Об экономических трудностях на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа

Премьер-министр Палестинской национальной администрации (ПНА) Мухаммед Штайе, член Центрального комитета правящего на Западном берегу р. Иордан движения ФАТХ и один из лидеров первой интифады (1987–1993 гг.), которого глава ПНА Махмуд Аббас (Абу Мазен) назначил на должность в марте 2019 года, готовится к экономическим трудностям и призывает к политике экономической самодостаточности, что палестинцы уже проходили во время первого восстания. На первом заседании кабинета 15 апреля этого года М.Штайе сказал, что палестинцы должны принять меры жесткой экономии, чтобы справиться с трудной экономической ситуацией и избежать необходимости повышать налоги.

М.Штайе – первый премьер-министр от движения ФАТХ с 2005 года. По образованию и профессиональной деятельности он экономист. В 1989 году получил степень доктора в области экономического развития в Университете Сассекса в Великобритании. В 1990 году был доцентом кафедры экономики, с 1992 года – деканом по студенческим делам Бирзейтского университета под Рамаллой. В 1994 году вместе с другими палестинскими лидерами основал Палестинский экономический совет по развитию и реконструкции (PECDAR), который возглавляет с 1996 год. В новом правительстве также впервые появился министр предпринимательства и экономического развития, которым стал Осама аль-Саади, инженер и бывший член комиссии по жилищному строительству в Газе[i].

«Правительство приступает к работе в трудных обстоятельствах», – отметил М.Штайе на заседании, куда он прибыл пешком, а не в обычном для премьер-министра кортеже. В пресс-релизе говорится: «Кабинет министров решил прекратить покупать новые автомобили и поездки первым классом; все министры должны сообщить о своем финансовом положении; в то же время налоги не будут повышены; приоритет отдан поддержке стойкости народа Иерусалима». На 30 апреля с.г. запланирована встреча с международными донорами, включая их информирование о финансовой войне, которую ведут Соединенные Штаты и Израиль в отношении ПНА. Место встречи не разглашается[ii].

М.Штайе рассматривает пути оздоровления местной экономики с одновременным проведением экономической политики «стойкости и сопротивления». С этой целью и для отделения палестинской экономики от Израиля, правительство готовит план поэтапного отказа от использования шекеля, который должен быть заменен другими валютами, включая иорданский динар, доллар США или евро.

Мунтасер Хамдан, руководитель отдела журналистских расследований в ежедневной газете «Аль-Хайят аль-Джадида», поддерживающей ФАТХ, говорит, что новый премьер-министр попытается приспособить свою экономическую политику к конкретным местным условиям. «На севере он сосредоточится на сельском хозяйстве, на юге – на торговле, а в центре – на управлении и услугах», – пояснил он. Вполне вероятно, что М.Штайе попытается восстановить отношения с Израилем после формирования нового правительства. Хотя между Израилем и палестинцами продолжается координация действий в области безопасности, в политической сфере взаимодействие очень ослабло. Отношения между сторонами ухудшились, когда Израиль решил сократить таможенные и налоговые сборы, которые собираются для палестинцев, в качестве наказания палестинского правительства, поддерживающего семьи заключенных и мучеников.

По словам Маджида Арури, исполнительного директора «Истикляль», Комиссии по независимости судебной власти и верховенства закона, новое правительство столкнется с огромной проблемой своевременных и полных выплат государственным служащим. «Новое правительство должно будет иметь в виду возможное проведение выборов, для этого [оно] должно будет решать проблему палестинского раскола и одновременно иметь дело с радикальным израильским правительством». Арури считает, что без проведения выборов правительство, даже возглавляемое лидером ФАТХа, не сможет принимать трудные решения. Он отметил: «Решения по-прежнему принимаются президентом [Махмудом] Аббасом, и доказательством тому является то, что премьер-министр не смог затронуть некоторые ключевые посты в кабинете, такие как министра иностранных дел и финансов». Министр иностранных дел ПНА Рияд аль-Малики и министр финансов Шукри Бишара, близкие союзники М.Аббаса, сохранили свои позиции в новом правительстве. В целом, скорее всего, «внутренняя политика ФАТХа ослабит новое правительство, особенно в свете мрачного политического будущего и борьбы за пост президента после Аббаса».

Как отмечает Al-Monitor, М.Штайе надеялся сформировать кабинет, широко поддерживаемый фракциями Организации освобождения Палестины (ООП), но в результате правительство состоит только из членов ФАТХа и представителей некоторых небольших организаций. Правительство не пользуется поддержкой Народного фронта освобождения Палестины (НФОП) или Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП). А ХАМАСу вообще не было предложено присоединиться к правительству М.Штайе.

По мнению Ханны Иссы, директора Исламско-христианской комиссии по поддержке Иерусалима и святых мест, необходимо, чтобы новое правительство сосредоточилось на национально-географическом единстве палестинцев. По его словам, «премьер-министру Штайе нужно будет заняться внутренними проблемами, особенно Иерусалимом, в то время как все ждут обнародования американской «сделки века», и все это без необходимых ресурсов в палестинской казне».

Внутренние и внешние проблемы, стоящие перед М.Штайе очень серьезные даже для политика, за которым стоит крупное политическое движение. Ему необходимо будет заручиться доверием тех, кем он будет управлять, чтобы получить их поддержку, поскольку он пытается осуществить меры жесткой экономии, необходимые для того, чтобы противостоять давлению со стороны Соединенных Штатов и Израиля.

Что касается сектора Газа, то 30 марта с.г. ХАМАС и Израиль при посредничестве египтян достигли договоренностей в гуманитарной сфере, которые направлены на улучшение условий жизни в анклаве путем решения проблемы с электричеством, открытия пограничных переходов, доставки большего количества товаров и распределения финансовой помощи бедным семьям.

В Ближневосточном агентстве ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) в секторе Газа 9 апреля объявили о том, что начался процесс временной занятости на срок от трех до девяти месяцев. Планируется заполнить 6400 вакансий за счет катарского финансирования.

31 марта Израиль открыл контрольно-пропускные пункты «Керем Шалом» и «Бейт Ханун» в рамках египетского соглашения с ХАМАСом; все еще действует КПП «Рафах» на границе Газы и Египта. Кроме того, 1 апреля Израиль расширил до 15 морских миль разрешенную рыболовную зону у побережья Газы на юге возле Египта.

Катар согласился профинансировать поставки газа на электростанцию ​​в анклаве в течение шести месяцев, а также создать солнечные резервуары для станции. С октября 2018 года Катар перевел в сектор Газа 150 млн долларов США на помощь бедным семьям, выплаты зарплат государственным служащим, оставшимся без работы, и закупку топлива для электростанции в Газе в течение шести месяцев, которые заканчиваются в апреле.

Лидер ХАМАСа в Газе Яхья Синвар недавно заявил, что Катар играет ключевую роль на словах и на деле в усилиях по снятию блокады с сектора Газа и облегчению страданий палестинского народа. Он вливает деньги в экономику и создает гуманитарные проекты».  Движение не получает прямой финансовой поддержки от Катара, но связи между Газой и Дохой развиваются. ХАМАС пытается сохранить равновесие в своих международных отношениях, и избегает присоединения к одной стороне или оси против другой. В то время как ПНА продолжает саботировать отношения правящих в анклаве исламистов с другими странами[iii].

Катар считает необходимым реализацию недавних договоренностей, достигнутых между ХАМАСом и Израилем. 3 апреля глава политического бюро ХАМАСа Исмаил Хания позвонил бывшему эмиру Хамаду бен Халифу Аль Тани и проинформировал его о последних событиях в перемирии между палестинцами и Израилем. Он высоко оценил роль Катара в гуманитарных проектах в секторе Газа, одобренных Израилем. Шейх Хамад стал эмиром в 1995 году и передал власть своему сыну шейху Тамиму бен Хамаду Аль Тани в 2013 году. Комитет по восстановлению Газы в Катаре реализовал около 150 проектов, в частности, восстановление улицы Салах ад-Дин в Газе, строительство жилого квартала в Хан-Юнисе на юге Сектора и создание водопроводной сети в городе Бейт-Лахия на севере анклава. Кроме того, катарский эмир предложил грант Газе на сумму 407 млн долларов после израильской военной операции «Облачный столп» в ноябре 2012 года.

Халиль Шахин, директор по исследованиям в Палестинском центре политических и стратегических исследований (Masarat) считает, что «Катар стремится удержать ХАМАС от вооруженных действий. Его поддержка сосредоточена на гуманитарной сфере, она направлена на то, чтобы избавить Газу от войны с Израилем, и это отличается от поддержки Ирана, которая ограничена оружием». По его словам, «Египет и Катар разделяют свои роли, когда речь заходит об отношениях с ХАМАСом. Первый заключает перемирие в области безопасности между движением и Израилем, а второй обеспечивает финансовую поддержку. ХАМАС установил каналы связи с обеими сторонами». Шахин добавил: «Аббас поддерживает хорошие отношения с Катаром, потому что он не хочет проблем с Дохой из-за поддержки Газы. Однако если он почувствует, что такая поддержка усиливает контроль ХАМАСа [над анклавом], он без колебаний отреагирует».

Очевидно, что Катар поддерживает Газу в стремлении усилить свою политическую роль в регионе, он этого добивается посредством связей с ХАМАСом. Судя по всему Израиль и Соединенные Штаты довольны отношениями Катара с Сектором. 11 ноября 2018 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что «перевод катарских средств в сектор Газа предотвращает гуманитарный кризис, и это шаг в правильном направлении».

Палестинцы в Газе, в том числе лидеры ХАМАС, считают, что Катар является их спасательным кругом в условиях блокады. Тем не менее, они прекрасно понимают, что Катар не является благотворительной организацией и что он закачивает деньги в сектор Газа, чтобы добиться большего влияния на палестинских территориях.

Экономическое положение в двух палестинских анклавах является проблемой для правящих в них движений и местного населения, и одновременно – инструментом в руках региональных игроков и США в продвижении плана «мирного урегулирования палестино-израильского конфликта».  Предполагается, что именно экономическая сторона «сделки века» должна сыграть важную роль в создании условий, в которых палестинцы (в лице главы ПНА М.Аббаса), пока на корню отвергающие американский план, могут пойти на политические компромиссы.

Несколько месяцев назад в СМИ сообщалось о том, что экономические пункты «сделки века» предусматривают инвестиции в 25 млрд долларов в Западный берег р. Иордан и в сектор Газа на протяжение 10 лет. Еще 40 млрд могут быть выделены Египту, Иордании и, возможно, Ливану, если они поддержат мирный план администрации Д.Трампа.

[i] Биография Мухаммеда Штайе // РИА Новости. 10.03.2019 — https://ria.ru/20190310/1551673046.html

[ii] Shtayyeh government to focus on economy of resistance // Al-Monitor. 18.04.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/04/palestinian-government-fatah-shtayyeh-economic-reforms.html

[iii] Qatar boosts its influence in Gaza // Al-Monitor. 14.04.2019 —

https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/04/qatar-support-hamas-gaza-pa-abbas-israel-us-humanitarian.html

52.29MB | MySQL:104 | 0,482sec