Обзор гуманитарной ситуации в Сирии на конец апреля 2019 г.

Анализ гуманитарной ситуации в Сирии по состоянию на конец апреля 2019 года свидетельствует в пользу новой волны эскалации гуманитарных проблем в различных ее регионах, и особенно в трех кризисных эпицентрах  – провинции Идлиб, в лагере Аль Хол и на юге провинции Дейр эз-Зор (Хаджин и Савсан).

Нестабильность гуманитарной ситуации обусловлена во всех указанных выше случаях сохранением конфликтного потенциала и продолжением вооруженных столкновений с различными террористическими и оппозиционными группировками.

Как отмечалось, самая тревожная ситуация складывается на северо-западе Сирии, в провинции Идлиб, где экспертами прогнозируется вероятность новой волны гуманитарной катастрофы. С момента новой эскалации вооруженных действий в Идлибе в феврале с.г. здесь стремительно растет число жертв и внутренних перемещений. С начала года было убито свыше 200 гражданских лиц и более 120 тысяч человек мигрировали с линии разграничения между оппозицией и правительственной армией в районы, расположенные ближе к турецкой границе, в поисках защиты и безопасности. Население Идлиба в последние месяцы живет в постоянном страхе и ожидании новой гуманитарной катастрофы. Происходит масштабное разрушение инфраструктуры, в том числе из-за обстрелов зданий школ и больниц. Большая часть школ в Идлибе закрыты и не функционируют. В случае неудачи российско-турецкого посредничества по разграничению и деэскалации и провала перемирия новая масштабная военная интервенция приведет к разрушительным гуманитарным последствиям, особенно с учетом высокой плотности расселения здесь гражданского населения и расположения гражданской инфраструктуры. Сегодня на территории провинции Идлиб в гуманитарном содействии нуждается 2.7 млн сирийцев, в том числе 1 млн детей. Эти цифры включают в себя также 1.7 млн. внутренне переселенных лиц, которые за период сирийского конфликта были переселены неоднократно и уже в течение многих лет проживают во временных лагерях. В провинции Идлиб население испытывает также большие проблемы с доступом к образованию, медицинским услугам и питьевой воде. 40% детей не посещают школы, и 2 млн сирийцев зависят от гуманитарных поставок питьевой воды. Ежемесячно 1.7 млн человек в Идлибе получают гуманитарное содействие через пограничную операцию из соседней Турции. Резюмируя, нарастающая с февраля с.г. вооруженная активность и рост столкновений между оппозиционными боевиками и сирийской армией грозит нарушить хрупкий гуманитарный баланс и привести к масштабной гуманитарной катастрофе.

Вторым крупным и разрастающимся в последние месяцы очагом гуманитарного кризиса является лагерь беженцев Аль Хол. Гуманитарные организации ООН в последние недели бьют тревогу в связи с информацией о тяжелейших условиях содержания беженцев в этом лагере, который находится под патронажем курдских «Сил демократической Сирии» (СДС) на границе с Ираком. Из нескольких десятков тысяч беженцев этого лагеря 92% составляют женщины и дети, большинство из которых еще не оправились после перенесенных психологических и физических травм пребывания в плену у террористов Исламского государства. Именно поэтому на первый план выходят вопросы обеспечения их должной защиты и соблюдение принципа добровольной, невынужденной миграции. Последним гуманитарные агентства и эксперты ООН на местах особенно встревожены, учитывая стремление курдских властей скорее решить этот вопрос и репатриировать беженцев из лагеря в новые места. С учетом того, что основное население лагеря дети младше, местонахождение и судьба родителей которых неизвестна, тема приобретает и острый социальный оттенок. Детское население лагеря нуждается в специальном обращении и защите по линии профильных организаций ООН и в соответствии с международной конвенцией о правах ребенка. При этом в мировые СМИ просачивается информация о регулярном нарушении этих прав со стороны курдской администрации лагеря. Также в лагере имеется довольно разношерстый национально-этнический состав, в том числе 42% иракцев, для которых готовится репатриация в Ирак. Для остальных 60% постояльцев лагеря, в том числе 43% сирийцев, устойчивые решения по репатриации пока не найдены и очевидно гуманитарный кризис вокруг лагеря Аль Хол будет довольно затяжным. Более того, по мере обострения столкновений курдских формирований с разрозненными остатками террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), следует ожидать дальнейшего пополнения лагеря новыми беженцами.

Третья масштабная гуманитарная кризисная точка в Сирии – южная часть провинции Дейр эз-Зор, к югу от реки Евфрат. Здесь гуманитарные организации констатируют наличие 150 тысяч остро нуждающихся в гуманитарном содействии сирийцев, проживающих в 7 населенных пунктах по линии Хаджин-Савсан. Официальный Дамаск в апреле с.г. одобрил первую гуманитарную миссию под эгидой Сирийского общества Красного полумесяца и ооновских агентств с целью оказания экстренной помощи первой группе из 50 тысяч человек. Подготовка гуманитарного конвоя, включая логистику, идет полным ходом.

Наконец, еще одним нерешенным гуманитарным вопросом является кризис вокруг лагеря беженцев «Рукбан» в зоне контроля американских сил в непосредственной близости от сирийско-иорданской границы. После окончательного закрытия в конце 2018 года Иорданией границы на этом участке, стало очевидным, что единственным гуманитарным решением для беженцев «Рукбана» может стать их репатриация в районы, контролируемые Дамаском. Изначально в «Рукбане» скопилось около 50 тысяч беженцев, преимущественно женщин и детей, и с учетом его месторасположения в пустыне и фактической блокады со стороны лояльных США вооруженных боевиков, лагерь испытывал серьезные гуманитарные проблемы. Благодаря достигнутым договоренностям, в конце 2018 и начале 2019 гг. удалось организовать два гуманитарных конвоя с участием ООН и доставить в лагерь жизненно необходимые продовольствие и медикаменты. Однако долгосрочное и устойчивое решение проблемы «Рукбана» по-прежнему откладывалось. Лишь в начале апреля наступил некий перелом: за несколько недель была организована эвакуация первой масштабной партии беженцев в составе 7 тысяч человек, которые были доставлены в лагерь временного размещения в провинции Хомс под контролем сирийского правительства. Следует отметить, что эвакуация беженцев из «Рукбана» носила исключительно добровольный, ненасильственный характер, и есть шанс, что она станет эффектом домино для остающихся в лагере беженцев. Их гуманитарное положение с января 2019 года продолжает стремительно ухудшаться и число жертв от голода уже исчисляется десятками. Отправление нового, третьего по счету гуманитарного конвоя ООН в лагерь «Рукбан» представляется важнейшим приоритетом работы гуманитарных организаций ООН на этом треке.

В целом, приходится констатировать сохранение угрозы новой гуманитарной катастрофы в Сирии при усилении конфликтных тенденций. В итоге на выходе к середине 2019 года мы имеем сохранение масштабного гуманитарного кризиса в стране уже восьмой год подряд с начала сирийского конфликта. Сегодня каждый восьмой из десяти сирийцев живет ниже уровня бедности, а более 12 млн сирийцев в стране продолжают зависеть всецело от гуманитарного содействия.

52.2MB | MySQL:103 | 0,613sec