Имран Хана, который прилагает серьезные усилия по развитию коммерческой пассажирской и грузовой авиации в стране.

51.93MB | MySQL:112 | 0,777sec