О практических итогах визита А.А.Махди в Тегеран с точки зрения дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества между Ираном и Ираком

Иран и Ирак достигли соглашения «о разработке и инвестировании двух смежных нефтяных приграничных месторождений», заявил  9 апреля, советник премьер-министра Ирака и министр нефти страны, Тамир Аббас аль-Гадбан.

7 апреля, то что Иран и Ирак пришли к совместному решению о разработке двух нефтяных месторождений на их общей границе, сообщил новостной сайт Министерства нефти Ирака.

«Соглашение связано с разработкой месторождений Нафт эш-Шахр и Хорремшехр», — говорится в сообщении.

В нем не сообщалось, однако, никаких подробностей относительно существа соглашения, объема инвестиций, которые необходимо освоить и ожидаемых сроков реализации проекта. По всей видимости, речь идет о решении, достигнутом в рамках недавнего визита премьер-министра Ирака. А.А.Махди в Тегеран.

Как известно, между энергетическими секторами двух стран уже существуют тесные связи, и Ирак сильно зависит от поставок иранского газа для обеспечения работы местных электростанций.

Ирак импортирует в сутки около 1,5 млрд куб. футов газа из Ирана по трубопроводам на юге и востоке страны. Энергетическое сотрудничество несколько омрачается тем обстоятельством, что Ирак должен Ирану за прежние поставки газа, около 1 млрд долларов.

Источники в Министерстве нефти Ирана считают, что в связи текущим положением дел в нефтехимическом и газовом секторах в Ираке, между двумя странами есть хорошие перспективы для сотрудничества, но не уточнили, какие именно.

Тем не менее, упор будет делаться на технологические аспекты. Так, в ходе своего визита на прошлой неделе в Иран, иракский премьер-министр и сопровождавшая его делегация проинспектировали иранскую энергетическую, конструкторскую и инжиниринговую компанию и получили возможность ознакомится с потенциалом иранских компаний, сделав вывод, что иранские компании вполне могут участвовать в проектах в Ираке, — сообщил агентству «Фарс» один из чиновников Министерства нефти ИРИ, участвовавший в переговорах.

«Аналогично, иракская компания по нефтяным проектам может войти в Иран и ведутся переговоры о том, как сотрудничать и передавать имеющийся у иракских коллег опыт Ирану», — добавил он.

«Иранские компании имеют большой потенциал в нефтяной, газовой и нефтехимической отраслях, в которых могут сотрудничать с Ираком», — считает министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане, пояснив, что Ирак является развивающейся страной, поскольку существует много текущих нефтяных проектов, и на этой основе можно осуществлять широкое партнерство.

Президент Ирана Хасан Роухани призвал  7 апреля, по итогам встречи с главой правительства Ирака, расширить газовые и электрические сделки между Ираном и Ираком и увеличить объем торговли до 20 млрд долларов, несмотря на трудности, вызванные санкциями США в отношении Тегерана.

«Планы по экспорту электроэнергии, газа и, возможно, нефти также обсуждаются и развиваются, мы готовы расширить эти контакты не только для двух стран, но и для других стран региона», — заявил Х.Роухани в телевизионном выступлении по итогам встречи с премьер-министром Аделем Абдель Махди.

«Мы надеемся достичь наших планов по расширению объема торговли и увеличению его до 20 млрд долларов в течение нескольких ближайших месяцев или, одного-двух лет», — полагает глава ИРИ.

Заместитель премьер-министра по экономическим вопросам, министр финансов Ирака, Фуад Хусейн и управляющий Центрального банка Ирана Абдулнасер Хамати обсудили баланс внешней торговли между Ираком и Ираном, сопоставив данные по экспорту и импорту между двумя странами.

По сообщению информационного агентства «Фарс», «глава Центрального банка Ирана Абдулнасер Хамати и министр финансов Ирака Фуад Хусейн обсудили сферы банковского и финансового обмена между двумя странами, увеличение объема торговли между двумя сторонами, баланс экспорта с импортом, а также способы погашения долгов Ирану, со стороны Ирака».

«Целью нашей встречи является рассмотрение финансовых и валютных вопросов и улучшение экономических и политических отношений между Ираном и Ираком», — заявил журналистам А.Хамати, отметив, что «объем торговли между двумя странами сейчас находится в восходящем положении, и с учетом соответствующих оснований этого для обеих сторон».

Главный банкир Ирана полагает, что «банковский обмен между Ираном и Ираком может быть основан на динаре, и что этот вопрос фактически является ключом к укреплению банковских отношений между двумя странами. Он затронет все вопросы и, следовательно, должен использоваться для устранения препятствий и содействия деятельности иранских банков в Ираке».

В свою очередь, министр финансов Ирака Фуад Хусейн выразил удовлетворение своим визитом в Иран и растущими торговыми и политическими отношениями между двумя странами, отметив, что торговые отношения между двумя странами «растут и что идея сбалансирования внешней торговли между Ираном и Ираком будет в равной степени служить обеим странам».

Иракский финансист выразил свое «стремление провести дальнейшие дискуссии для формирования и закрепления нового механизма в этой области».

На прошлой неделе Ирак и Иран подписали несколько новых соглашений в нефтяном, газовом и электроэнергетическом секторах, включая разработку совместных нефтяных месторождений, восстановление иракской электрической сети, а также строительство новой ветки трубопровода для транспортировки иранского газа в Ирак.

Во время своего двухдневного визита в Иран премьер-министр Адель Абдель Махди провел переговоры с президентом Х.Роухани и несколькими высокопоставленными иранскими чиновниками, а также принял участие в третьем заседании совместного экономического комитета между двумя странами.

По словам помощника министра нефти Ирана по международным и коммерческим вопросам Амира Хусейна Заманиния, основными направлениями нефтяных соглашений между Тегераном и Багдадом станут разработка совместных нефтяных месторождений, восстановление старых иракских нефтеперерабатывающих заводов, создание сети доставки газа и экспорт технических и инженерных услуг в Ирак.

Он добавил, что подписанный с Ираком меморандум о взаимопонимании предусматривает модернизацию старых нефтеперерабатывающих заводов в Ираке, совместную разработку месторождений нефти Нафт эш-Шахр и Хорремшехр совместно двумя странами и создание нефтепровода Ануб между Абаданом (юго-запад Ирана) и иракской Басрой.

Обе стороны подписали совместный план по реабилитации в течение трех лет электроэнергетического сектора в Ираке, который описывается как «уже находящийся на грани реализации, и включающий в себя несколько этапов». План направлен на сокращение потерь электроэнергии в электросетях Ирака с 50% до 20% в течение 3 лет, что в свою очередь, означает увеличение мощности выработки электроэнергии на 30%.

В рамках развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странами сообщается, что Иранская товарная биржа и Торговая палата Басры подписали соглашение о создании общей товарной биржи между двумя сторонами.

Кроме того, озвучено скорое открытие филиала Иранской товарной биржи в Багдаде, а затем в регионе Иракского Курдистана и в провинции Неджеф «в целях содействия созданию финансовых посредников, связанных с деятельностью Товарной биржи в Ираке и прямого участия Иранской товарной биржи в правительственных тендерах в Ираке.

Практические итоги визита А.А.Махди в Тегеран свидетельствуют о двух очевидных вещах: Саудовской Аравии в Ираке еще предстоит длинный и непростой путь с тем, чтобы сравняться в объеме торгово-экономического сотрудничества с Ираном. И второе, А.А.Махди гораздо лучше удаются всевозможные внешние переговоры и визиты, иногда складывается впечатление, что он с большим удовольствием вообще не возвращался в Багдад. Что и понятно, связанный по рукам и ногам пакетным соглашением с парламентским «триумвиратом», где ведущая роль принадлежит «садристам», он, по сути дела, является во внутренних вопросах фигурой чисто номинальной. Что до самого Ирана, то его позиции в Ираке основываются на прочной и обоснованной экономической базе, которая закономерно развивается, углубляется и совершенствуется. Имея совершенно четко выраженный вектор, на запад, и юго-запад, к границам с Сирией и Иорданией, туда, куда протянутся новые ветки нефте- и газопроводов.

62.84MB | MySQL:102 | 0,491sec