Южный Судан планирует увеличить инвестиции в свою нефтегазовую отрасль

Южный Судан получил независимость в 2011 году, став самым молодым государством в современной Африке. Причем  за ним осталось 70% доказанных запасов «черного золота» на территории Судана, что, казалось, должно обеспечить ему безбедное существование.  Однако не все так просто, ведь существует лишь один маршрут вывода углеводородов на мировой рынок – и это через главные морские ворота — Порт-Судан, которые находятся под контролем Хартума. После признания независимости было решено, что Южный Судан будет экспортировать нефть, используя инфраструктуру Судана, однако стороны не смогли договориться о плате за транзит, и этот вопрос до сих пор остается болезненным для обеих стран. Поэтому для того, чтобы улучшить свою экономическую ситуацию и обрести независимость на деле, а не только на словах, Южный Судан нуждается в дополнительных инвестициях и создании современной инфраструктуры.

Говоря об инвестициях в нефтегазовый сектор Южного Судана, прежде всего следует упомянуть Пекин. По словам  министр нефтяной промышленности Южного Судана Иезекииля Лол Гаткуота (Ezekiel Lol Gatkuoth),  «именно китайские инвестиции стимулируют рост жизнеспособного нефтяного сектора этой республики  и увеличивают доходы от экспорта нефти». Китайские компании предоставляют Южному Судану финансовые ресурсы, технологии и экспертные знания, и именно стратегическое взаимодействие с китайскими компаниями, такими, как Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC), позволило самой молодой республике в мире увеличить добычу нефти. Иезекииль Лол Гаткуот рассказал корреспонденту Синьхуа о том, что, в частности, сотрудничество Южного Судана и CNPC для поддержки и увеличения добычи в блоках 3 и 7 было крайне плодотворным, и объем добычи постоянно увеличивается. Он также упомянул о том, что когда в 2013 году в Южном Судане разразилась гражданская война, CNPC не покинула страну и продолжила добычу нефти, и добавил, что это только укрепило двусторонние отношения между Пекином и Джубой.

Напомним, что компания CNPC официально начала свою деятельность в  Южном Судане в 2011 году и во многом содействовала развитию инфраструктуры, необходимой для бурения, переработки и транспортировки нефти, а также быстрому восстановлению «спящих» нефтяных месторождений, что позволило резко увеличить объемы добычи. Министр нефтяной промышленности Южного Судана отметил, что блоки 1, 2 и 4, на которых работает компания CNPC, были «спящими» последние 5 лет, и потребовалось 45 дней, чтобы возобновить их работу. На них добывается 22 тыс. баррелей нефти в сутки, а к концу этого года объем добычи вырастет до 60 тыс баррелей в сутки. Он также сообщил, что правительство Южного Судана и компания CNPC подписали меморандум о взаимопонимании с целью содействия развитию новых нефтяных месторождений. Следующим этапом двустороннего сотрудничества между Китаем и Южным Суданом будет развитие базовой инфраструктуры (стороительство новых дорог) и энергетики. Вопрос создания собственной развитой инфраструктуры является ключевым для Джубы.

В настоящее время в нефтяной отрасли Южного Судана полностью доминируют азиатские компании, причем не только китайская CNPC, но и малайзийская Petronas и индийская Oil and Natural Gas Corporation (ONGC Videsh). Тем не менее, Южный Судан активно ведет переговоры со другими потенциальными инвесторами. Так, например, в конце ноября 2018 года Министры энергетики ЮАР и Южного Судана сделали совместное заявление о том, что Южно-Африканская Республика инвестирует 1 млрд долларов в нефтяную промышленность Южного Судана. На эти деньги, в том числе, будет построен новый нефтеперерабатывающий завод. Министры двух стран подписали меморандум о взаимном понимании. Согласно его содержанию, ЮАР также примет участие в геологоразведочных работах на нескольких нефтяных блоках. Джефф Радебе, министр энергетики ЮАР, сказал, что «когда новый нефтеперерабатывающий завод будет построен, его пропускная способность составит 60 000 баррелей в день».

В октябре 2018 года в Москве состоялась встреча министра энергетики Российской Федерации Александра Новака с министром нефти Южного Судана.  А.Новак в ходе встречи напомнил о том, что в апреле 2016 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики России и Министерством нефти и природных ресурсов Республики Южный Судан по сотрудничеству в сфере энергетики[i]. Он выразил свою уверенность в том, что «данный документ будет способствовать развитию двустороннего взаимодействия в области энергетики на качественно новом уровне».

12 февраля с. г. на новостном портале Oil Capital появилась информация о том, что глава МИДа Южного Судана Ньял Денг Ньял сообщил о том, что «представители ряда российских нефтяных компаний в ближайшее время планируют посетить  Южный Судан, чтобы обсудить инвестиции в нефтяной сектор республики»[ii]. Ньял Денг Ньял также отметил, что на территории страны имеется ряд богатых нефтью залежей, для разработки которых пока не привлекались инвесторы. Эти поля, подчеркнул министр, «готовы для инвестиций». По его словам, сотрудничеством заинтересовались «Роснефть» и другие российские компании. Также Южный Судан хотел бы проводить изыскательские работы с целью изучения возможных полезных ископаемых и уточнения их объемов в ряде районов республики. Поэтому в Южный Судан прибудет в том числе делегация «Росгеологии» — обсудить с коллегами сотрудничество, выработать стратегию для начала работы в этой сфере[iii].

25 марта газета Sudane Tribune сообщила о том, что министр нефти Южного Судана Иезекиэль Лол Гаткуот рассказал о готовности Катара к тесному сотрудничеству с Южным Суданом в разработке нефтяных и газовых месторождений. Согласно заявлению, опубликованному южносуданским Министерством нефти, Гаткуот встретился со своим коллегой Его Превосходительством Саадом Шеридой аль-Кааби, государственным министром по вопросам энергетики в его офисе в Дохе. Министр обсудил с аль-Кааби исследование новых блоков, расширение добычи нефти, программу наращивания профессионального потенциала южносуданских инженеров и общее сотрудничество в нефтегазовой сфере. Со своей стороны катарский министр энергетики подчеркнул свою «твердую приверженность тесному сотрудничеству в области нефти и газа между двумя братскими странами и готовность Катара изучить имеющиеся возможности в Южном Судане и инвестировать в добывающие объекты»[iv]. Иезекиэль Лол  Гаткуот также провел отдельную встречу с исполняющим обязанности генерального директора Национального банка Катара (QNB) Абдаллой Мубараком аль-Халифой для обсуждения путей финансирования проектов в области нефтедобычи и инфраструктуры. Напомним, что QNB был первым ближневосточным банком, который открылся в Южном Судане в 2011 году, после создания независимого государства. Именно он предоставил Южному Судану кредит в размере 100 млн долларов для покупки продуктов питания и топлива в марте 2012 года, когда у Джубы возникли расхождения с  Хартумом по поводу сборов за нефть и остановки ее добычи.

Электронное издание Gulf Times также сообщило, что министр нефти Южного Судана рассказал им, что в настоящее время Джуба производит порядка 180 000 баррелей в сутки, и отметил, что «наша главная задача-повысить добычу нефти до 270 000 баррелей в сутки. В идеале мы хотели бы снова достигнуть пика добычи нефти в 350 000 баррелей в день, которые мы достигали до этого».  Южный Судан, на чей нефтяной сектор приходится почти 90% ВВП страны, имеет доказанных запасов 3,5 млрд баррелей из трех блоков: Dar Petroleum Operating Company  (DPOC), Sudd Petroleum Operating Company (SPOC) и Greater   Pioneer Operating  Company (GPOC). Иезекиэль Лол Гаткуот подчеркнул, что «в настоящее время изучены только 12% резервов Южного Судана. Есть много нефтеносных блоков, ожидающих быть изучены. Поэтому, есть очень большой потенциал»[v].

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Джуба могла бы стать важным игроком на углеводородном рынке, если бы не две основные проблемы — это вопрос транзита, а также политическая и военная нестабильность, которая сохраняется в обеих странах. Военная напряженность между Суданом и Южным Суданом и внутренние конфликты в них – одна из главных причин, заставляющих даже самых заинтересованных инвесторов с большой осторожностью относиться к южносуданским проектам.

[i] https://minenergo.gov.ru/node/12609

[ii] https://polpred.com/news

[iii] «Росгеология» – российский многопрофильный геологический холдинг, осуществляющий полный спектр услуг, связанных с геологоразведкой: от региональных исследований до параметрического бурения и мониторинга состояния недр. Холдинг обладает уникальными компетенциями, в частности, в области морской геологии и работы на шельфе. «Росгеология» создана по Указу Президента РФ от 15 июля 2011 г. № 957 на базе одного из старейших геологоразведочных предприятий России – «Центргеологии».
Предприятия холдинга работают во всех восьми федеральных округах России. https://www.rosgeo.com

[iv] http://www.sudantribune.com/spip.php?article67270 Qatar, South Sudan to boost oil, gas cooperation

[v] https://www.gulf-times.com/story/626871/Qatar-agrees-to-look-into-South-Sudan-hydrocarbon-

52.23MB | MySQL:103 | 0,475sec