Политические кризис в Судане и продовольственные риски

Как предполагалось, задуманная военной верхушкой затея «мягкого транзита» политического режима в Судане после отставки президента Омара аль-Башира оказалась несостоятельной. Под нажимом недовольной оппозиции и разогреваемых ею протестов народных масс возглавивший временную военную администрацию вице-президент Авад бен Ауф продержался у власти несколько дней и вынужден был подать в отставку. Cменивший его на этом посту Абдель Фаттах аль-Бурхан сразу же объявил о готовности к компромиссам и переговорам и предложил создать некий временный «гражданский совет» на коалиционной основе для управления страной до новых выборов. Он также в качестве срочной меры распорядился отпустить на свободу политических заключенных из оппозиции.

Тем не менее, протестные явления в Судане продолжаются и продлятся, как минимум до согласования между основными политическими группами и оппозицией мандата и полномочий нового переходного органа власти в лице т.н. «гражданского совета».

К сожалению, приходится констатировать, что политическая нестабильность и сохранение гражданского протеста в Судане на протяжении последних месяцев (начиная с декабря 2018 года) продолжает оказывать негативное воздействие на перспективы социально-экономического развития. Риски подрыва экономического роста и значительного снижения доверия инвесторов становятся все более значительными. В первые месяцы 2019 года растут стремительными темпами инфляция и безработица. Расчеты на то, что фигура А.Ф.аль-Бурхана, который (в отличие от своего предшественника Ауфа) не стоит в санкционных списках США и открыт к широкому обсуждению политической повестки с оппозиционными партиями, станет весомым аргументом в пользу притока столь ожидаемых инвестиций и финансовых ресурсов доноров, могут не оправдаться. Против играет время – по мере сохранения дестабилизации в политической системе начинают давать сбой экономические и главное – социальные механизмы суданской системы. Продовольственные риски в этой связи представляются одними из наиболее угрожающих.

Как отмечалось, политическая дестабилизация в Судане спровоцировала обострение структурного экономического кризиса, которые уже эскалировал с начала 2018 года. Наиболее ощутимо последствия этого кризиса сказываются на суданской продовольственной системе, которая в последние месяцы испытывает серьезные шоки и подстегивает таким образом социальные протесты. Еще при правлении Омара аль-Башира весной 2018 года суданские власти вынуждены отметить субсидии на пшеницу и пшеничную муку, что совпало с девальвацией национальной валюты (суданский фунт) и привело к дефициту основных видов продовольственной номенклатуры и росту цен на нее. В частности, по данным экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), цена на хлеб в суданской столице Хартум и ряде других крупных городов, включая порт Судан на Красном море, в течение декабря 2018-января 2019 выросла втрое. Одновременно без явной та то причины (сезонность и пр.) в этот же период на 15-20% подорожали цены на сорго и просо. Во многом, ситуация с волатильностью продовольственных цен обусловлена ростом протестных движений. Параллельно выросли цены на топливо и усилилась девальвация национальной валюты – эти факторы с начала 2019 года продолжили воздействовать негативно на продовольственные цены в стране. Также выросли все необходимые расходные материалы для аграрного сектора – семена, удобрения. Следствием стало заметное сокращение производства аграрного сектора. В итоге продовольственный фактор стал одним из катализаторов досрочной отставки президента О.аль-Башира и на сегодняшний день продолжает быть одним из триггеров политической нестабильности.

По данным опубликованного в апреле обновленного годового доклада ФАО по раннему предупреждению кризисов в продовольственном и сельскохозяйственном секторе, в период с января по март 2019 года число нуждающихся в продовольственном содействии в фазах 3 (кризис) и 4 (чрезвычайная ситуация) по международной пятибалльной интегрированной шкале продовольственной безопасности (IPC) составила в общей сложности 5.67 млн человек, что составляет 14% населения. При этом, пока нет данных об угрозе массового голода – число суданцев в пятой, высшей категории IPC (гуманитарная катастрофа), в отличие от соседнего Южного Судана, близится к нулю. Однако прогнозы и тенденция на вторую половину 2019 года достаточно негативные. По мнению международных экспертов, продовольственная ситуация в Судане будет и далее ухудшаться и в случае сохранения политической дестабилизации и экономического кризиса продовольственные цены к декабрю 2019 года неизбежно вырастут. При этом, наиболее высокие продовольственные риски ожидаются в мае-июле 2019 года в период аграрного межсезонья (так называемый «худой» период), когда под прессом окажутся наиболее уязвимые категории сельского населения, которые в значительной степени зависят от местного сезонного продовольствия на рынках для обеспечения своих непосредственных нужд. В предстоящие месяцы доступ этой социально незащищенной группы к продовольствию будет осложнен и вспышка продовольственных кризисов летом текущего года в ряде провинций Судана, включая Дарфур, Голубой Нил, Кассала и Кордофан, а также побережье Красного моря, может стать вполне ожидаемой.

Резюмируя, продолжающийся политический кризис в стране продолжает оказывать существенное негативное воздействие на экономические перспективы. Одной из главных «жертв» ситуации становится продовольственный сектор ввиду нарастания тревожных экономических тенденций, включая рост цен на топливо и расходные материалы для аграрного сектора, а также растущую безработицу и девальвацию национальной валюты. С другой стороны высокие продовольственные риски сами по себе могут стать триггером для дальнейшей дестабилизации социальной ситуации и роста недовольства гражданского населения и оппозиционных групп, что может привести к еще большей дестабилизации политической ситуации в стране. В этом контексте роль внешнего содействия со стороны доноров в устранении структурных проблем в аграрно-продовольственном секторе и обеспечении его устойчивости может стать ключевым. В конкретном плане донорская помощь должна быть адресована малым и средним фермерским хозяйствам с прицелом на рост их производительности и рентабельности параллельно с обеспечением некоего пакета мер социальной поддержки в критический для Судана сезон аграрного межсезонья с мая по июль 2019 года.

51.57MB | MySQL:109 | 0,364sec