О перспективах джихадистов на Ближнем Востоке. Часть 1

Значительной сенсацией стало появление 29 апреля с.г. видеозаписи 18-минутного выступления лидера террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) и самопровозглашенного халифа Абу Бакра аль-Багдади, опровергающее многочисленные слухи о его гибели. По существу это было второе визуальное появление самопровозглашенного халифа. Первым было его скандальное появление в мечети Нури аль-Кабир в Мосуле в июне 2014 года, где он провозгласил образование халифата. Данное выступление отнюдь не является случайным и наводит на размышления о возможных путях трансформации этой террористической организации и дальнейших методах ее деятельности.

Прежде всего, обращает на себя внимание внешний вид лидера ИГ. Во время своего выступления он опирался на автомат Калашникова, явно подражая покойному лидеру «Аль-Каиды» (запрещена в России) Усаме бен Ладену, вещавшему в такой же позе после ввода американских войск в Афганистан осенью 2001 года. Абу Бакр аль-Багдади на экране имел ухоженный вид, его борода была окрашена хной. Как справедливо отметил Абдельбари Атван в газете «Рай аль-Йаум», «Похоже, этот мужчина живет в условиях относительного комфорта. Он не напоминает загнанного зверя, мечущегося из угла в угол».

Речь Абу Бакра аль-Багдади являлась своеобразным посланием, которое он адресовал трем аудиториям. Во-первых, своим сторонникам. Он фактически заявил о том, что организация ИГ жива и переходит к новым методам деятельности. В 2014-2017 годах ИГ было бюрократическим государством с огромной контролируемой территорией, аппаратом управления, шариатскими судами, сбором налогов и монополию на организованнее насилие. В настоящее время речь идет о переходе к партизанским методам борьбы по модели «Аль-Каиды». О возможности такой трансформации ИГ предупреждал в свое время один из главных идеологов ИГ Абу Мухаммед аль-Аднани. Лидеры ИГ давно готовились к новой стратегии, связанной со сдачей крупных городских центров и переходу к партизанской войне (герилье). В мае 2016 года главный идеолог и спикер группировки Абу Мухаммед аль-Аднани произнес свою последнюю знаменитую речь (он был убит в августе того же года). В ней он проанализировал историю развития ИГ, начиная с американской оккупации Ирака в 2003-2004 годах, заявив о том, что временная сдача городских центров – вполне нормальное явление, главное же в сопротивлении – максимальное изматывание врага. В своей речи Абу Мухаммед аль-Аднани обратился с вопросом к американцам: «Америка, думаешь ли ты, что победу можно достичь, убив одного или несколько наших полевых командиров? Это фальшивая победа». Далее он добавил: «Победа – это когда враг потерпел поражение. Думаешь ли ты, Америка, что поражение – это утрата города или участка земли? Потерпим ли мы поражение и будете ли вы победителями, если мы утратим Мосул, Ракку и Сирт? Нет – поражение – это утрата воли и желания сражаться».

Необходимо отметить, что в последующий период средства пропаганды ИГ развивали дискурс аль-Аднани. Еженедельная газета этой террористической группировки «Ан-Наба» писала в августе 2016 года: «В годы, которые последовали за подъемом «Сахвы» в Ираке (движение «Сахва» («Пробуждение») суннитских племен, появившееся в 2006 году для борьбы против терроризма и экстремизма –  авт.) моджахеды ушли в пустыню, оставив позади себя десятки крепких и убежденных борцов, скрывшихся между силами безопасности врага (спящие ячейки –  авт.). Эти моджахеды убивали врага, причиняли ему боль, мучили его, смешивали вражеские ряды и изматывали их, их армию и аппарат безопасности. Они истощали отступников своими каватим (глушителями для оружия), лавасик (самодельными взрывными устройствами) и операциями шахидов. Все это делалось до тех пор, пока рыцари пустыни не вышли для того, чтобы штурмовать врага в его цитаделях».

Во-вторых, данное выступление можно расценивать как послание главным противникам ИГ: правительствам США, России, Сирии, Ирака и Ирана. Лидер террористов заявляет о том, что он жив и имеет сторонников, а значит, слухи о его смерти оказались преувеличенными и террор продолжается. Последний раз информация о гибели Абу Бакра аль-Багдади в результате налета российской авиации появлялась в мае 2018 года. Одновременно американцы не уставали трубить о разгроме ИГ. В своем блоге в Твиттере президент США Дональд Трамп 19 декабря 2018 года заявил о разгроме ИГ, приписав эту заслугу Соединенным Штатам и себе лично. Судя по тому, что самопровозглашенный халиф упомянул в своем выступлении о народных волнениях в Алжире и в Судане, являющихся, по его мнению признаком стремления этих народов к справедливому шариатскому правлению, запись действительно сделана недавно. Если конечно, перед камерами выступал не двойник аль-Багдади.

Третьей аудиторией вожака джихадистов были сторонники «конкурирующей фирмы» — террористической организации «Аль-Каида», которая, по некоторым данным пытается перехватить инициативу у разгромленного в военном отношении ИГ. Свою легитимность ИГ черпало из статуса халифата, провозглашение которого до полной победы джихада было категорически неприемлемо для Усамы бен Ладена и Аймана аль-Завахири. Абу Бакр аль-Багдади дал своим конкурентам сигнал о том, что его организация жива и не собирается уступать поляну.

Главным вопросом на нынешнем этапе является, куда будет нанесен главный террористический удар ИГ, в каких регионах можно ожидать активизации джихадистов в ближайшем будущем. Основным плацдармом ИГ скорее всего останется пустынный регион Бадия между Сирией и Ираком, где, по мнению иракских экспертов по борьбе с терроризмом сосредоточено до 15 тысяч сторонников этой организации. Российский исследователь Ю.Б.Щегловин пишет: «По данным источников портала в иракской разведке, аль-Багдади в сопровождении порядка 500 боевиков прибыл в Ирак по одному из тоннелей, связывающих сирийский Дейр-эз-Зор и город Эль-Каим в Ираке. Согласно версии иракских спецслужб, он постоянно передвигается, используя подземные коммуникации в пустынной местности провинции Анбар. В этой связи отметим, что эти данные полностью подтверждает лишь то, о чем мы сообщали ранее. Лидер ИГ находится именно в провинции Анбар, а не в Сирии». Большая часть наиболее преданных и квалифицированных кадров ИГ являются иракцами. Суннитское недовольство центральным правительством в Багдаде в иракской провинции Анбар никуда не исчезло. Оно лишь было приглушено страхом перед военными действиями и репрессиями. Если новое руководство Ирака не пойдет на справедливый раздел власти и финансовых потоков с суннитами, вполне возможна активизация джихадистов в этом регионе».

Вторым регионом, где может состояться второе рождение ИГ, по мнению марокканских экспертов по борьбе с терроризмом, является Северная Африка. За неделю до видеообращения Аб Бакра аль-Багдади в интернете  появилось письмо руководителей ИГ, где они информировали о том, что наибольшее внимание будет обращено на Ирак, Сирию, Египет, Нигерию и Сомали. В испанской газете Vox Populi по следам видеообращения Абу Бакра аль-Багдади появилась статья о том, что в ближайшее время возможна активизация джихадистов в районе Северной Африки и Сахеля, в частности, в Марокко и Алжире. Интересно, что главарь террористов в своем обращении упомянул о возросшей активности своих сторонников в таких государствах как Мали и Буркина-Фасо, а также о новых возможностях, открывающихся перед ними в Судане после свержения президента Омара аль-Башира и в Алжире после ухода от власти Абдельазиза Бутефлики. В марокканской газете «Ахбар аль-Йаум» было опубликовано интервью с руководителем Центра по изучению вопросов безопасности Мухаммедом Бенаисом. Марокканский эксперт убежден в том, что речь аль-Багдади означает «окончание одного этапа и начало другого. При этом акцент будет перенесен с террористической войны в Сирии и Ираке на деятельность в районе Сахеля и Большой Сахары». В доказательство он приводит упоминание аль-Багдади о назначении эмиром Магриба Аднана Абу Валида ас-Сахрауи, что по мнению марокканского силовика, является зашифрованным посланием своим сторонникам в этих странах. В пользу гипотезы Мухаммеда Бенаиса говорит то, что «Исламское государство» обычно распространяется в тех странах, где уже присутствуют военно-политические конфликты. Между тем, территориями таких конфликтов являются Ливия, Судан, сахарские регионы Мали и Нигера, северные провинции Нигерии, где бесчинствует группировка «Боко харам».

При этом, однако, остается неясным, как ИГ будет финансировать свою растущую активность. В период господства в Северной Сирии и Ираке «Исламское государство» располагало значительными доходами от контрабандной торговли нефтью и налогов на местных предпринимателей. Сейчас оно лишено этой финансовой базы. Таким образом, любая активизация джихадистов будет обусловлена денежными потоками от влиятельного внешнего спонсора.

52.24MB | MySQL:103 | 0,506sec