Деятельность «Братьев-мусульман» в Европе

Созданная в Египте в 1928 г. Хасаном аль-Банной организация «Братья-мусульмане», исходя из опыта деятельности в различных мусульманских странах, выработала определенную модель политического ислама, который базировался на работах Дж. Афгани, М. Абдо, Р. Риды. Большинство современных исламистских организаций, приспосабливаясь к новой ситуации, берут на вооружение идеологию «Братьев-мусульман». Именно эта организация предопределила большинство тенденций, которые наблюдаются сегодня в современном исламистском движении.

Репрессии против движения «Братья-мусульмане» (БМ) со стороны режимов арабских стран вынудили активистов организации искать убежища, в том числе и в европейских странах. Несмотря на то что большинство исламских активистов в Европе были официальными членами организации «Братья-мусульмане», тем не менее, со временем в силу разных причин их связи с головными организациями на Ближнем Востоке утрачивались. Таким образом, «Братья-мусульмане» в Европе — это не монолитная организация; скорее можно говорить об идеологической платформе, на которой ведут деятельность различные исламские организации, разделяющие принципы «Братьев-мусульман».

Мухаммад Акиф, нынешний генеральный наставник организации «Братья-мусульмане», в прошлом руководитель Исламского центра в Мюнхене, объясняет трансцендентальный характер движения: «У нас нет международной организации, наше движение строится на основе восприятия вещей. Мы представлены в каждой стране. Везде, где люди верят в программу «Братьев-мусульман»». В качестве сторонников идеологии «Братьев-мусульман» Мухаммад Акиф называет Союз исламских организаций Франции шейха Ю. Кардави (в 2004 г., после смерти Генерального наставника «Братьев-мусульман» Маамуна аль-Худайби, Аль-Кардави предложили возглавить эту организацию, однако он отказался, сославшись на свой возраст и состояние здоровья).

В 2005 г. Мухаммад Акиф в интервью заявил, что европейские «Братья-мусульмане» не имеют прямых связей с египетским отделением, однако они координируют с ним свою деятельность. Он также отметил, что между европейскими и египетскими «Братьями-мусульманами» нет противоречий. Следует добавить, что европейские исламские деятели участвуют в крупных официальных встречах совместно с лидерами «Братьев-мусульман» из разных стран. Нельзя также забывать, что в странах Западной Европы находятся представительства организации «Братья-мусульмане» из различных арабских стран.

Согласно Мухаммаду Акифу, «Братья-мусульмане» обосновались в Европе в 50-х гг. Многих молодых людей из арабских стран, часть из которых были членами организации, привлекала престижность технических университетов, архитектурных и медицинских учебных заведений Германии. Одним из первых, кто прибыл в Европу, был Саид Рамадан. Он родился на севере Каира в 1926 г., присоединился к «Братьям» в 1940 г. после посещения лекций Хасана аль-Банны. В 1946 г., получив диплом Каирского университета, становится личным секретарем Хасан аль-Банны. В 1948 г. принимает участие в боевых действиях в Палестине. После усиления репрессий против членов организации в Египте уезжает в Европу вместе с женой (старшей дочерью Хасана аль-Банны). Саид Рамадан обосновался в Швейцарии, затем поступил в Кельнский университет, где защитил диссертацию по исламскому праву. В 1961 г. он вместе с Мухаммадом Хамидуллой, индийским теоретиком ислама, которому принадлежит более 200 работ по исламу, открывает Исламский центр в Женеве, который в скором времени становится штаб-квартирой «Братьев-мусульман» в Европе.

При финансовой поддержке из стран Персидского залива С. Рамадан создает центры «Братьев-мусульман» в других европейских странах. Например, в Мюнхене к нему обратилась группа арабских студентов за поддержкой в строительстве мечети. Они стремились повлиять на Комиссию по строительству мечети, которая занималась сбором средств на строительные работы. Их основными конкурентами были бывшие солдаты вермахта из республик Центральной Азии и Кавказа, которые в годы Второй мировой войны воевали на стороне Германии, а затем остались в Европе. Они придерживались более умеренных взглядов, нежели арабские студенты. С. Рамадан не только оказал помощь в сборе средств, но вскоре и возглавил комиссию. В 1973 г. строительство было закончено, и центр был взят под контроль «Братьями-мусульманами». Таким образом, Мюнхен стал центром организации в Германии.

Затем Комиссия по строительству мечетей стала называться Исламским обществом Германии (ИОГ). В 1973 г. его возглавил преемник С. Рамадана Галеб Химмат. Он возглавлял Исламское общество Германии до 2002 г. и сыграл важную роль в создании сети организаций, подконтрольных «Братьям-мусульманам». Г. Химмат стал одним из основателей банка «Ат-Таква», через который организация осуществляет свои финансовые операции в Европе. США обвинили Г. Химмата в том, что этот банк финансирует «Аль-Каиду» и ХАМАС. После отставки Г. Химмата пост руководителя Исламского общества Германии занял Ибрагим аз-Зайат. Он стал известен своими связями с радикальной организацией «Всемирная ассамблея мусульманской молодежи» (ВАММ). ВАММ опубликовала книгу «Тавджихат Исламийя» — «Исламское видение», в которой, в частности, говорится: «Учите своих детей мстить евреям и вероотступникам, учите их, чтобы они освободили Палестину и Аль-Кудс (Иерусалим), джихад должен стать смыслом их жизни».

Полиции удалось выявить связи аз-Зайата с рядом европейских исламских учебных заведений, где готовятся имамы для мечетей, например, Европейским институтом гуманитарных наук во Франции. В ходе расследования не удалось выявить его причастности к террористической деятельности, однако обнаружились неоспоримые доказательства его причастности к финансированию радикальных исламистских структур. Финансовая деятельность аз-Зайата привлекла внимание немецких властей, особенно после того, как он стал активно сотрудничать с известной радикальной турецкой организацией «Милли герюш», у которой 30 тыс. активных членов и около 100 тыс. сторонников. Эта организация, с одной стороны, заявляет о том, что защищает права турецких мигрантов в Германии, сохраняет их исламскую идентичность, с другой, главная цель «Милли герюш» — свержение светской системы правления в Турции и установление исламского государства. По мнению немецких спецслужб, «приверженность интеграции и следованию демократическим ценностям – это всего лишь тактический ход». Исламское общество Германии и «Милли герюш» активно сотрудничают, более того, Ибрагим аз-Зайат женат на сестре руководителя «Милли герюш».

Немецкие специалисты по исламу утверждают, что «Милли герюш» и Исламское общество Германии стараются радикализировать турецкую и арабскую общины страны. Именно эти две организации стремятся усилить свое политическое влияние и стать официальными представителями мусульманской общины Германии. Отлаженные каналы финансирования, система услуг, организация конференций обеспечивают преимущество этим организациям. В Германии у исследователей даже появился специальный термин: «распространение радикализма в рамках закона».

В 90-х гг. 19 организаций, включая Исламское общество Германии, Исламский центр в Мюнхене, Исламский центр в Аахене, создали Центральный совет мусульман в Германии. В настоящее время в состав совета входят 17 крупных организаций, объединяющих в свою очередь сотни общин и мечетей и, соответственно, большое количество мусульман, причем девять из входящих в него структур принадлежат «Братьям-мусульманам». Руководителем совета стал Надим Ильяс, физик, саудовского происхождения. По сообщениям немецких спецслужб, с Н. Ильясом был связан К. Ганзарский, гражданин Германии польского происхождения, член «Аль-Каиды», задержанный за участие в подготовке теракта в синагоге Туниса в 2002 г. На допросах К. Ганзарский признался, что был завербован в Исламском университете в Медине, куда его направил Н. Ильяс. По мнению немецких спецслужб и специалистов по исламу, Центральный совет мусульман Германии является марионеточной организацией, в которой тон задают те, кто может привлечь финансовые средства, а зачастую умеренная идеологическая программа служит лишь прикрытием. Вследствие недостаточного финансирования и, соответственно, слабой организационной структуры властям не удается наладить связи с действительно умеренными религиозными общинами, т.к. они практически не представлены. В конце 2003 г. в одной из мечетей была установлена скрытая камера, и затем были продемонстрированы радикальные проповеди в мечети одной из организаций, заявляющих о своей умеренности. В Германии находятся отделения египетских «Братьев-мусульман» в Мюнхене и сирийских «Братьев-мусульман» — в Аахене. Известно, что первым членом сирийских «Братьев-мусульман», который приехал в Аахен, был Иссам аль-Аттар (в 50-х гг. лидер сирийских «Братьев-мусульман»). Сирийские и египетские «БМ» тесно сотрудничают.

Организация «Братья-мусульмане» в Великобритании была основана в 1997 г. арабскими мигрантами, некоторые из которых были лидерами «Братьев» у себя на родине. Первая крупная акция, которая привлекла внимание общественности, была проведена в апреле 2002 г. в центре Лондона в поддержку Палестины, некоторые участники были одеты как смертники. Руководитель «Братьев-мусульман» в Великобритании — Кемаль аль-Хельбави, другие лидеры организации — Мухаммад Савальха, в прошлом один из командиров ХАМАСа; Аззам Тамими, в прошлом официальный представитель «Братьев-мусульман» в Иордании; Анас ат-Тикрити, сын руководителя «Братьев-мусульман» в Ираке Осамы ат-Тикрити. Инфраструктура организации стала более разветвленной, а ее численность заметно возросла, когда в 2000 г. из Аммана в Лондон переехал политический аппарат сирийских «Братьев-мусульман». Постепенно британские «Братья-мусульмане» упрочили свои позиции в Совете мусульман Великобритании. Они активно участвовали в кампании «Стоп военной коалиции в Ираке», которую провели Социалистическая и Коммунистическая партии Великобритании, что позволило «Братьям-мусульманам» заручиться широкой поддержкой в мусульманской среде страны. Участники демонстраций со стороны «Братьев-мусульман» держали плакаты с ярко выраженной антисемитской риторикой, на которых звезда Давида приравнивалась к нацистской свастике.

Ассоциация братьев-мусульман Великобритании активно действует в альянсе с политическими левыми, например с лидером парламентской фракции «Respect» Дж. Галовеем, выступающей за вывод войск из Ирака, с лейбористами, критикующими внешнюю политику Великобритании. Таким образом, «Respect» удалось добиться успехов в 26 избирательных округах страны, причем результаты голосования были лучше всего именно в тех избирательных округах, где позиции Совета мусульман Великобритании были особенно прочны. Однако ко времени всеобщих выборов «Братья мусульмане Великобритании» сблизились с лейбористами, в частности, с мэром Лондона К. Ливингстоном, сосредоточив внимание на антивоенной кампании в Ираке и Афганистане. Более того, К. Ливингстон стал организатором проведения ежегодного Европейского совета по исследованиям и фетвам, учрежденного Ю. Кардави в июле 2004 г. К. Ливингстон предоставил для этого мероприятия Сити-холл. Это событие вызвало резкую критику со стороны парламентариев, еврейской, сикхской и индуистской общин страны. На одной из пресс-конференций К. Ливингстон затронул вопрос о запрете на ношение хиджаба во Франции. Причем руководители «Братьев-мусульман Великобритании» Ат-Тикрити и Ю. Кардави сами не касались этой проблемы, сосредоточив внимание прежде всего на вопросах о роли Европейского совета по исследованиям и фетвам в обеспечении диалога между мусульманами и европейским сообществом.

Ассоциации братьев-мусульман Великобритании (АБМВ) удалось взять под контроль известную своим радикализмом мечеть в Финсбери парке на севере британской столицы, где до недавнего времени лидером был Абу Хамза аль-Масри (как известно, при его непосредственной поддержке эта мечеть стала фактически центром по рекрутированию добровольцев в Ирак, Чечню, Афганистан). Ассоциация братьев-мусульман Великобритании активно сотрудничает с Департаментом теологии и религиозных связей Уэльса, что дало ей возможность получить некоторое влияние в системе образования. АБМВ активно создает структуры, финансирующие осуществление ее проектов, действует в альянсе с другими общественно-политическими ассоциациями. Генеральная линии Ассоциация братьев-мусульман Великобритании проводится под лозунгом: «Думая глобально, действуй локально». В отличие от многих исламских организаций, формирующихся по национальному признаку, в деятельности АБМВ активно задействованы палестинцы, ливийцы, сомалийцы, иракцы, египтяне и т.д. АБМВ образует мощную структуру, состоящую из Благотворительных фонда, Центра по возвращению палестинцев, Института исламской политической мысли, Медиацентра (публикующего газеты ХАМАСа «Филастин аль-Муслима», «Палестин таймс»), Центра международных политических исследований и т.д. Хорошо развитая инфраструктура, диверсифицированная стратегия позволяют довольно быстро упрочивать позиции организации в стране.

Во Франции другой основатель Исламского центра в Женеве, Мухаммад Хамидулла, создал Ассоциацию исламских студентов во Франции (АИСФ). Несмотря на то что М. Хамидулла придерживался умеренных взглядов, в АИСФ вскоре стали собираться иностранные мусульманские студенты парижских вузов, которые придерживались радикальных взглядов. Среди них были Хасан ат-Тураби (с 1951 г. Хасан ат-Тураби стал тайным членом хартумского отделения египетских «Братьев-мусульман», в 1957 г. получил степень магистра права в Оксфорде, в 1964-м – доктора юриспруденции в Париже) и Иссам аль-Аттар, один из руководителей сирийских «Братьев-мусульман». Многие из членов АИСФ ассоциация была не просто клубом по интересам, для многих членов организации «Братьев-мусульман» разных стран, скрывающихся от преследований властей, пребывание в Европе было «хиджрой», которую они сравнивали с «хиджрой пророка в Медину». Однако по мере того как в Европе становилось все больше мигрантов из мусульманских стран, носители идей «Братьев-мусульман» стали осознавать, что Европа – это идеальное место для внедрения их идей в массы.

В 1979 г. АИСФ стала расширять свое влияние на мусульманское население Франции и основала новую организацию «Исламская группа во Франции», а в 1983 г. – Союз исламских организаций Франции (СИОФ). Одним из основателей союза был Р. Ганнуши — основатель тунисской партии «Ан-Нахда». За 20 лет СИОФ превратился в крупнейшую мусульманскую организацию Франции, под контролем которой находятся Институт исламских исследований, Европейский институт гуманитарных исследований, научный совет института возглавляет Ю. Кардави. Большинство членов СИОФ являются выпускниками престижных вузов Франции. Выпускники учебных заведений, подконтрольных СИОФ, затем возглавляют другие исламские организации, становятся имамами мечетей, т.е. таким образом СИОФ усиливает свое влияние. По мнению руководства СИОФ, исламское движение во Франции должно пройти две стадии: «Первая – демократическая, вторая — выведение исламского общества на орбиту (внедрение шариата среди мусульманского населения Европы)».

В зависимости от социально-политических условий умеренные исламисты Европы меняют тактику. Так, например, Исламский Фонд Лейкастра сыграл важную роль в организации демонстраций протеста против публикации «Сатанинских стихов» Салмана Рушди. После этих выступлений авторитет фонда заметно возрос. «Братья-мусульмане» во Франции придерживаются подобной тактики. Например, в 1989 г. СИОФ принял активную роль в защите права мусульманок на ношение «хиджаба» и, таким образом, привлек внимание и симпатии мусульманской общины страны. СИОФ выступал против диалога с правительством Франции, организовал акции протеста под лозунгом: «Мусульмане Франции не могут принять то, что порочит их достоинство». В настоящее время, когда СИОФ достиг лидерства в мусульманской общине Франции, он изменил тактику. В руководстве СИОФ осознают, что можно достичь большего, работая в тесном сотрудничестве с правительственными структурами. Например, в марте 2004 г., когда во Франции был принят закон о запрете на ношение религиозной символики, СИОФ не участвовал в акциях протеста. Один из руководителей Ассоциация братьев-мусульман Великобритании Аззама Тамими объяснил позицию СИОФ тем, что он против любой деятельности, которая может привести к конфликту с властями.

В 1990 г. Ю. Кардави опубликовал книгу «Приоритеты исламского движения в грядущей фазе», которая стала фактически манифестом деятельности исламского движения в Европе. Исламское движение, по мнению Ю. Кардави, — это организованная, коллективная работа по возрождению авторитета ислама в обществе, по восстановлению системы халифата, как этого требует шариат. Ю. Кардави предложил новый modus operandi для исламского движения. В своей книге он акцентирует внимание на мирных принципах продвижения ислама в Европе, призывает к диалогу. Большое значение Ю. Кардави придает быстрому росту мусульманского населения в странах Запада. Причем он пишет, что присутствие мусульман в Европе очень важно и необходимо, т.к. происходит распространение «слова Аллаха», которое необходимо оградить от неверного толкования. Мусульмане не имеют единого руководства, таким образом, возникает риск того, что они «расплавятся» в культурном окружении Европы, могут утратить исламскую идентичность. В то же время Ю. Кардави считает, что в Европе открываются дополнительные возможности для исламского движения «сыграть свою роль и вернуть утраченный авторитет исламской уммы, т.к., в отличие от мусульманских стран, где исламские движения находятся под контролем правящих режимов, в западных странах можно действовать открыто. Он пишет, что мусульмане, прибывающие в Европу, дезориентированы и часто испытывают недостаток основных знаний по исламу, но в то же время они являются идеальной аудиторией для восприятия пропаганды. Ю. Кардави призывает к активной работе на Западе, утверждая, что «обязанность исламского движения — не упустить эмигрантов, не дать им быть подхваченными водоворотом материализма, царящего на Западе».

Ю. Кардави призывает изолировать мусульман от западного общества, хотя и выступает за диалог с немусульманами. Он пишет о стратегии «Братьев-мусульман» в Европе: «Я постоянно говорю нашим братьям, что у вас должно быть свое маленькое общество в рамках большого общества, в противном случае вы растворитесь в нем, как соль в воде». Затем он продолжает: «Что сохранило еврейскую специфику на протяжении последних веков? Это маленькая община, сохранившая идеи и обычаи, она называлась «еврейское гетто». Старайтесь создать свое собственное «мусульманское гетто»». Далее он говорит о постепенном окружении островками ислама немусульманского населения Европы. Он призывает «создать свое маленькое общество в большом обществе с собственной религиозной и образовательной системой». На его взгляд, «ислам вернется в Европу как завоеватель и победитель, после того как был изгнан отсюда дважды, однако это покорение будет происходить не мечом, а проповедью и идеологией». Ю. Кардави считает, что исламскому движению надлежит взять на себя функцию по формированию религиозного облика этих «мусульманских гетто». Более того, он считает, что внутреннее управление в этих общинах должно осуществляться на основе принципов шариата. На его взгляд, эти «островки ислама» должны иметь собственных улемов, которые будут отвечать на вопросы каждодневной жизни мусульман.

По-разному можно относиться к заявлениям Ю. Кардави, однако члены организации уже более 50 лет ведут работу на европейском континенте. Почти в каждой стране они создавали студенческие организации, вошедшие затем в более крупные «ассоциации-зонтики», которые при непосредственной финансовой поддержке, главным образом из стран Персидского залива, создавали мечети, исследовательские центры, благотворительные фонды и другие финансовые учреждения. В настоящее время Европейский совет по исследованиям и фетвам фактически стал первым крупным шагом по реализации идей Ю. Кардави по введению исламского закона в рамках мусульманских общин Европы.

У другого преемника идеологии «Братьев-мусульман», Тарика Рамадана, несколько иной подход. Формально Т. Рамадан и Ю. Кардави считаются «умеренными». Однако если Ю. Кардави является сторонником изоляции мусульман, то Т. Рамадан выступает за интеграцию и даже за внесение некоторых изменений в исламское законодательство. «Арабская культура – это еще не культура ислама, — заявляет Тарик Рамадан (внук Хасана аль-Банны, профессор Фрибургского университета, Швейцария), — ислам и арабская культура не тождественны. В ряде случаев распространение ислама совпадало с распространением арабской культуры – в Сирии, Ираке и странах Северной Африки, но в других случаях этого не наблюдалось – в Иране, Средней Азии, Индии и Малайзии. Где кончается религия и начинается народ? Тем не менее эта грань существует – она отделяет вечное и неизменное от временного и исторического». Т. Рамадан исходит из того, что «национальная культура – стержень народа – это то, что лежит в полосе между обязательным (фард) и запретным (харам)».

В своих книгах «Европейский мусульманин: исламские истоки в европейском контексте» и «Западные мусульмане и будущее ислама Тарик Рамадан, живущий в Швейцарии, пишет о том, что образование мусульманских общин на Западе, и в первую очередь в Европе, создает предпосылки для возникновения нового самобытного направления в исламе. По традиции, ислам делит мир на две части: «дар аль-ислам» и «дар аль-харб». Рамадан предлагает ввести новую категорию – «дар аш-шахада» (территория свидетелей), обозначая, таким образом, плюралистские общества, внутри которых мусульмане могут, не отрекаясь от своей веры, полноценно участвовать в других областях жизни своего нового окружения. Для утверждения категории «дар аш-шахады» Рамадан предлагает пересмотреть священные мусульманские тексты и разделить их на постоянные (тхабит) и непостоянные, связанные с преходящими условиями (мутагхайир), с тем чтобы вычленить ислам из его традиционной ближневосточной социально-культурной среды. По Рамадану, мусульмане, живущие в «дар аш-шахаде», принимают на себя обязанности и права граждан как участники договора. Доктрина Рамадана разительно контрастирует с позицией таких мусульманских мыслителей, как Хасан аль-Банна, который утверждал, что догматы и учение ислама являются всеохватывающими и регламентируют всю жизнь человека как в этом мире, так и в будущем.

Благодаря финансированию и гибкой стратегии, организациям, связанным с «Братьями-мусульманами», удается увеличивать свое влияние в западных странах. Во Франции это Союз исламских организаций, в Италии – Союз исламских общин и организаций Италии. Дело в том, что эти организации стали ключевыми партнерами правительств и выступают от лица общин мусульман в этих странах. Параллельно тому, как происходит интеграция ЕС, «Братья-мусульмане» также стараются создавать более крупные организации-зонтики. За последние 15 лет «Братья-мусульмане» создали несколько паневропейских организаций, например, Федерацию исламских организаций в Европе. В 1989 г. европейские «Братья-мусульмане» создали Федерацию исламских общин Европы. Основателями федерации являются Союз исламских общин Франции, Исламское общество Германии, Ассоциация братьев-мусульман Великобритании. Активно ведется работа с молодежными организациями. В июне 1996 г. мусульманские молодежные организации из Швеции, Франции и Великобритании вошли в Федерацию исламских организаций в Европе и Всемирную ассамблею мусульманской молодежи. В этом же году 35 делегатов из 11 стран встретились в г. Лейкастере и учредили Форум европейской мусульманской молодежи и студенческих организаций (ФЕММСО). ФЕММСО объединяет 42 национальных и международных организаций, представляющих 26 стран. К 2003 г. ФЕММСО, по сути, стал «голосом мусульманской молодежи в Европе». Он осуществляет консультации по проблемам, с которыми сталкивается молодежь в европейских странах, сотрудничает с Европейским парламентом, Советом Европы, ООН и другими организациями. Одна из целей, которую ставит перед собой ФЕММСО, – «борьба с предрассудками, которые существуют в обществе в отношении ислама на всех уровнях, т.к. будущее Европы будет мультикультурным».

«Братьям-мусульманам» удалось найти свою нишу на политической арене Европы. С подконтрольными им организациями власти осуществляют консультации. Во всех странах Европы власти предпочитают иметь дело с предсказуемым партнером, выражающим интересы мусульманского населения. В 2002 г. «Аль-Ислам», издание одного из центров «Братьев-мусульман» в Мюнхене, опубликовал статью, где говорится, что в конечном итоге «мусульмане не смогут смириться с принятием норм немецкой семьи, судебной системы, мусульманам следует добиться соглашений с немецким правительством о разделе законодательства для мусульман». Долгосрочная стратегия «Братьев-мусульман» подразумевает постепенное внедрение шариата на Западе.

В 1990 г. Р. Ганнуши на одной из встреч Союза исламских организаций Франции назвал Европу «Дар аль-Ислам», т.е. территорией, где мусульмане проживают постоянно. Федерация исламских организаций в Европе в 1997 г. учредила Европейский совет по исследованиям и фетвам — «исламский специализированный и независимый орган, созданный для издания фетв, отвечающих требованиям мусульман Европы, для решения их проблем и регулирования их взаимоотношений с европейцами в соответствии с нормами шариата». На практике это означает, что совет является юридическим органом, призванным обеспечить мусульман, проживающих в Европе, религиозными рекомендациями по вопросам, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни в немусульманских странах. Совет собирается два раза в год в различных странах Европы и состоит из 32 мусульманских ученых из мусульманских и европейских стран (причем, согласно уставу совета, количество ученых из неевропейских государств не должно превышать 25%). Совет был создан организациями «Братьев-мусульман». Как заявил Р. Ганнуши, один из руководителей совета, «некоторые члены совета — из среды «Братьев-мусульман», другие нет, но важна идеология, а не прямая принадлежность к движению».

Президентом Совета по исследованиям и фетвам стал Ю. Кардави, который является его основной движущей силой. Он часто выступает в СМИ, участвует в еженедельном ток-шоу «Аш-Шариа ва-ль-Хайат» («Шариат и жизнь»). Если проанализировать его выступления и работы, то можно отметить, что его идеологическая линия меняется в зависимости от аудитории. Он приветствует акции террористов-смертников против израильских и американских сил, осуждает мирный процесс на Ближнем Востоке, называя его «заговором с целью остановить палестинское сопротивление», джихад, по его мнению, обязателен для всей мусульманской уммы, чтобы освободить Палестину, Иерусалим, мечеть «Аль-Акса». В 2004 г. Ю. Кардави издал фетву, оправдывающую убийства всех американских граждан в Ираке, включая гражданских. В частности, он говорит, что «нет разницы между американскими военными и гражданскими, т.к. и те и другие прибыли, чтобы поработить Ирак, они служат интересам американских оккупационных сил». Издаются фетвы, в которых Ю. Кардави пишет, что «те, кто называет акции самопожертвования обычным самоубийством, ошибаются». Многие фетвы, издаваемые советом, затрагивают вопросы о времени молитв в скандинавских странах, заключении браков через Интернет, банковской системе и т.д.

В 2004 г. «БМ» провели конференцию, на которой была учреждена Международная ассоциация мусульманских ученых. На конференции присутствовали Ю. Кардави, Мухаммад Акиф, руководитель египетских «Братьев-мусульман». Основной целью проведения конференции была выработка принципов работы ассоциации на международном уровне, противодействие распространению насилия в мусульманской молодежной среде. По различным оценкам, ассоциация старается упрочить свои позиции среди увеличивающегося молодого поколения мусульман в Европе. Более того, «БМ» считают необходимым представить альтернативу радикальной версии ислама в Европе, которая также захватила свой сегмент в молодежной среде. Европейский континент, по сути, стал как центром деятельности радикальных исламистских группировок, так и местом для проведения терактов. Подобные встречи, безусловно, не могут не приветствоваться со стороны европейских властей, что укрепляет авторитет тех институтов, которые создаются «Братьями-мусульманами» в Европе.

* * *

В настоящее время «Братья мусульмане» или умеренные исламисты в Европе видят для себя преимущество в диалоге. Их успех в том, что они являются голосом европейских мусульман. Они выступают надежным партнером европейских властей в диалоге с многочисленными последователями исламской религии.

Бассами Тиби, немецкий профессор сирийского происхождения, известный эксперт по исламу, считает, что европейцы вообще опасаются обвинения в расизме. Этим пользуются различные исламистские организации, они получают в Европе большую свободу действий. Он неоднозначно относится к деятельности организации «Братьев-мусульман» в Европе, называет их «радикалами в овечьей шкуре, которые усвоили, что могут молчать, пока других обвиняют в ксенофобии». Он отмечает, что любая критика связанных с «Братьями- мусульманами» организаций (т.е. умеренных) сопровождается обвинениями в расизме и преследовании мусульманам по религиозному признаку. Он пишет, что «журналисты, которые критикуют эти организации, завалены судебными исками и участвуют в бесконечных проигрышных и дорогостоящих судебных процессах». Часто происходит так, что властям очень трудно проверить тех, кто заявляет о своей умеренности и следовании линии «Братьев-мусульман». В других случаях под «брэндом» «Братьев-мусульман» выступают организации, придерживающиеся радикального видения ислама.

«Братьям-мусульманам» удалось расположить к себе власти. Они наладили мощную инфраструктуру, состоящую из мечетей, образовательных центров. По мнению ряда западных исследователей, нынешние успехи умеренных исламистов в Европе – это только первый шаг, следующим этапом будет создание так называемых не территориальных исламских государств Европы, т.е. внедрение исламского законодательства в европейское мусульманское сообщество.

62.96MB | MySQL:102 | 0,437sec