Роль прокурдской Партии демократии народов на местных выборах в Турции

Девятнадцатые по счету выборы в органы местного самоуправления прошли 31 марта в Турции. Это первые в истории страны муниципальные выборы после смены формы правления с парламентской на президентскую. По данным ЦИК Турции, среди 82 млн граждан правом голоса обладают 57 млн человек, которым предстояло проголосовать за мэров (сроком на пять лет), членов региональных парламентов, советов, руководителей муниципалитетов, сельских старост и членов сельских советов. Для голосования были открыты 194 715 избирательных участков. Явка составила более 84%. В выборах приняли участие кандидаты от 12 политических партий, а также независимые кандидаты.

Своих кандидатов на выборы выдвинули Партия справедливости и развития, Партия великого единства, Народно-республиканская партия, Демократическая партия, Демократическая левая партия, Партия демократии народов, İYİ Parti (Хорошая партия), Партия националистического движения, партия Saadet («Добродетель»), Независимая партия Турции, Коммунистическая партия и партия «Родина». Ведущие политические партии Турции объединились на этих выборах, как и на предыдущих парламентских и президентских, в два крупных политических блока: «Союз народа» (Cumhur İttifakı) и «Союз нации» (Millet İttifakı). «Союз народа» образован правящей ПСР и националистической Партией националистического движения. Основным соперником этого блока является «Союз нации», в который объединились оппозиционные центристская Народно-республиканская партия и националистическая Хорошая партия.

По предварительным данным, альянс «Союз народа» набрал 51.62% голосов. В частности, правящая партия ПСР получила 44.31% голосов, а ПНД – 7.31% голосов.  «Союз нации» набрал 37.56% голосов. НРП набрала 30.11%, Хорошая партия – 7.45% голосов. Прокурдская ПДН набрала 4.24% голосов, а другие партии и независимые кандидаты – 6.58% голосов. Таким образом, ПСР победила в 15 крупных городах и в 24 провинциях, НРП — в 11 крупных городах и в 10 провинциях, ПНД – в одном крупном городе и в 10 провинциях, прокурдская ПДН – в 3 крупных городах и в 5 провинциях (в этом контексте показатель Хорошей партии — 0)[i].

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил в понедельник о победе возглавляемой им ПСР на муниципальных выборах в стране. «Поддержка турецкого народа позволила Партии справедливости и развития победить уже на пятнадцатых выборах в стране. Начиная с утра 1 апреля, мы приложим максимум усилий для устранения пробелов в деятельности нашей партии», — добавил он. Эрдоган при этом признал, что его партия может не победить на выборах мэра в Стамбуле. «Даже если мы не победили на выборах мэра в Стамбуле, мы одержали победу в большинстве районах. Около 56% всех муниципальных органов в Турции возглавят представители Партии справедливости и развития», – отметил он. Президент также напомнил, что теперь в стране «выборов не будет ещё 4,5 года, и в предстоящий период его партия будет работать над улучшением жизни граждан»[ii].

Несмотря на это заявления Эрдоганa, в таких крупных городах, как Стамбул, Анкара, Измир и Анталья победу одержали кандидаты от оппозиционной НРП. И если в Измире (цитадель кемалистов) и в Анталии (прежний, многолетний лидер НРП — Дениз Байкал родом из Анталии) победа партии была ожидаемой, то победы в Анкаре и в Стамбуле стали неожиданностью для многих. В частности, турецкая оппозиция впервые за 25 лет победила на выборах мэра Анкары[iii]. НРП впервые с 1994 г. одержала победу на выборах мэра Анкары, ее кандидат Мансур Яваш набрал 50.91% голосов. Основной соперник Яваша, заместитель председателя ПСР  Мехмет Озхасеки, набрал 47.10% голосов. НРП победила также в Измире, сохранив за собой пост мэра этого третьем по величине городе Турции. Ее кандидат Тунч Сойер набрал 58.08% голосов, значительно опередив кандидата от ПСР, экс-министра экономики Турции Нихата Зейбекчи, получившего 38.66%. В Стамбуле кандидат от правящей партии, ближайший соратник президента Турции Эрдогана, экс-премьер и экс-спикер парламента Турции Бинали Йылдырым заручился поддержкой 48.51% избирателей, в то время как его основной соперник, кандидат от НРП Экрем Имамоглу набрал 48.79% голосов. В Анталии кандидат от НРП Мухиттин Боджек набрал 50.62% голосов, а кандидат от ПСР Мендерес Мехмет Тевфик Тюрел – 46.25%.

Примечательно, что в последнее время НРП впервые преодолела границу 30%. Это стало возможно благодаря увеличению голосов в регионах Эгейского и Средиземного морях. Однако главная причина в прокурдской ПДН, которая решила не выдвигать кандидатов в 4 крупных городах – в Стамбуле[iv], в Анкаре[v], в Измире[vi] и в Анталии[vii].  Более того, ПДН решила в этих городах (и не только) поддержать кандидатов НРП. По нашему мнению, именно благодаря поддержке ПДН, НРП смогла набрать более 30% голосов и победить в Стамбуле (Стамбул считается городом с самым большим курдским населением в мире) и в Анкаре, a также в Адане и в Мерсине. Таким образом, ПДН разумно не выдвигала кандидатов в несколько крупных городах, понимая, что не сможет победить в них, в то время как тактический альянс с НРП дает возможность победить кандидатов от ПСР. НРП в свою очередь не смогла бы победить без поддержки ПДН. Эти партии в первую очередь сблизил фактор совместной борьбы против ПСР, а также против ПНД. Между НРП и ПДН есть ряд проблем, как исторических, так и современных. Известно, какова была политика НРП в отношении курдов во время ее правлении в 1923-1950 гг.

Совместную победу с НРП в крупных городах необходимо занести  в актив ПДН, а не только сказать, что прокурдская партия набрала всего 4.24% голосов и победила в только в 3 крупных городах и в 5 провинциях (Ван, Диярбакир, Сиирт, Мардин, Батман, Хаккари, Карс и Ыгдыр). Здесь отметим победу ПДН в Карсе, где во время предыдущих выборов регулярно побеждала ПСР. Однако, на сей раз ПСР решила не выдвигать кандидатов в Карсе и в Ыгдыре в пользу кандидатов ПНД. Турецкие СМИ перед выборами даже сообщили, что президент Азербайджана Ильхам Алиев попросил Эрдогана «отдать» приграничные с Арменией эти две провинции[viii], которые представляют большую важность для Нахичевана и в борьбе против курдов в регионе. И.Алиев, таким образом, хотел окружить Армению с запада, улучшить свои позиции в этих провинциях и лоббировать свои интересы там (например, поднять вопрос закрытия Мецаморской АЭС в Армении или призвать поскорее осуществить проект железной дороги Карс-Ыгдыр-Нахичевань). Алиев также хотел обезопасить себя на случай возможной будущей нормализации армяно-турецких отношений (в этом случае в Карсе и Игдыре будут организованы акции протеста против этого процесса).

В итоге, ПСР  не выдвигала кандидатов в Карсе и Ыгдыре и заявила о поддержке кандидатов от ПНД, однако они потерпели поражение. Почему Эрдоган удовлетворил просьбу Алиева (если в реальности такая просьба была, хотя мы считаем это весьма вероятным по вышеуказанным причинам)? Потому, что месяцами ранее Эрдоган сам просил Алиева ускорить запуск газопровода TANAP[ix], чтобы это произошло перед внеочередными президентскими и парламентскими выборами 2018 г., что улучшит имидж Эрдогана и его партии и принесет дополнительные голоса.

Итак, вышеуказанное показывает, что курды с 2015 г. укрепляют свой статус фактора на выборах Турции (в 2015 г. ПДН впервые преодолела порог 10%). Это также связано ростом курдского населения в Турции (уровень рождаемости среди курдов примерно в 3 раза выше, чем у турок). Местные выборы 2019 г. показали, что голоса курдов становятся решающими в крупных городах даже когда прокурдская ПДН находится  в полуразгромленном состоянии из-за репрессий турецких властей.  Кстати, по нашему мнению после местных выборов в Турции будут усиливаться политические преследования против оппозиционеров и особенно курдов. Эрдоган не простит ПДН за поражение своей партии в Стамбуле, в Анкаре и в других крупных городах. Напомним, что в ноябре 2018 г. Эрдоган заявил, что с 1 апреля 2019 г. начнется новая эра[x]. По нашему мнению, тогда Эрдоган вряд ли предвидел поражение своей партии в крупнейших и важнейших городах страны. С другой стороны Эрдоган прекрасно знал, что на местных выборах будет нелегко и поэтому в прошлом году назначил внеочередные выборы стране, чтобы президентские и парламентские выборы не последовали, а предшествовали местным выборам. Потому что самые низкие показатели ПСР были зарегистрированы во время местных выборов, и Эрдоган, таким образом, боялся, что результаты выборов в местные органы власти негативно отразятся на репутации ПСР и его самого перед важнейшими президентскими и парламентскими выборами, результаты которых должны были создать хорошие предпосылки для создания «Новой Турции».

[i] TÜRKİYE GENELİ | SEÇİM 2019, Anadolu Ajansı

[ii] Cumhurbaşkanı Erdoğan: Yerel seçimler merkezi sisteme de güç katacak, NTV, 31.03.2019.

[iii] Ankara 25 yıl sonra el değiştirdi, Sözcü, 01.04.2019.

[iv] HDP, İstanbul’un 11 ilçesinde seçime katılmayacak, Sputnik Türkiye, 04.03.2019.

[v] HDP Ankara’da aday göstermedi, Gazete Duvar, 19.02.2019.

[vi] HDP’den CHP’nin İzmir adayı Soyer’e destek, Gazete Duvar, 01.02.2019.

[vii] HDP’nin Antalya’da destekleyeceği aday belli oldu!, Alanya, 21.02.2019.

[viii] Aliyev, Iğdır ve Kars’ı MHP’ye İstemiş, PolitiKARS.com, 19.03.2019.

[ix] Cumhurbaşkanı Erdoğan: TANAP, seçim öncesi halkımıza ve dünyaya müjdemiz olacak, Ahaber, 25.04.2018.

[x] Erdoğan: 1 Nisan’da yeni dönem başlayacak, Kurdistan 24, 20.11.2018.

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,545sec