О влиянии заявления президента США Д.Трампа по КСИР на интересы Израиля

Заявление президента США Д.Трампа о квалификации Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в качестве иностранной террористической организации стало своего рода последним подарком Б.Нетаньяху перед выборами в Кнессет. При этом, как и в случае с решением о выходе США из ядерной сделки, не просто были приняты во внимание опасения ближневосточного партнера относительно своей безопасности или ранжирование угроз, где Тегеран для Иерусалима по-прежнему остается на первом месте, но и следование риторике, свойственной Б.Нетаньяху. Последний неоднократно подчеркивал, что ИРИ является спонсором и организатором террористической сети по всему миру. Д.Трамп в понедельник, явно основываясь на этих данных, отметил, что решение США «означает признание реальности, состоящей в том, что Иран – не только государство-спонсор терроризма, но и то, что КСИР активно участвует, финансирует и распространяет терроризм как инструмент государственной политики».

Несмотря на то, что шаг Вашингтона имел и четкую привязку к израильским выборам и явно ориентировался на усиление санкционного давления на иранский режим, дабы путем демонстрации свидетельств государственного терроризма показать опасность ведения бизнеса с ИРИ, этим заявлением американскому президенту удалось добиться прогресса на еще нескольких важных направлениях. В первую очередь, более заметной оказалась поддержка американских еврейских лоббистских организаций. Так, Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC) в серии сообщений, размещенных в твиттере, поприветствовал шаг президента, поддержав важность маркирования КСИР в качестве террористической структуры  как элемент экономического давления, а также признавая, что подразделение «виновно в гибели американских солдат в Ираке», т.е. причастно к убийству граждан США. К AIPAC присоединилось руководство Конференции глав крупнейших американских еврейских организаций и Американский еврейский комитет, чьи комментарии ограничились дестабилизирующим воздействием иранского режима на Ближний Восток и необходимостью создать препятствия для ведения бизнеса с государством, спонсирующим и осуществляющим террор.

И если для этих организаций поддержка курса Д.Трампа оказалась в целом логичной, поскольку они пусть и меньшим воодушевлением, но все же согласились с важностью признания принадлежности Израилю Голанских высот, то роль Совета по международным отношениям (CFR), который из-за состава своих руководящих органов также зачастую относится к числу американских еврейских лоббистских структур, особенно интересна. Так, президент CFR Р.Хаас, реагируя на признание израильского суверенитета над Голанами, написал в том же твиттере, что время для этого шага выбрано неудачное, т.к. теперь ни одно арабское правительство не пойдет на заключение мирного соглашения с Израилем. После комментария Д.Трампа относительно сущности КСИР заявлений со стороны Р.Хааса не последовало, однако во многих американских СМИ опасность Корпуса стражей исламской революции подтверждается именно исходя из оценок, ранее опубликованных экспертами CFR. Так, еще в июне 2016 г. аналитик Совета Р.Такей, пусть и не упоминая КСИР как именно террористическую структуру, говорил о нем, называя инструментом иранского режима, применяемым для проецирования своего влияния от Персидского залива до Средиземноморья. В более ранних публикациях CFR есть упоминания об «Аль-Кудс» (специальном подразделении в составе КСИР, занимающемся проведением операций вне ИРИ), как о способе поддержания террористической деятельности и вооружения иранских прокси на Ближнем Востоке. Таким образом, даже если CFR хотел бы вновь  поспорить с президентом, то в данном случае не согласиться с ним весьма затруднительно.

Важно это решение и сточки зрения формирования антииранской коалиции умеренных региональных лидеров и Израиля, а также демонстрации отсутствия разногласий между Иерусалимом, Вашингтоном с одной стороны и арабскими партнерами, которые должны пойти на сближение, с другой. Так, решение по КСИР приветствовала Саудовская Аравия, назвав его «практическим и серьезным шагом». Аналогичную позицию занял Бахрейн, чье внешнеполитическое ведомство подчеркнуло значимость данного шага США с точки зрения борьбы с «враждебной террористической деятельностью Ирана и его негативным вмешательством во внутренние дела региона». Таким образом, фактичекски получается, что решение по Голанам было не таким ужасным, как его стремились представить многие скептики. С одной стороны, диалог Израиля, США и региональных умеренных режимов по-прежнему имеет направления для дальнейшего развития, включая противодействие росту иранского присутствия. С другой стороны, по сути, это означает, что конференция по безопасности на Ближнем Востоке в Варшаве, где Б.Нетаньяху попытался представить прогресс в деле нормализации отношений с государствами региона в том числе на основе борьбы с Ираном, не была исключительно показной, а заявления КСА по поводу израильского суверенитета над Голанами, как и ожидалось, носили демонстративный характер.

В целом, решение по КСИР, помимо прямого удара по иранскому режиму и подтверждения наличия точек соприкосновения между Израилем и региональными умеренными лидерами, имеет наибольшее значение в контексте сближения интересов американского еврейского лобби  с нынешней администрацией США, а также с точки зрения его взаимодействия с Израилем. Объясняется это тем, что все такого рода организации имеют целью защиту интересов Израиля. Однако по палестинской проблеме понимание их зачастую расходится, а вот в том, что касается прямой угрозы существованию государства со стороны Ирана поспорить могут далеко не все. Исходя из этого, Д.Трампу удалось частично снять возражения тех представителей лоббистских структур, которые считают его политику неконструктивной для мирного процесса с палестинцами, а Б.Нетаньяху сумел перед выборами частично сгладить свои противоречия с американскими евреями, пусть и не за счет решения острой для них проблемы заигрывания с ультраортодоксами с целью формирования правительственной коалиции, что может потенциально ограничивать их религиозную свободу. Особенно примечательно это, принимая во внимание попытки его главного соперника на выборах из «Кахоль Лаван» Б.Ганца укрепить контакты с американскими еврейскими организациями во время конференции AIPAC в марте. Впрочем, неразрешенным остается еще один актуальный вопрос американо-израильских отношений, касающийся лоббистских структур, а именно продолжающаяся эрозия двухпартийного консенсуса по израильской проблематике, угрожающая тем, что при смене администрации США с республиканцев на демократов Иерусалим утратит привилегии, полученные благодаря Д.Трампу. При этом Б.Ганц во время того же выступления в AIPAC сделал на этом акцент, озвучивая мнения многих как в Израиле, так и в США.

62.83MB | MySQL:102 | 0,493sec