О планах палестинцев и израильтян накануне обнародования «сделки века» Д.Трампа

Президент Дональд Трамп поздравил премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху («Биби») и заявил, что его победа на выборах 9 апреля дала «лучший шанс» еще не обнародованному мирному плану урегулирования палестино-израильского конфликта, т.н. «сделке века». «Тот факт, что Биби победил, я думаю, мы увидим довольно неплохие действия с точки зрения мира», – сказал Д.Трамп. «Все говорили, что на Ближнем Востоке не может быть мира с Израилем и палестинцами. Я думаю, что у нас есть шанс, и я думаю, что теперь у нас больше шансов», – добавил он.

Госсекретарь США Майк Помпео несколько дней назад объявил, что администрация Д.Трампа вскоре объявит о своем мирном плане. На слушаниях в Сенате США его спросили, поддерживает ли Белый дом решение конфликта на основе принципа «двух государств для двух народов». М.Помпео всячески уклонялся от ответа. «Сейчас мы работаем со многими сторонами, чтобы поделиться своим видением (решением) проблемы», – ответил он. Сенатор-демократ Тим ​​Кейн спросил М.Помпео, считает ли он, что мирное соглашение на основе одного государства для Израиля и одного государства для палестинцев, является устаревшей идеей. «Это, безусловно, идея, которая существует уже давно, сенатор», – ответил госсекретарь. «В конечном счете, люди в регионе разберутся»[i].

Д.Трамп с энтузиазмом поддержал Б.Нетаньяху, признав суверенитет Израиля над захваченными в 1967 году у Сирии Голанскими высотами. Во время своей предвыборной кампании Б.Нетаньяху заявил, что намерен аннексировать еврейские поселения на Западном берегу р. Иордан. Этот шаг направлен на формализацию израильского контроля над частями предположительно будущего палестинского государства. Он также настаивал на том, что вне зависимости от какого-либо мирного плана он откажется от сноса еврейских поселений на оккупированных территориях.

По мнению бригадного генерал (запаса) Йоси Купервассера, бывшего начальника исследовательского отдела военной разведки Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) и до недавнего времени генерального директора Министерства стратегических дел, приоритеты израильского правительства после выборов будут отражать их результаты в основном в палестинском контексте. Израилю придется изучить американское мирное предложение и выстроить соответствующую политику[ii]. Реакция Израиля на этот план будет отражать его приверженность стремлению к миру, который гарантирует его безопасность и, вероятно, будет в виде «да, но…». Израилю придется предпринять следующие шаги.

Во-первых, уточнить его «красные линии». Должно быть четко обозначено, что для достижения прочного мира необходимо, чтобы: палестинцы признали Израиль в качестве национального государства еврейского народа (с демократическим режимом); был утвержден план обеспечения безопасности, по которому Иорданская долина останется под контролем Израиля, что позволит ЦАХАЛу противостоять угрозам с Западного берега р. Иордан; прекратилось воспитание ненависти и подстрекательство против евреев, что внушается палестинцам также путем поддержки террора и приверженности созданию палестинского государства «от реки [Иордан] до [Средиземного] моря».

Во-вторых, если палестинцы отвергнут этот план, Израиль вместе с администрацией США должен продолжать посылать сообщение о том, что за свою непримиримость палестинцам придется расплачиваться. Израиль и США должны попытаться убедить палестинцев в необходимости изменить их ошибочный нарратив и принять существование еврейского народа, который имеет суверенную историю на этой спорной святой земле, а также принять необходимость совместного проживания на этой территории.

В-третьих, Израилю необходимо продолжить текущую политику в отношении сектора Газа и статус-кво на Западном берегу р. Иордан. Это надежная и разумная политика с учетом сложности ситуации. Если угроза со стороны Газы возрастет, Израиль должен быть готов принять более жесткие меры по защите своих граждан, в том числе заставить ХАМАС отказаться от контроля над анклавом.

В-четвертых, воздерживаться от односторонних уступок, замаскированных под «план размежевания» с палестинцами. Это опасная идея, поскольку она игнорирует намерения палестинцев и может привести к еще большему палестинскому террору, одновременно к росту напряженности в израильском обществе. Вероятность того, что любое новое правительство поддержит такую ​​политику, очень мала.

Что касается других проблем национальной безопасности, Израилю придется: продолжать бороться с угрозами, исходящими от Ирана в Сирии и в других частях региона, особенно против иранских усилий по совершенствованию ракет «Хизбаллы»; продолжать выступать против иранского ядерного соглашения и сотрудничать с Вашингтоном, стремясь привлечь на свою сторону Европу; сотрудничать с Россией, чтобы сохранить свободу действий против Ирана в Сирии; продолжать бороться с попыткой делигитимации и бойкота Израиля и разоблачать антисемитскую природу антисионизма; сохранять и углублять стратегические отношения с Соединенными Штатами, пытаясь остановить процесс, который превращает отношения с Израилем в однопартийный вопрос; продолжать расширять сотрудничество с прагматичными арабскими государствами – как с теми, с которыми у Израиля уже есть мирные договоры, так и с остальными.

По мнению Й.Купервассера, «прагматичные арабские государства разделяют точку зрения на ситуацию в регионе и воспринимают всех радикалов – от экстремистов, таких как «Исламское государство», «Аль-Каида» (запрещены в России – авт. и руководство Ирана, до более реалистичных «Братьев-мусульман» (и контролируемых ими Катара, Турции и сектора Газа) – как опасные угрозы». Израиль должен попытаться убедить этих прагматиков воспользоваться ожидаемым отказом палестинцев от американского мирного плана в качестве оправдания для установления более тесных отношений с Израилем. В конечном итоге это может подтолкнуть палестинцев к более реалистичному подходу к «сделке века».

Усиление давления на иранский режим и палестинцев (как ПНА, так и ХАМАС) может привести к существенной эскалации напряженности. Это означает, что Израиль должен продолжать тратить больше средств на повышение своей военной готовности и поддержание превосходства в разведке, авиации, кибернетике и армии. Для этого необходимо, чтобы израильская экономика продолжала процветать, а внутреннее единство было восстановлено после напряженного предвыборного периода. «На данный момент шансы на создание такого единства кажутся ограниченными, но политика, и особенно израильская политика, всегда были полны сюрпризов».

В то время как в Израиле просчитывают развитие ситуации в регионе и дискурс направлен на извлечение выгоды от еще не опубликованного американского мирного плана, в Палестине возрастают эмоции и настроения отрицания (о чем свидетельствуют соцопросы), все громче звучат голоса отвергнуть и план, и его авторов.

Гасан Хатиб из руководства Палестинской народной партии (бывшая Палестинская коммунистическая партия) и в настоящее время преподаватель Бирзейтского университета считает, что лучший способ отреагировать на «сделку века» США – отказаться от нее. «Если план составлен, он должен быть полностью отклонен. Никто не должен обсуждать его или вести переговоры об этом, потому что Соединенные Штаты не имеют права играть роль арбитра»[iii].

Г.Хатиб, который участвовал в мирных переговорах в 1990-х годах, полагает, что американцы «нарушили Декларацию о принципах от 1993 года, свидетелем и гарантом которой был Вашингтон». Дипломатические усилия арабских стран должны быть направлены на поддержку Арабской мирной инициативы. Эта инициатива, предложенная Саудовской Аравией и принятая Лигой арабских государств (ЛАГ) в 2002 году, предусматривает достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при условии ухода Израиля с оккупированных им в 1967 году территорий (включая Голанские высоты и фермы Шебаа). С тех пор необходимость реализации этого плана подтверждается на каждом саммите ЛАГ.

Аарон Миллер, старший научный сотрудник Центра Уилсона в Вашингтоне, бывший посланник в ближневосточном регионе при нескольких администрациях США, говорит о том, что план администрации Д.Трампа, возможно, состоит из 50 страниц. «Логика заключается в том, чтобы похоронить план в деталях, чтобы отвлечь внимание от лаконичности и общего рассмотрения основных вопросов, таких как параметры Клинтона». Отметим, что президент США Билл Клинтон сформулировал мирный план своей администрации в декабре 2000 года, во время переговоров премьер-министра Израиля Эхуда Барака и палестинского лидера Ясира Арафата в Табе. Эти «параметры» предусматривали отступление Израиля к границам 1967 года, разделение Иерусалима и введение особого статуса в Старом городе, эвакуацию всех еврейских поселений с Западного берега р. Иордан, а также передачу значительной части границы с Иорданией под контроль палестинских властей. «Арабская мирная инициатива» предусматривала постепенное урегулирование арабо-израильского конфликта в целом в случае реализации данного плана[iv]. По мнению А.Миллера, в настоящее время «Израиль и арабы скажут «да» [мирному плану], а палестинцы скажут «нет»». Бывший американский дипломат предлагает Вашингтону сосредоточиться на секторе Газа.

Представитель ФАТХа по международным делам Зиад Халиль Абу Зайяд говорит, что палестинское руководство уже отказалось от сделки. «С самого начала разговоров о плане палестинское руководство отвергает «сделку века» и продолжает отказывать администрации США, которая стремится уничтожить палестинское дело при поддержке правых элементов в Израиле».

Насер Атта, палестинский репортер американской ABC News, считает, что палестинцам нужна новая политическая стратегия. «Они должны найти новых союзников и проводить политику с другими силами в регионе, которые не являются союзниками США на Ближнем Востоке». В данном случае палестинскому руководству предлагается вести переговоры с ХАМАСом в секторе Газа без каких-либо условий по передаче оружия и сформировать правительство национального единства, подобное ливанскому, где «гражданские представители от «Хизбаллы» являются частью правительства без его делигитимации международным сообществом». Проблема только в том, что палестинцы мало доверяют нынешним лидерам, чье время прошло. «Нынешнему руководству нечего предложить палестинскому народу, и его следует заменить новыми лидерами путем выборов или другим креативным путем», – выражает мнение многих палестинцев Н.Атта.

На данном этапе палестинцы непреклонны в том, чтобы отвергнуть ожидаемый план США. Сказать «нет» – это все, что они могут сейчас сделать. В то же время Вашингтон утратил все свои рычаги давления на них. Результатом может стать продолжение статус-кво, которое будет в значительной степени выгоднее для Израиля и однозначно вредным для палестинцев.

[i] «Deal of the Century» to Be Revealed Soon as Trump Says Netanyahu Victory Helps Peace // Asharq Al-Awsat. 10.04.2019 — https://aawsat.com/english/home/article/1673671/lna-continues-its-march-tripoli

[ii] What should be the priorities for the new government? // April, 2019 -http://fathomjournal.org/israelvotes2019-what-should-be-the-priorities-for-the-new-government/

[iii] As US peace plan rollout approaches, Palestinians voice rejection // Al-Monitor. 05.04.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/04/us-peace-plan-rollout-rejection-palestine-israel-trump.html

[iv] Лидер МЕРЕЦ сообщила о наличии радикального «американского плана» мирного урегулирования // NEWSRU.co.il. 05.11.2003 — http://txt.newsru.co.il/arch/mideast/04nov2013/plan_112.html

51.91MB | MySQL:101 | 0,298sec