Ливийский конфликт: гуманитарные аспекты

С активизацией военного конфликта в Ливии в начале апреля с.г. после начала военной кампании генерала Халифы Хафтара по захвату ливийской официальной столицы Триполи возникла угроза нового массового гуманитарного кризиса. Посетивший с визитом Ливию генеральный секретарь ООН А.Гутерриш по итогам высказался крайне пессимистически относительно будущих перспектив мирного политического процесса. После двусторонних переговоров с фельдмаршалом Х.Хафтаром в Бенгази, Гутерриш фактически признался в провале с высокой долей вероятности проводимых в последние месяцы при посредничестве ООН и ведущих игроков усилий добиться консолидации противостоящих оппозиционных политических групп в единое коалиционное правительство.

Более того, начавшаяся в Ливии дестабилизация грозит вылиться в масштабный гуманитарный кризис в случае дальнейшей эскалации ситуации. Гуманитарное сообщество ООН в Ливии уже бьет тревогу. 8 апреля было распространено официальное сообщение гуманитарного координатора ООН в Ливии М.Рибейро с призывом ко всем сторонам конфликта соблюдать выполнение своих обязательств в рамках международного гуманитарного права и конвенции по правам человека. Также ООН призвала к временной гуманитарной паузе для доставки чрезвычайной помощи и обеспечения беспрепятственного выхода гражданских лиц, в том числе раненых, из зоны конфронтации. В аналогичном духе высказалась верховный комиссар ЕС по внешней политике Ф.Могерини и госсекретарь США М.Помпео.

Тем не менее, вооруженный конфликт в последние дни развивается стремительно, не оставляя шансов на смягчение гуманитарных последствий. Армия Хафтара за несколько дней продвинулась вплотную к Триполи, вопреки призывам от международного сообщества вернуться за стол переговоров. 9 апреля был подвергнут воздушной бомбардировке и временно заблокирован столичный аэропорт. При этом правительство национального согласия (ПНС) в Триполи во главе с Ф.Сараджем, активно поддерживаемое западными игроками и миротворческой миссией ООН в Ливии, получило от партнеров твердые заверения политической и гуманитарной поддержки. По мнению Брюсселя, в частности, Cарадж должен оставаться главным игроком в переговорном процессе с Хафтаром от лица правительства в Триполи.

Как полагают некоторые эксперты, складывающаяся ситуация является лишь верхушкой айсберга и неизбежно ведет к масштабной эскалации гуманитарного кризиса. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), за последние несколько дней количество внутренне перемещенных в результате активизации конфликта лиц достигло 3400 человек. По официальным сводкам Триполи, в указанный период число погибших в результате столкновений составило 21 человек, раненых – 27. В непосредственной близости от района прямых вооруженных столкновений, по данным УКГВ, находится 1400 беженцев, которые располагаются во временных центрах и нуждаются в срочной эвакуации. Также в прилегающих к вооруженным столкновениям районах проживает гражданское население, которое по данным ООН не может пока добровольно покинуть свои дома из-за интенсивного характера боевых действий. ООН уже развернула механизмы срочного гуманитарного реагирования и готова к оказанию содействия. В самом Триполи на складах ООН сосредоточены достаточные запасы гуманитарных грузов, прежде всего продовольствия и медикаментов, для срочного вмешательства. Кроме того, гуманитарные организации системы ООН нуждаются в дополнительном донорском ресурсном обеспечении в размере 190 млн долларов США, чтобы закрыть финансовые потребности текущим и планируемых гуманитарных операций.

В долгосрочном плане, многие международные аналитики полагают, что ливийские события в апреле с.г. могут потенциально привести к масштабным потрясениям во всем регионе Северной Африки и Ближнего Востока. В том числе спровоцировать эффект домино и политическую дестабилизацию, а также привести к миграционным всплескам и расширению гуманитарного кризиса. Некоторые из них усматривают прямую взаимосвязь между наступлением армии Х.Хафтара и предшествующими этому политическими потрясениями в соседнем Алжире, приведшими к завершению 2 апреля многолетнего правления президента А.Бутефлика. Ослабленный внутренне Алжир не в состоянии сегодня влиять на ситуацию в соседней Ливии. Зато прямой интерес в усилении позиции Хафтара и военного крыла имеет другой влиятельный сосед – Египет. В Каире рассчитывают, что приход Х.Хафтара к власти в Ливии позволит обеспечить стабильность и устойчивость власти, взять под национальный контроль разрозненные кланы и самое главное – добычу и экспорт нефти и газа под эгидой Национальной нефтяной компании. Более того, приход к власти военных поможет – по мысли Каира — снизить влияние в Ливии исламистских групп, поддерживаемых египетской, ныне находящейся в оппозиции к правительству организацией «Братья-мусульмане».

Маневр Хафтара по сути отодвинул политическое решение ливийского вопроса в рамках ооновских механизмов. Запланированная на 14-15 апреля под эгидой ООН международная конференция по Ливии, которая должна была наконец принять принципиальные решение по консолидации политических сил и проведению всеобщих выборов, оказалась сорванной.

В сложившейся ситуации возникает закономерный вопрос: насколько срыв политического процесса в Ливии приведет к серьезному гуманитарному кризису в регионе. С одной стороны, по мере усиления вооруженных столкновений растет волна панических настроений на этот счет. С другой стороны, централизация и консолидация власти под единым управлением поможет реанимировать экономический сектор, преимущественно за счет восстановления производства углеводородов   — главного ресурса и богатства Ливии. Это в свою очередь позволит избежать обострения гуманитарного кризиса, а также контролировать миграционные потоки.

По другому сценарию – в случае затягивания вооруженной фазы противостояния – дальнейшая эскалация гуманитарного кризиса представляется неизбежной, со всеми вытекающими для гражданского населения последствиями, включая массовые миграционные переселения внутри Ливии и за ее пределы.

52.28MB | MySQL:106 | 0,617sec