О некоторых проблемах политики США в отношении Сомали и Сомалиленда

Президент США Дональд Трамп на год продлил действие режима санкций в отношении Сомали, введенного в 2010 году и расширенного в 2012 году администрацией президента Барака Обамы. Об этом говорится в пресс-релизе Белого дома, опубликованном в среду 10 апреля.
В 2010 году режим «чрезвычайного положения» в отношении Сомали был введен в связи с «ухудшением ситуации в области безопасности и продолжающимся насилием в Сомали, а также актами пиратства и вооруженного грабежа на море вблизи побережья Сомали», отмечается в заявлении. В 2012 году исполнительным указом президента США он был расширен, чтобы противостоять «экспорту древесного угля из Сомали, который является источником значительного дохода для группировки «Аш-Шабаб» «Молодежное движение моджахедов»), бюджетным хищениям в Сомали и некоторым актам насилия, совершенным в отношении гражданского населения Сомали».
«Ситуация в отношении Сомали продолжает представлять особую и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов. По этой причине режим чрезвычайного положения, введенный 12 апреля 2010 года, а также меры, принятые к этому времени и 20 июля 2012 года, чтобы справиться с этой чрезвычайной ситуацией, должны оставаться в силе и после 12 апреля 2019 года», — отмечает пресс-служба. В документе уточняется, что действие режима санкций продлевается на один год. Происходит все это на фоне очевидной схватке в американской элите по вопросу переформатирования общей политики Вашингтона в районе Африканского рога. В этой ситуации отметим, что американцы не могут переломить ситуацию с безопасностью в Сомали в позитивную сторону. Ярким примером такого положения дел стала срочная эвакуация посла США в Сомали Дональда Ямомото в Кению из Могадишо после теракта исламистов в столице 23 марта. А ведь именно он возглавляет все мирные инициативы Вашингтона в Сомали и соседних странах в рамках попыток добиться какого-то единства подходов между Могадишо, Харгейсой и другими полугосударственными анклавами на территории бывшего Сомали. В этой связи аналитики выделяют сейчас основную проблему в контексте американкой политики на территории бывшего Сомали, которую грубо можно охарактеризовать, как попытку сохранить разновекторную политику применительно к основным центрам внутрисомалийской конкуренции в лице Могадишо и Харгейсы. При этом многочисленные критики политики Госдепартамента в самих Соединенных Штатах, считают планы того же Д.Ямомото на этот направлении нереалистичными. Самый известный из них-бывший офицер Пентагона Майкл Рубин, ныне ученый-резидент Американского института предпринимательства. Со времени своего визита в Харгейсу (Сомалиленд) в феврале он написал не менее 14 статей в защиту Сомалиленда, последняя по времени из которых была опубликована в «Нэшнл ревью», американском журнале новостей и комментариев правого толка. Если брать такую активность по сути, то налицо откровенная попытка части американских «неоконов» переформатировать политику Вашингтона на сомалийском направлении с полной ротацией нынешних представителей США там. В частности, в рамках ротации того же Д.Ямомото, которого предполагается заменить на более внятную и решительную фигуру. В этой связи называются прежде всего имя куратора по африканским вопросам в аналитическом центре Атлантического совета и нынешнего специального посланника США по Великим Озерам Дж.Питера Фама в качестве хорошего кандидата на должность нового представителя США по Сомали.
В этой связи надо подчеркнуть, что копья в американской элите сейчас ломаются прежде всего в рамках реализации новой стратегии США не только в Сомали, но и во всем регионе Африканского рога. 13 декабря 2018 года советник по национальной безопасности Джон Болтон, выступая в Heritage Foundation, представил стратегию администрации Д.Трампа в Африке, ключевыми компонентами которой были, во-первых, развитие торговых связей с африканскими партнерами, а, во-вторых, борьба с «радикальным исламским терроризмом». Ирония заключается в том, что на Африканском роге администрация Трампа теперь удваивает свои усилия, чтобы сделать ровно противоположное. По мере продвижения Китая в Джибути и Эфиопию и по мере того, как финансируемое США правительство в Могадишо все больше предлагает свои стратегические активы Китаю, Государственный департамент решил нарушить прошлый прецедент и повернуться спиной к Сомалиленду, единственному стабильному, безопасному и подлинно демократическому региону на Африканском роге. По оценке того же Рубина, Сомалиленд остается на сегодня стабильным и с тех пор фактически независимым по сравнению с остальной территорией Сомали. При этом все многомиллионные траты на поддержку режима в Могадишо остаются практически без всякого внятного эффекта. Хотя Соединенные Штаты признают федеральное правительство Сомали, которое, в свою очередь, претендует на власть над всей страной, на самом деле центральное правительство Сомали контролирует не более нескольких городских кварталов в Могадишо, и даже это зависит от африканской миротворческой миссии (АМИСОМ), срок мандата которой истекает в следующем году. Тревожным событием стало то, что в начале апреля Сомалийская национальная армия фактически распалась в рамках задержки выплаты им ежемесячного жалования со стороны федерального правительства перед лицом нападения «Аш-Шабаб» на Балад, всего в 20 милях от столицы. Сообщается также, что «Аш-Шабаб» захватила Дханаан, расположенный всего в 10 милях к югу от главного аэропорта столицы. 23 марта в результате взрыва бомбы совершенного «Аш-Шабааб» в центре столицы был убит заместитель министра труда страны и по меньшей мере еще девять человек. Президент Сомали Мохаммед Абдуллахи Мохаммед (он же Формаджо) демонстрирует в этой связи полную беспомощность и предпочитает в последнее время путешествовать за границей на деньги своих международных доноров.
В этой связи отметим, что открытый лоббизм интересов Харгейсы в его противостоянии с Могадишо – это четкий тренд части «неоконов» в рамках отработки заказа со стороны ОАЭ. Именно Абу-Даби открыто ставит на Харгейсу в силу своих интересов по международной легитимизации сделки по приобретению бывшей базы ВМФ СССР в Бербере, против чего категорически выступает Могадишо. В этой связи понятен и ярко выраженный антитурецкий подтекст всех этих публикаций. В них утверждается, что Турция, по-видимому, активно стремится извлечь как можно больше денег для проектов из коррумпированного руководства Сомали и раздуть пламя радикализма в Сомали. В этой связи утверждается, что в 2012 году турецкие спецслужбы перевели «Аш-Шабаб» 600 000 долларов, а теперь турецкая ЧВК «Садат», основанный военным советником президента Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, открыла в Сомали свой объект и ведет подготовку сомалийских радикалов. Уточним, что не радикалов, а личной гвардии Формаджо, Но в данном случае важен подтекст.
И атаки на Д.Ямомото и Госдеп в этой связи логичны. Вопрос в данном случае именно в коммерческих интересах, но никак не в реальном стремлении найти реальные точки опоры для американской стратегии в Сомали. Тот же Сомалиленд – это далеко не образец стабильности, как это пытаются показать в части откровенно подкупленной ОАЭ американской элиты. И перенос усилий американской дипломатии в Харгейсу также проблему исламистского присутствия не решит и кардинально ситуацию на этом направлении не улучшит.

52.26MB | MySQL:103 | 0,348sec