Размышления о ситуации в Сирии накануне очередного раунда переговоров в астанинском формате

Соединенные Штаты перебросили через границу с Ираком крупную партию оружия формированиям «Сил демократической Сирии» (СДС), костяк которых составляют курдские бойцы. Об этом сообщила во вторник сирийская газета «Аль-Ватан». По ее сведениям, вооружения и боеприпасы были доставлены на военные базы в Тель-Бейдаре, Румейлане, Рас-эль-Айне и Эш-Шаддаде, расположенные в провинции Хасеке. Конвои проследовали также в Телль-Абъяд (Ракка) и Кобани (Алеппо), где находятся крупные склады с оружием. Еще одна колонна с инженерной техникой прибыла на военную базу, созданную у нефтяного месторождения Эль-Омар в провинции Дейр-эз-Зор, которое считается крупнейшим в Сирии. Отряды СДС возводят там сейчас оборонительные укрепления. Согласно курдским источникам, переданное оружие и военное снаряжение предназначено для борьбы с бандами террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), которые продолжают действовать в этой местности. Однако, как утверждает «Аль-Ватан», западная коалиция под эгидой США на самом деле стремится в первую очередь укрепить формирования СДС, чтобы сохранить под их контролем северо-восточные районы Сирии. Издание обращает внимание на то, что банды ИГ с конца марта заметно активизировали вооруженные вылазки против сирийской армии и предприняли подряд несколько нападений на посты правительственных сил к северо-востоку от Пальмиры. В понедельник 22 апреля сирийские военнослужащие отразили их атаки в оазисе Эс-Сухна и в местности Садд-эль-Муайзила. К военным действиям подключилась авиация, которая нанесла удары по противнику. Как подчеркивает «Аль-Ватан», появление банд ИГ в пограничных с Ираком районах представляет угрозу для возобновления транспортного сообщения между двумя соседними странами. Вопрос об открытии погранперехода между городами Бу-Кемаль и Эль-Каим обсуждался 14 апреля на переговорах президента Сирии Башара Асада со спецпосланником премьер-министра Ирака и советником по вопросам национальной безопасности Фалехом аль-Файядом.
В этой связи отметим несколько моментов.

  1. Эта переброска оружия стала возможной после раунда переговоров между командованием СДС и пешмерга Иракского Курдистана (ИК) на прошлой неделе. Переговоры между генералом Мазлумом Абди, курдским командующим СДС, и Масруром Барзани, советником по национальной безопасности регионального правительства Иракского Курдистана (КРГ) в Ираке, проходили в Эрбиле при активном участии и посредничестве со стороны представителей Пентагона. В рамках этих консультаций стороны постарались найти решение в рамках продолжения материально-технического снабжения сил СДС через Иракский Курдистан, которые попадают в затруднительное положение в случае выхода американских военных из Сирии. По итогам переговоров было достигнуто соглашение, которое предусматривает продолжение материально-технического снабжения СДС на севере Сирии на среднесрочную перспективу. В рамках оплаты этих услуг Эрбиль американские военные интенсифицируют тренинг элитных сил пешмерга «Зеравани» и снабжение ее отдельными видами стрелкового оружия.
  2. Сами эти договоренности по факту означают, что Вашингтон окончательно определился со своими приоритетными направлениями в рамках сирийского досье. Это, прежде всего, продолжение сохранение своей ставки на СДС, как на единственную лояльную себе точку опоры на севере Сирии. Также очевидно, что США все-таки выводят большую часть своих военных из Сирии. При этом на севере страны сохраняется присутствие около 200 американских военных и еще примерно около 400 французских и британских военных. При этом не исключено появление там чехов. В задачу этих сил будет входить сбор разведданных и координация наступательных усилий со стороны СДС на севере Сирии. Одновременно таким образом будет сдерживаться реализация планов Анкары по установлению по всему периметру сирийской-турецкой границы зоны безопасности под контролем турецкой армии и лояльных ей сил местных повстанческих группировок, а также ставиться заслон на пути возможной экспансии сирийских правительственных сил в Заефратье.
  3. Такое решение Вашингтона окончательно хоронит все надежды Анкары на какое-то решение курдской проблемы по своим лекалам. В этой связи ожидать какого-то прогресса в рамках дальнейших американо-турецких консультаций не стоит. Президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил во вторник 23 апреля, что в ближайшее время может провести встречу со своим американским коллегой Дональдом Трампом. «В ближайшее время может состояться встреча с президентом США Дональдом Трампом», — рассказал Эрдоган, чьи слова приводит Анатолийское агентство, журналистам на приеме в турецком парламенте. Какие-либо другие детали возможной встречи лидеров двух стран не приводятся. Рискнем предположить, что на этой встрече (если она конечно состоится, в чем есть большие сомнения) речь будет идти не о сирийском досье (в данном случае США для себя все определили), а о попытках Анкары добиться от Вашингтона новых уступок и исключений в рамках дальнейшего экспорта иранской нефти. И в данном случае опять же рискнем предположить, что с учетом нынешней динамики американо-турецких отношений (серьезные разногласия по покупке российских С-400 и поставкам американских истребителей  F-35) Анкара никаких поблажек для себя не получит. Формально это означает то, что у Москвы теперь есть все шансы на какой-то прорыв в рамках координации усилий с турками по вопросу Идлиба. По факту — это только лишь сохраняет нынешнюю патовую ситуацию. В этой связи видимо надо сказать, что все надежды ряда российских экспертов и дипломатов на какой-то прогресс рамках очередных консультаций в астанинском формате надо полагать напрасными. Переговоры по урегулированию ситуации в Сирии пройдут в городе Нур-Султане 25-26 апреля. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Министерства иностранных дел Казахстана, распространенном во вторник 23 апреля. «25-26 апреля 2019 года в Нур-Султане в рамках астанинского процесса пройдет 12-я международная встреча высокого уровня по Сирии», — отмечается в сообщении. По аналогии с предыдущими раундами межсирийских переговоров в предстоящей встрече «примут участие делегации государств-гарантов — Ирана, России и Турции, правительства и оппозиционных вооруженных групп в Сирии, а также ООН и Иордании — в качестве наблюдателей». «25 апреля пройдут двусторонние и трехсторонние консультации стран-гарантов Астанинского процесса, а также встречи с представителями сторон-наблюдателей, 26 апреля — пленарное заседание. Также запланировано проведение 8-ого заседания Рабочей группы по освобождению задержанных/заложников, передаче тел погибших и поиску пропавших без вести, на которую будут приглашены представители Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и Международного Комитета Красного Креста», — уточнили в пресс-службе. Предыдущая встреча высокого уровня по Сирии в Астане с участием заместителей министров иностранных дел РФ, Ирана и Турции прошла 28-29 ноября 2018 года. Главными ее темами стали ситуация в провинции Идлиб и создание сирийского конституционного комитета. И что в итоге реализовано из достигнутых тогда соглашений? А собственно ничего. И ровно такие же результаты будут и сейчас, поскольку для российской дипломатии главное в настоящее время — это довести до логического конца сделку по С-400, что расценивается как очередная дипломатическая победа Москвы. И в жертву этой цели приносится какая-то положительная динамика на сирийском направлении, прежде всего в рамках практического воплощения Сочинских соглашений по Идлибу от 17 сентября 2018 года. В этой связи совершенно игнорируется тот факт, что без решения этой проблемы говорить о создании каких-то конституционных комитетов и проведения выборов излишне по определению. Таким образом, мы наблюдаем на примере нового раунда астанинского формата только попытку законсервировать нынешнее положение вещей. И соответственно, главным его итогом будет сам факт его проведения в противовес женевскому.
  4. Из всего сказанного следует еще один вывод. Вашингтон в ближайшее время трансформировать свою позицию по Сирии не собирается. Даже несмотря на все оценки американских экспертов на эту тему. США следует признать роль России в сирийском урегулировании и перестать выступать с требованиями об уходе Башара Асада с поста президента Сирии. Такое мнение высказал на страницах свежего номера журнала «Форин афферс» бывший спецпредставитель президента США по вопросам взаимодействия с другими странами в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) Бретт Макгурк. «США должны признать, что Россия сейчас является наиболее влиятельной силой в Сирии, — пишет он. — Вашингтон не поддерживает отношений с Дамаском или Тегераном, поэтому ему придется взаимодействовать с Москвой, чтобы добиться каких-либо целей. У США и России имеются некоторые схожие интересы в Сирии: обе страны хотят, чтобы Сирия сохранила свою территориальную целостность и не стала прибежищем для террористов из ИГ и «Аль-Каиды» (запрещена в РФ- авт.)». Макгурк подчеркнул, что сирийский кризис «не может быть урегулирован без прямого взаимодействия между Вашингтоном и Москвой, и США следовало бы отделить сирийскую проблему от других аспектов своих сложных отношений соперничества с Россией». По мнению бывшего спецпредставителя президента, Вашингтону «следует признать существование нескольких суровых истин», и одна из них состоит в том, что Башар Асад не уйдет с поста президента Сирии. По его мнению, «на этом этапе нет никаких шансов на то, что США или кто-либо еще смогли бы добиться его ухода». «И хотя США могут продолжать оказывать давление на Дамаск с помощью санкций, их экономические последствия не идут ни в какое сравнение с тем, что уже случилось в Сирии», — добавил он. Макгурк считает, что политикам в США «следует смириться с тем, что американское влияние в Сирии снижается и в связи с этим пересмотреть цели политики». Сразу отметим, что непонятно, с чего собственно Макгурк (очевидно, что озарения приходят к американским чиновникам сразу же после их отставки) решил, что Вашингтону нужно решение сирийского кризиса? Нынешние положение дел американцев полностью устраивает. Они сознательно блокируют продвижение правительственных сил восточнее Ефрата и при этом давят на Москву с точки зрения формирования нового конституционного комитета и проведения выборов по своим рецептам. И в этой связи снова заметим, что Вашингтон уже давно не говорит о судьбе Б.Асада, что совершенно не означает того, что он отказался от планов его свержения. Просто это планируется сделать за счет новой конституции и по итогам всеобщих выборов. С учетом нынешней демографической ситуации в Сирии их итоги в принципе предопределены. В этой связи совершенно непонятно, какими собственно соображениями диктуется постоянные устремления российской стороны созвать этот самый конституционный комитет (один раз уже пытались: сразу стало ясно, что Запад и аравийские монархии заполняют его своими креатурами) и готовить страну к проведению всеобщих выборов. Какие выборы могут быть проведены в стране, в которой существует несколько оплотов вооруженной оппозиции? Сначала их надо ликвидировать, затем долго добиваться достижения внутринационального консенсуса путем реализации целой системы мер, начиная от локальных перемирий и заканчивая указами правительства о предоставлении регионам социально-экономической автономии, и уже после этого формировать какую-то новую конституцию. Положения которой будут вытекать из сложившегося по факту ситуации на местах, а не из изысков высоколобых теоретиков. Вот собственно и все. Москве в этой ситуации надо прекращать непонятные дипломатические маневры и постараться сосредоточиться на решении проблемы Идлиба и формировании национального консенсуса на контролируемой Дамаском территории Сирии.
51.52MB | MySQL:101 | 0,350sec