О деньгах и терроре как основных фактора палестинской арабской политики

Вскоре после того, как было сообщено о достижении прекращения огня  между Израилем со одной стороны и исламистскими боевиками ХАМАСа и «Исламского джихада» с другой, Министерство иностранных дел Катара объявило во вторник поздно вечером, что эмират переведет 480 млн долларов США палестинским арабам  как в контролируемый ХАМАСом сектор Газа, так и контролируемой ФАТХом Палестинской национальной администрации (ПНА). Из названной суммы 300 млн долларов будут предоставлены властям ПНА в виде ссуд и пожертвований, предназначенных для финансирования программ в сферах здравоохранения и образования, а оставшиеся 180 млн долларов будут переведены в качестве гуманитарной помощи жителям сектора Газа в связи с началом священного для мусульман месяца Рамадан.

Следует напомнить о том, что это далеко не первый случай, когда власти Катара предоставляют щедрую финансовую помощь палестинским арабам. Так, например, сравнительно недавно катарцы профинансировали программу ООН по обеспечению поставок электричества в сектор Газа. В свете только что закончившегося очередного круга вооруженного противостояния между Израилем и сектором Газа представляется целесообразным сосредоточиться именно на переводе катарских денег в Газу.

Было бы наивно не усмотреть связи между прекращением огня между контролирующими сектор Газа исламистами и Израилем и переводом катарских денег в Сектор. Можно с большой степенью уверенности предположить, что согласие Израиля на перевод Катаром в Газу упомянутого выше денежного транша в размере 180 млн долларов было одним из пунктов соглашения о прекращении огня. Несмотря на то, что никакие официальные источники не подтверждали этой информации, в израильских социальных сетях и СМИ, исходя из опыта недавнего прошлого, ее обсуждают как нечто совершенно достоверное и не требующее никаких доказательств.

С 1996 года, когда Катар посетил с официальным визитом тогдашний премьер-министр еврейского государства Шимон Перес, по 2009 год между этой арабской страной и Израилем  существовали открытые дипломатические (хотя и не на уровне посольств) и экономические отношения. После операции «Литой свинец», которую ЦАХАЛ провел против боевиков ХАМАСа в секторе Газа зимой 2008-2009 гг. Катар в одностороннем демонстративно разорвал отношения с Израилем в знак солидарности с палестинскими арабами. Израильтяне некоторое время рассчитывали, что речь идет о сугубо временном разрыве, однако в 2011 году они поняли, что на данном этапе обратной дороги нет и закрыли свое представительство в столице Катара, городе Доха.

Таким образом, на сегодняшний день между Катаром и Израилем нет официальных отношений. Однако на неофициальном уровне эти отношения продолжают поддерживаться и даже развиваются. Не случайно эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани в интервью телевизионному каналу «Аль-Арабия», штаб-квартира которого находится в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) в мае 2017 года назвал отношения своей страны с Израилем «хорошими». Осуществляемые периодически Катаром переводы крупных денежных сумм в сектор Газа в качестве гуманитарной помощи жителям сектора Газа в прошлом всегда согласовывались с Израилем. Нет оснований полагать, что на этот раз ситуация была иной.

Описанная ситуация позволяет оппонентам премьер-министра и министра обороны Израиля Биньямина Нетаньяху (как справа, так  и из его собственной партии Ликуд и даже из левоцентристского оппозиционного блока «Бело-голубые») обвинять его в том, что под его руководством еврейское государство поставлено в унизительное положение, потому что оно вынуждено платить за хотя бы временное спокойствие рэкетирам из ХАМАСа. В частности, катарскими деньгами.

В том, что это спокойствие именно временное, в Израиле никто не сомневается. Более того, об этом открыто сказал сам премьер-министр. А комментаторы израильских СМИ (в том числе СМИ, которые в целом поддерживают линию Биньямина Нетаньяху в отношении сектора Газа) заявляют, что, если нынешняя договоренность о прекращении огня сохранится на протяжении хотя бы нескольких недель, это уже будет весьма существенным достижением.

Схема предельно проста. Она состоит из следующих элементов и действует так:

  1. В секторе Газа нет практически никаких источников дохода.
  2. Управляющий сектором Газа уже второе десятилетие ХАМАС не прилагает ни малейших усилий для создания рабочих мест, которые предоставили бы населению доход.
  3. Соответственно вся экономика сектора Газа строится на внешних финансовых влияниях.
  4. Суммы, которые ранее переводила в сектор Газа ПНА в виде зарплат местным служащим, заблокированы уже в течение длительного времени по личному распоряжению председателя ПНА Махмуда Аббаса (Абу-Мазена).
  5. Практически все денежные и материальные ресурсы, попадающие в сектор Газа, ХАМАС использует для финансирования своей террористической активности.
  6. Это заставляет граничащие с сектором Газа Израиль и Египет сохранять режим частичной блокады Сектора, что еще более обостряет и без того тяжелое материальное положение его жителей.
  7. В таких условиях ХАМАС использует террор, периодически принимающий характер настоящей войны, в качестве средства для получения денег – либо в виде тех или иных имеющих денежную стоимость послаблений в блокаде Сектора от Израиля, либо – с согласия Израиля от арабских спонсоров, например, от Катара.
  8. Тот факт, что израильское правительство крайне не заинтересовано в свержении режима ХАМАСа в секторе Газа в обозримом будущем, значительно расширяет рамки, в которых могут позволить себе действовать исламисты.
  9. Поэтому, когда кончаются деньги, ХАМАС либо сам обостряет ситуацию, либо позволяет это сделать боевикам «Исламского джихада».

В отдаленной перспектива такая схема не может устроить ни одну из сторон. Однако факт состоит в том, что пока она действует и трудно сказать, сколько еще подобная ситуация будет сохраняться.

Теоретически решением проблемы могло бы стать возвращение сектора Газы под власть ПНА. Именно на таком решении настаивает, например, Европейский союз, который, вопреки своему обыкновению, обвинил в последнем по времени круге насилия вокруг сектора Газа не еврейское государство, а ХАМАС. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Федерика Могерини в частности заявила в данной связи, что «не делающие различия между военными и гражданскими объектами ракетные атаки вооруженных палестинцев из Газы должны быть немедленно прекращены. Европейский союз еще раз подтверждает свою основополагающую приверженность обеспечению безопасности Израиля». Одновременно с этим Федерика Могерини призвала восстановить власть ПНА в секторе Газа. Правда, как бы подразумевалось, что восстановить власть ПНА в секторе Газа должен Израиль. Кровью своих солдат и граждан. Больше никто не в состоянии этого сделать. Однако нынешнее военно-политическое руководство Израиля ясно дает понять, что в таком сценарии оно не заинтересовано.

Правда, с другой стороны израильское руководство предпринимает определенные усилия для того, чтобы не допустить в ближайшей перспективе полного экономического краха ПНА. Этим в частности и объясняется согласие Израиле на перевод Катаром упомянутых 300 млн долларов на нужды систем здравоохранения и образования ПНА. Кстати, Федерика Могерини сочла нужным предостеречь Израиль, что намечающийся сейчас финансовый крах Палестинской национальной администрации может иметь «ужасающие последствия в сфере безопасности». Представляется, что такой сценарий может осуществиться довольно быстро. Полная анархия на территориях, контролируемых ныне ПНА, или захват власти на этих территориях ХАМАСом действительно могут привести к усилению антиизраильского террора. И тогда ЦАХАЛу придется поставить арабские города Иудеи и Самарии под полный контроль. Создается впечатление, что израильское руководство не заинтересовано в таком сценарии, но в принципе готово к нему.

52.14MB | MySQL:103 | 0,545sec