Перспективы турецко-американских отношений: взгляд из Турции

«Союз между Турцией и Соединенными Штатами, действующий с момента развертывания доктрины президента США Гарри Трумена в 1947 году, движется в царство неизвестного». Именно так характеризует двусторонние турецко-американские отношения в современном этапе эксперт по внешней политике Турции Семих Идиз. «Отношения на столько плохи, что стороны даже не могут договориться о том, что обсуждалось в ходе недавних двусторонних переговоров на высоком уровне»,- пишет эксперт. Действительно, недавно состоялась встреча министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с государственным секретарем США Майком Помпео, после чего стороны никак не могли определиться обсуждался ли вопрос курдских «Сил народной самообороны» или нет.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, по-прежнему, полон решимости пойти на покупку ЗРК С-400 у России, несмотря на серьезные возражения со стороны Вашингтона. Американские угрозы по поводу введения санкций также не поколебали Р.Т.Эрдогана, более того, турецкие чиновники считают, что эти заявления США лишь попытки запугать Турцию.

Эрдоган повторил свою позицию и на встречи 8 апреля с президентом России Владимиром Путиным в Москве, где он подчеркнул, что вопрос закупки С-400 закрыт, Турция уже заключила сделку и никакой отмены не будет.

Недоверие между США и Турцией на столько глубоко, что турецкие экспертные круги ставят под вопрос саму возможность реализации закупки  F-35 у США, даже в случае отказа Турцией от поставки С-400 из России.   Такой сценарий естественным образом отразится не только на военно-политических, но и на турецко-российских отношения в целом.

Проправительственный политический комментатор Хасан Басры Ялчын в своей колонке в газете «Сабах» пишет: «Давайте предположим, что Турция под влиянием этих угроз отменяет сделку С-400 с Россией. Естественным образом возникает серьезный кризис доверия в турецко-российских отношениях. Однако, даже в этом случае, самолеты F-35 не окажутся в Турции. Кто будет гарантировать доставку F-35? Судьбу F-35 знает лишь Аллах».

Джеймс Джеффри, бывший посол США в Турции (2008-2010), однажды сказал в интервью: «Турки и американцы абсолютно не понимают друг друга». В своей статье депутат Великого национального собрания Турции от правящей партии ПСР Маркар Есаян, напоминая это высказывание американского посла, пишет «Отказ от предоставления оружия Турции для зашиты ее границ, а затем угрозы, когда она пытается получить оружие из альтернативных источников, приводит к обоснованному недоверию, а не к недопониманию». По мнению М.Есаяна, С-400 — проблема, но реальная проблема заключается в позиции США в отношении Израиля и Ближнего Востока в целом.

По мнению турецкого аналитика по внешней безопасности Нихата Али Озджана, турецко-американские отношения ухудшаются с каждым днем, и в качестве примера приводит ситуацию в Сирии, где стороны имеют «асимметричные и несовместимые ожидания … которые вряд ли будут разрешены, если они сохранят свои нынешние позиции». «Список проблем, ожидающих решений, довольно длинный, и если некоторые из них не будут решены должным образом в ближайшем будущем, это может привести к необратимому ущербу», — пишет турецкий аналитик.

Несмотря на решение президента США Дональда Трампа о выводе из Сирии  американского военного контингента, разногласия по поводу Сирии между США и Турцией продолжаются. Требование Турции о передаче ей контроля над территориями, находящихся под контролем США было отклонено, и готовность Вашингтона продолжать сотрудничество с СНС, считающихся сирийским крылом РПК, будет оставаться одной из основных проблем в двусторонних отношениях.

Находясь в США с официальным визитом министр обороны Турции Хулуси Акар завил, что США предоставляли СНС большое количество оружия в непропорциональных масштабов для борьбы с оставшимся боевиками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

Х.Акар так же подчеркнул, что политика США по сотрудничеству с одной террористической организацией для борьбы с другой была неоправданной. «Вывод войск США не должен создать вакуум в регионе и должен проводиться в тесном сотрудничестве с вооруженными силами Турции. Зона безопасности должна учитывать проблемы безопасности Турции и способствовать возвращению беженцев. США говорили о зоне глубиной 20 миль, и мы обсуждаем этот вопрос с нашими коллегами из США для обеспечения безопасности границ. Турецкие солдаты должны присутствовать в зоне безопасности»,- заявил турецкий министр обороны.

Примечательно, что именно накануне этого визита, в информагентстве «Дейли Сабах», считающимся рупором турецкого правительства, публикуется статья с заголовком «Зона безопасности Сирии может стать «безопасной зоной» для турецко-американских отношений».

«Обмен бумагами и различные раунды переговоров между двумя странами за последние несколько месяцев посеяли определенные ожидания у турецкой общественности относительно положительной динамики в турецко-американских отношениях. Особенно после ухода некоторых высокопоставленных чиновников из администрации США, которые в Турции рассматривались в качестве «ненадежных партнеров», и смены персонала сирийской команды в Вашингтоне, эти ожидания возросли»,- пишет автор статьи Кылыч Бугра Канат — директор по исследованиям Фонда SETA в Вашингтоне, профессор политологии в университете штата Пенсильвания.

«Теперь, в разгар обсуждений антитурецких резолюций в Конгрессе и разногласий по С-400, судьба переговоров о зоне безопасности приобрела еще большую важность. Исход переговоров не только определит план реализации решения о создании зоны безопасности двумя лидерами, но и сыграет важную роль в определении будущего турецко-американских отношений»,- пишет эксперт.

«Если будет достигнуто соглашение, полностью отвечающее интересам национальной безопасности Турции, такое соглашение покажет, что между двумя странами все еще могут существовать рабочие отношения по одному из наиболее спорных вопросов в их внешней политике. Это покажет, что, несмотря на все расхождения в политике — накопленное недоверие и нарушенные обещания администрацией США — обе стороны могут разработать план действий на севере Сирии, который напомнит всем о постоянном присутствии возможностей для разрешения разногласий путем переговоров. Фактически соглашение о зоне безопасности может создать «безопасную зону» для Турции и США в этот критический момент в двусторонних отношений»,- заключает Кылыч Бугра Канат.

52.22MB | MySQL:103 | 0,482sec