Израиль: первые выводы по итогам предварительных результатов выборов в Кнессет

Вскоре после 22.00 по израильскому времени, когда закрылись избирательные участки и появились первые, еще оценочные результаты голосования, лидеры обоих противостоящих друг другу политических лагерей объявили о своей победе.

Сопредседатель левоцентристского блока «Бело-голубые» генерал-полковник запаса Бени (Биньямин) Ганц заявил журналистам, что он «будет премьер-министром всех израильтян», потому что «более миллиона израильтян сказали свое слова», отдав свои голоса за возглавляемый им партийный блок. Это заявление базировалось на первоначальных оценках, согласно которым «Бело-голубые» получили 37 мандатов, а крупнейшая правая израильская партия Ликуд, возглавляемая премьер-министром Биньямином Нетаньяху, только 33 мандата (всего в Кнессете – 120 депутатов). Слова Бени Ганца о том, что он «будет премьер-министром всех израильтян», были вызваны осознанием того, что у него есть только две теоретические возможности создания правящей коалиции – либо в рамках правительства национального единства с Ликудом, либо путем привлечения в свою коалицию каких-то мелких правых партий, традиционно поддерживающих Ликуд, прежде всего, возглавляемой министром финансов Моше Кахлоном правоцентристской партии «Кулану».

Биньямин Нетаньяху со своей стороны заявил, что он будет «формировать правую коалицию». Это заявление основывалось на информации о том, что партии право-религиозного лагеря, возглавляемого Ликудом, суммарно получили более половины всех мандатов. Слова премьер-министра должны были с одной стороны успокоить мелких нынешних и потенциально новых партнеров Ликуда по поводу того, что он не собирается создавать правительство национального единства с «Бело-голубыми», оставив их за рамками новой коалиции, а с другой стороны – удержать тех из них, кто теоретически мог бы взвешивать для себя возможность присоединения к коалиции, возглавляемой Бени Ганцем.

К утру, когда были подсчитаны 97% всех поданных на выборах голосов, картина стала проясняться. Как оказалось, число полученных «Бело-голубыми» и Ликудом мандатов примерно равно (порядка 35 мандатов). Возможно даже, что Ликуд имеет небольшой перевес. Несмотря на то, что пока что имеющиеся в нашем распоряжении результаты не являются окончательными, представляется возможным сделать целый ряд выводов относительно достижений тех или иных участников предвыборной гонки, а также того, как будет выглядеть Кнессет следующего созыва и, соответственно, каковы варианты создания новой правящей коалиции:

  1. Бени Ганц и его команда проделали колоссальную работу, сумев за очень короткий срок (с февраля этого года) превратить только что созданный партийный блок «Бело-голубые» в мощную силу, способную противостоять Ликуду на равных.
  2. Несмотря на этот очевидный успех, левоцентристском лагерю (включая антисионистские арабские партии) не удалось победить право-религиозный лагерь в «командном зачете». Разрыв между ними составляет порядка 10 мандатов в пользу последнего. Соответственно, следует ожидать, что премьер-министром останется Биньямин Нетаньяху.
  3. «Бело-голубым» не удалось привлечь сколько-нибудь значительное число голосов «колеблющихся» правых избирателей. Вместо этого они оттянули голоса у левых партий – возглавляемой Ави Габаем Аводы и возглавляемой депутатом Кнессета Тамар Зандберг МЕРЕЦ. Первая, в прошлом израильская партия власти, получила всего 6 мандатов (вместо 19 мандатов в завершившем свою работу Кнессете), а вторая – 4 (вместо прежних 5). При этом нельзя не сказать о том, что электоральная катастрофа израильских левых вызвана не только агрессивной пропагандой центристов, но и общим сдвигом настроений израильского общества вправо.
  4. Резко усилились ультраортодоксального религиозного лагеря – ашкеназский блок «Еврейство Торы» во главе с заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом (8 мандатов вместо 6) и сефардская ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери (8 мандатов вместо 7). Правда, можно ожидать некоторого сокращения числа мандатов, полученных ультраортодоксальными партиями, прежде всего, после подсчета голосов военнослужащих, который проводится чуть позже и традиционно снижает представительство ультраортодоксально-религиозных, левых и арабских партий.
  5. Представительство арабских партий в Кнессете сократилось суммарно до 10 мандатов вместо 13, которые они имели в завершившем свою работу Кнессете в рамках Объединенного арабского списка. Более того, нельзя исключить возможности того, что после подсчета голосов военнослужащих наиболее радикальный антисионистский блок арабских партий РААМ-БАЛАД вообще  не преодолеет электорального барьера, составляющего сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных голосов. Тогда представительство арабских партий в Кнессете сократится до 6.
  6. Естественными партнерами Ликуда при формировании новой правящей коалиции, помимо ультраортодоксальных религиозных партий, являются возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом «Наш дом – Израиль» (5 мандатов), возглавляемое генерал-майором запаса раввином Рафи (Рафаэлем) Перецем «Объединение правых партий» («Блок религиозно-сионистских партий» — 5 мандатов) и возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном «Кулану». Судя по данным, имеющимся после подсчета 97% голосов партия «Новые правые», возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом и министром юстиции Аелет Шакед не преодолевает электорального барьера. Однако можно ожидать, что после подсчета голосов военнослужащих она все же преодолеет его.
  7. Обещавшая стать сюрпризом нынешних выборов либертарианская партия «Зеут» во главе с бывшим депутатом Кнессета Моше Фейглиным не преодолела электорального барьера, и шансов на то, что она его преодолеет, не осталосью
  8. В заключение представляется уместным подчеркнуть тот факт, что две партии — Ликуд и «Бело-голубые» суммарно получили более 70 мандатов. Ничего подобного не было за всю новейшую историю Государства Израиль.
62.83MB | MySQL:102 | 0,505sec