Палестинское правительство «национального единства»: вотум доверия получен

17 марта с.г. вновь сформированное палестинское правительство «национального единства» получило ожидавшийся вотум доверия парламента – Законодательного совета. За поддержку правительства высказались 84 присутствовавших на заседании депутатов (трое, среди которых двое депутатов, представляющих Народный фронт освобождения Палестины, бойкотировавший создание правительства, высказались против вотума доверия), собравшиеся, соответственно, в Газе и Рамалле. Общее число членов Законодательного совета составляет 132 депутата, 41 из которых арестованы израильтянами (37 арестованных представляют в палестинском парламенте движение ХАМАС).

Новое палестинское правительство многопартийно. В его составе 11 министров — членов движения ХАМАС (один из руководителей этого движения, Исмаил Ханийя, занимает пост премьер-министра), 6 – членов движения ФАТХ, 4 – «независимых», и по одному министру от партии «Третий путь», Партии палестинского народа (бывшие коммунисты) и Демократического фронта освобождения Палестины.

Тем не менее важнее словесное обрамление состоявшейся церемонии, в ходе которой выступил глава Палестинской национальной администрации (ПНА) М. Аббас, предваривший И. Ханийю, представлявшего Политическую программу возглавляемого им правительства. В своем выступлении в здании Законодательного совета в Газе М. Аббас подчеркивал в первую очередь необходимость «полного искоренения насилия во всех его формах и проявлениях». Речь, разумеется, в первую очередь шла о задаче прекращения противостояния между ведущими палестинскими политическими силами ФАТХ и ХАМАС. Однако М. Аббас обращался и к израильскому правительству, требуя «прекратить насилие, рейды агрессии против палестинских городов и политику политических убийств». Для главы ПНА было также принципиально важно подчеркнуть, что «Иерусалим останется лозунгом любого справедливого решения», или, иными словами, «освобождение Иерусалима (конечно же, Восточного, как это следует из контекста выступления. – Г.К.) от оккупации – наша высшая цель, как и наша гарантия сохранения его статуса в качестве центра религиозной толерантности и добрососедства». Положения выступления М. Аббаса (как и парламентский вотум доверия новому правительству И. Ханийи) не стоит рассматривать в качестве неожиданных — он выступал в Газе, центре влияния ХАМАС, и он должен был быть политиком одновременно и жестким, и открытым мировому сообществу.

Далее, вновь обращаясь к Израилю, он подчеркнул, что «политика создания новых поселений, блокады Иерусалима и строительства разделяющей стены не приближают к прочному миру, а, напротив, делают путь к миру сложным и трудным». В этой связи М. Аббас сказал: «Мы вновь протягиваем руку, предлагая заключить мир свободы и равенства, мир, который даст будущим поколениям надежду на сосуществование и прекращение насилия». Иными словами, только создание палестинского государства позволит добиться полного и окончательного решения разделяющих обе стороны – палестинцев и Израиль – противоречий.

Для М. Аббаса достижение палестинской стратегической цели – обретение государства в пределах обоих регионов ПНА, было, вне сомнения, немыслимо без решения важнейших проблем современного состояния палестино-израильских отношений. В их ряду прежде всего вопрос о заключенных-палестинцах – арестованных израильтянами руководителях партий, депутатов парламента (включая и его спикера), министров и членов муниципальных советов. Но он говорил и о Гиладе Шалите, предлагая его освобождение в рамках двустороннего обмена заключенными.

В любом случае, глава ПНА счел необходимым заявить: «Шаги, которые мы осуществляем сегодня, после заключения Мекканского соглашения, – это продолжение движения в направлении решения наших национальных задач. Среди них первоочередная — это освобождение территорий, оккупированных в 1967 г., включая и Иерусалим, а также возвращение беженцев». Ради решения этих задач М. Аббас обещал свою полную поддержку правительству «национального единства»: «Если, — отметил он, — мы хотим добиться успеха, то нам необходимо быть сплоченными и едиными». Ну, что ж, это слова реалистичного политика. Тем более что они сопровождались такими значимыми фразами: «Сегодня (выражая доверие правительству «национального единства». — Г.К.) мы вступаем в новый этап нашей патриотической борьбы, борьбы за освобождение оккупированных территорий, создание независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме (Аль-Кудс Аш-Шариф). Лозунг этого этапа – прочное национальное единство, независимость в принятии национального решения, возможность которого была нами достигнута как итог жертвенности многих героев, возглавлявшихся нашим ушедшим лидером Ясиром Арафатом».

М. Аббас не мог не сказать и о международном контексте возникшей ситуации палестинского «единства». Он выражал надежду на то, что создание нового правительства приведет к тому, что мировое сообщество «осуществит шаги, направленные на прекращение пагубного бойкота, что позволит народу и власти решить все задачи, находящиеся на повестке дня правительства». Эти задачи он, собственно, и называл: «прекращение внутренней анархии», «создание атмосферы безопасности, господства закона и полное общественное умиротворение», «реформа и развитие». Эти положения его выступления конкретизировались и детализировались — задача «реформы и развития» включала «преодоление безработицы и все растущей бедности», а также изживание ситуации, способствующей «бегству умов и капиталов».

Международный контекст палестинского «единства» предполагал, естественно, обращение к «арабским и мусульманским братьям». М. Аббас заявил, что его народ «с надеждой смотрит на будущую арабскую встречу в верхах (предстоящий саммит Лиги арабских государств состоится в конце марта в саудовской столице. – Г.К.), считая, что арабские государства выступят с инициативой прекращения экономических санкций и укрепления деятельности институтов палестинской власти». Последние слова лидера ПНА стоило бы считать эвфемизмом, выражающим пожелание получения новой финансовой и экономической помощи. Тем не менее в обращении М. Аббаса к будущему саммиту ЛАГ присутствовал и политический момент — он считал, что участники встречи в верхах выработают «механизм практической реализации арабской мирной инициативы (до последнего времени ХАМАС категорически отказывался ее принять. – Г.К.), принятой бейрутским саммитом 2002 г., на основе сотрудничества с заинтересованными международными сторонами и, в частности, с «квартетом» ближневосточных посредников».

Текст выступления М. Аббаса ни коим образом не противоречил Политической программе правительства И. Ханийи (хотя М. Аббас порой иначе акцентировал ее содержание), что лишь доказывает, что глава ПНА рассматривает ХАМАС и новое правительство в качестве своих реальных партнеров.

По сообщению официального представителя канцелярии главы ПНА, по инициативе М. Аббаса министры финансов и иностранных дел нового правительства И. Ханийи (соответственно, Салям Файяд и Зияд Абу Амру) уже имели контакты с представителями ряда арабских и европейских стран в связи с возможностью признания ими правительства «национального единства». В течение ближайших нескольких дней (выполняя указание М. Аббаса) оба посетят с визитами арабские страны Залива, государства Европейского сообщества, а также «американский континент», где будут разъяснять положения Политической программы. Смысл этой поездки будет заключаться и в нейтрализации израильских усилий, направленных на то, чтобы европейские страны отказались признать новое палестинское правительство, и, конечно, на то, чтобы установить с ним контакты какого-либо уровня. В то же время существует другая цель этой поездки – добиться размораживания палестинских авуаров за рубежом.

В этой связи официальный представитель канцелярии главы ПНА жестко прокомментировал уже объявленный израильским руководством отказ от каких-либо контактов с новым палестинским правительством. Он подчеркнул, что эта «несерьезная и негативная позиция ни в коей мере не способствует стабилизации региональной обстановки», тем более что Политическая программа содержит «четкое указание на то, что Организация освобождения Палестины является той высшей палестинской инстанцией, которая может и должна вести переговоры с израильской стороной».

52.41MB | MySQL:105 | 1,964sec