Оценки китайских специалистов некоторых аспектов пакистано-индийского противостояния

В любом современном вооруженном конфликте малой интенсивности представляется возможным выделить несколько аспектов, при этом некоторые из них следует относить к первоначальным, а другие к возникающим после произошедших событий. Основной элемент современного этапа в напряженных военно-политических отношениях между Пакистаном и Индией это воздушный бой, который произошел между истребителями ВВС двух государств в пограничном воздушном пространстве. Как известно в результате скоротечного воздушного столкновения и применения управляемых ракет класса «воздух-воздух» два пакистанских истребителя JF-17 Block II сбили один истребитель MIG-21 BISON и с высокой степенью вероятности поразили более тяжелый Su-30MKI ВВС Индии.

Информационный аспект

Как известно, в результате поражения управляемой ракетой был сбит индийский боевой самолет второго поколения MIG-21 BISON, пилот которого – майор 52-й эскадрильи Абхинандан Вратхаман благополучно катапультировался и приземлился на пакистанской территории. ВС Пакистана тщательно документировали весь процесс обнаружения летчика, его размещения, опроса, а также максимально широко освещали полученные документы – карты, таблицы, техническую документацию, а также личное оружие и экипировку летчика, что позволило многим специалистам составить представление об уровне оснащенности ВВС Индии и уровне технического обеспечения.

Офицеры специальных служб Пакистана выполнили съемку опроса индийского военнослужащего в пропагандистских целях – видеоряд позволил избежать «демонизации Пакистана» в глазах индийского общества, при этом данные съемки стали первоначальным материалом для сравнения поведения индийского летчика в плену и на родине. Китайские наблюдатели отмечают, что в данном аспекте информационно-пропагандистского  противостояния пакистанские специалисты одержали уверенную победу над индийскими визави. Необходимо упомянуть, что по результатам воздушного боя был уволен командующий Западным стратегическим направлением ВВС Индии, который прослужил в ВС почти 38 лет.

Индийский аспект

В подтверждение оценки высокой эффективности пакистанской информационной операции представляется возможным рассмотреть некоторые ответные шаги ВС Индии по освещению событий 27 февраля 2019 г. Следует отметить, что представители Западного командования ВВС Индии спустя довольно значительный промежуток времени провели пресс-конференцию на которой представили три изображения с мониторов дежурной смены постов радиолокационной разведки, осуществлявших наблюдение за воздушной обстановкой в районе между населенными пунктами Мирпурб, Джангарб, Куйратта.

На двух изображениях представляется возможным наблюдать обозначения системы опознавания «свой-чужой». Так, красный цвет обозначений присвоен самолетам ВВС Пакистана, тогда как пилотируемые и беспилотные аппараты ВВС Индии отмечены зеленым.  Зеленым цветом отмечены минимальные дальности/дистанции между самолетами двух сторон. Синим цветом определены минимальные дальности действия бортовых РЛС самолетов двух сторон, по достижении которых они смогут самостоятельно обнаруживать воздушные цели и вести бой при помощи управляемого ракетного вооружения.

Основным минусом подобных «доказательств» воздушного боя является позднее предоставление, а кроме того, индийские военные не обработали должным образом изображение – не предоставили расшифровку обозначений и не сопроводили официальным печатным комментарием.

В этом аспекте наибольшим опытом обладают российские и американские военные, которые используют для подобных мероприятий оцифрованные версии карт местности на которые наносят все необходимые (разрешенные) обозначения, которые снабжены отметками времени и позволяют разобрать ситуацию без особых затрат. Психологический эффект/психологическое воздействие на широкий круг обозревателей и узкий круг специалистов от подобных пресс-конференций обеспечивается только в первые 24 часа после произошедшего события, поскольку, как показывает практика, в противном случае оппоненты воспользуются таким информационным поводом для достижения собственных целей.

Другим элементом информационной операции ВС Индии, проводимой после воздушного боя, стала открытая демонстрация остатков управляемой ракеты класса «воздух-воздух» американского производства под обозначением AIM-120C-5. Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что индийским военным удалось собрать только центральную часть ракеты и некие оплавленные детали.

Анализ фото- и видеоматериалов позволяет с высокой точностью определить заводской номер боеприпаса 82577-3819625 и серийный номер SER NO CC12497, номер контракта, в рамках которого американская сторона поставила данное авиационное средство поражения в Пакистан – contract FAB675-05-С-0070. Вполне естественно, что китайские специалисты самостоятельно проверили все указанные данные и удостоверились, что информация о данной поставке до сих пор остается открытой и доступной на соответствующих сайтах в США.

Как известно, одновременно с демонстрацией остатков ракеты (не представляют технической ценности для анализа) индийские военные заявили о том, что в воздушном бою был сбит истребитель F-16A/B Block 15 ВВС Пакистана. Однако, представители ВС Индии не представили фотографий места падения, ни одной металлической детали самолета или даже парашюта пакистанского летчика, который по их словам катапультировался в непосредственной близости от линии государственной границы.

Американский аспект

По данным китайских источников, на следующий день после воздушного боя ВВС Пакистана по установленным военно-дипломатическим каналам пригласили специалистов компании Lockheed-Martin (производитель F-16) для сверки количества боевых машин. Как известно, американские самолетостроители и военные проводят проверку/пересчет количества F-16, стоящих на вооружение ВВС Пакистана два раза в год и также снимают показания с бортовых накопителей, которые позволяют сверить параметры и внешнее состояние.

В дополнение к этому отметим, что, согласно подписанных соглашений официальный Исламабад не имеет права применять F-16 для ударов по территории любого сопредельного государства (особенно Индии). Единственное предназначение данных самолетов – выполнение перехвата воздушных целей исключительно в воздушном пространстве Пакистана.

Китайские специалисты обратили внимание и на то, что представители американской компании Lockheed-Martin, которая рассчитывает на подписание контракта на размещение в Индии производственной линии для последующей сборки 114 истребителей F-16 (вероятно создание модели F-21) потребовали от  индийской стороны реальных доказательств поражения боевого самолета ВВС Пакистана и отметили, что если таковых не будет, то официальный Нью-Дели будут ожидать определенные последствия в правовом поле за дискриминацию качества американской боевой техники.

Некоторые китайские обозреватели высказывают мнение о  том, что ВВС Индии не поразили ни одного F-16A/B Block 15 ВВС Пакистана (хотя наблюдали их при помощи наземных РЛС) поскольку данные самолеты не приближались к району воздушного боя. С большой долей вероятности данные самолеты находились на определенном удалении и на большей высоте, т.е. выступали в роли сил поддержки и прикрытия для более легких JF-17. Причина по которой индийские военные обнаружили УР ВВ американского производства вполне может состоять в том, что на самом деле эти ракеты интегрированы в номенклатуру авиационных средств поражения JF-17, что доказывает возможности конструкторов и программистов предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР.

Малайзийский аспект

Скорее всего, именно широчайшие возможности программно-аппаратного комплекса JF-17 и стали одной из причин, по которой руководство Малайзии приняло решение о приобретении данных самолетов для национальных ВВС. Как известно, военно-политическое руководство Пакистана даже передало два истребителя для того, чтобы летчики ВВС Малайзии провели подробные ознакомительные полеты, а технический персонал получил развернутое представление о схеме, компоновке и оборудовании истребителя.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что после рассматриваемого исторического воздушного боя на двух истребителях JF-17 ВВС Пакистана появились рисованные изображения пораженных воздушных противников. Подобная традиция сохраняется и в ВВС США. В настоящее время только пилоты самолетов тактической РЭБ F/A-18G Growler наносят изображения F-22, условно сбитых в ходе учений «Красный флаг».

52.26MB | MySQL:103 | 0,634sec