Эр-риядский саммит ЛАГ: принятые решения

Выступая 30 марта с.г. на пресс-конференции, посвященной итогам прошедшей 28-29 марта в Эр-Рияде XIX сессии Совета глав государств и правительств стран — членов Лиги арабских государств (ЛАГ), министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд Аль-Фейсал, в частности, подчеркнул: «Эр-риядская встреча в верхах проходила в то время, когда в регионе арабского мира стремительно расширяется зона кризисов и конфликтов. Именно это обстоятельство заставило Служителя Двух Благородных Святынь (саудовского короля Абдаллу. – Г.К.) и его братьев – арабских лидеров действовать так, чтобы рассматривать существующие в регионе проблемы в духе ответственности, на основе поиска практических решений, которые отвечают смыслу происходящих изменений в сфере региональных и международных отношений». Представитель саудовского политического истеблишмента отметил в этой связи, что важнейшей проблемой, обсуждавшейся участниками саммита, была палестинская ситуация в силу того, что в ее случае речь идет «об основной общеарабской проблеме, об оси, вокруг которой выстраиваются все региональные кризисы». Поскольку, продолжал он, Мекканское соглашение привело к созданию палестинского «правительства национального единства», постольку Эр-риядский саммит был обязан вновь «ясно и открыто» поставить вопрос о «мире как стратегическом выборе арабов и придать новые импульсы всем пунктам арабской мирной инициативы».

Касаясь других решений саммита, С. Аль-Фейсал выделил «стремление встречи в верхах достичь стабильности в Ираке и Ливане». Он подчеркнул важность достижения мира в суданском Дарфуре и, в частности, отметил, что решение внутрисуданских проблем должно основываться в том числе и на «необходимости присутствия» в этой стране «международных гостей». Министр рассказал, что в рамках работы саммита по инициативе короля Абдаллы были проведены встречи между суданским президентом Омаром Аль-Баширом, генеральным секретарем ООН Пак Ги Муном, а также представителями африканских региональных организаций. Итогом этих встреч стало достижение соглашения между суданскими властями, ООН и представителями африканских стран о реанимации соглашения, достигнутого в Абудже, связанного с присутствием Африканских Сил, технически поддерживаемых ООН, на суданской территории для окончательного решения «дарфурской трагедии». Разумеется, саудовский министр говорил и о Сомали. Он отметил, что в ходе работы саммита была, в частности, проведена встреча с участием представителей сомалийских властей, организации «Исламская конференция», Европейского союза, африканских региональных организаций (при особой роли Кении) и ЛАГ (при особой роли Саудовской Аравии) для решения всех вопросов, касающихся внутрисомалийского урегулирования и достижения сомалийского «национального примирения».

В ходе пресс-конференции С. Аль-Фейсал специально выделил решение саммита, связанное с «арабской национальной безопасностью», подчеркнув, что это решение будет способствовать «восстановлению духа солидарности арабских стран и поиска их совместных ответов на вызовы современности». Кроме того, он обратил внимание представителей арабских и мировых средств массовой информации на основной документ XIX сессии Совета глав государств и правительств ЛАГ – Эр-риядскую декларацию. Оба этих документа заслуживают того, чтобы внимательно познакомиться с их содержанием.

Итак, решение, получившее название «Арабская национальная безопасность». Его авторы, ссылавшиеся на Хартию ООН, а также основополагающие документы ЛАГ, в том числе и на решения ее Тунисского саммита 2004 г. – «Единство взглядов, согласие и солидарность между арабскими руководителями» и «Путь развития, модернизации и реформ», подчеркивают, что перед ними стоят задачи «сохранения безопасности, независимости и территориальной целостности государств — членов ЛАГ и поддержания региональной безопасности и стабильности, основывающиеся на укреплении межгосударственных союзнических уз и призванные содействовать мирному решению возникающих между ними конфликтов». Иными словами, как и в момент создания ЛАГ, ее члены подтверждают свое стремление к сохранению существующего в арабском регионе статус-кво, означающего незыблемость нынешних границ арабских государств и существующих в них политических режимов. Это стремление тем более важно, что принятый саммитом документ «Арабская национальная безопасность» подчеркивает необходимость региональной стабильности, тесно связанной со стабильностью в каждом из составляющих арабский мир государств, а также с существованием многообразных «источников и форм угроз» этой стабильности, определяемых этим документом в качестве «политических, экономических, культурных и социальных угроз, а также угроз в сфере непосредственной безопасности, возникающих в связи с действиями как извне, так и изнутри самих арабских стран» и создающих «непосредственную угрозу независимости, суверенитету и единству национальной территории» государств, входящих в ЛАГ.

Идея формирования мирового регионального центра (исключающая то, что в нынешнем арабском политическом дискурсе обычно называют «вмешательством внешних сил»), как идея того, что этот центр может быть сформирован только на основе полной самостоятельности действий существующих режимов в сфере внутренней и внешней политики каждого государства, выражена предельно ясно и четко. Контроль над реализацией этих идей, как подчеркивает цитируемый документ, лежит на специально создаваемой «открытой с точки зрения членства в ней комиссии специалистов и экспертов, регулярно представляющих свои отчеты и заключения совещаниям совета лиги на уровне министров иностранных дел государств-членов».

Цитируемый документ сопровождается целой серией других решений Эр-риядского саммита, в числе которых, в частности, следующие резолюции: «О поддержке палестинского правительства национального единства», «О поддержке бюджета Палестинской национальной администрации и стойкости палестинского народа», «Об оккупированных сирийских арабских Голанских высотах», «О солидарности с Ливаном и его поддержке», «О развитии ситуации в Ираке», «Об оккупации Ираном трех арабских островов – Большой и Малый Томб и Абу-Муса, принадлежащих Государству Объединенных Арабских Эмиратов в Арабском (Персидском. – Г.К.) заливе». Их содержание может быть резюмировано как возвращение к статус-кво, существовавшему до возникновения нынешних кризисных ситуаций, ликвидация последствий этих ситуаций и создание условий, позволяющих содействовать движению в направлении создания полноценных государств (случай Палестины) или укреплению внутреннего единства и искоренению угроз распада уже существующих государств (в частности, случай Ирака и Ливана).

Вместе с тем вопрос о поддержании «арабской национальной безопасности» связан и с другими решениями Эр-риядского саммита. Речь идет, например, о резолюции «Развитие мирного использования ядерной энергии в государствах — членах Лиги арабских государств», подчеркивающей, что задачей «арабских государств является расширение мирного использования ядерной технологии в интересах устойчивого развития», но только на «основе международных соглашений и документов, подписанных этими государствами». Равным образом, вопрос касается и многочисленных резолюций саммита, имеющих отношение к развитию межарабских экономических связей. Наконец, в этом же контексте стоит рассматривать и специальное решение Эр-риядской встречи в верхах – «О межарабских консультационных саммитах», собираемых по требованию той или иной страны — члена ЛАГ, в ходе которых будет обсуждаться та или иная «важная и неотложная арабская проблема».

Постановка вопроса об «арабской национальной безопасности» отнюдь не свидетельствовала о самозамыкании арабского мира и его концентрации на противостоянии, в частности, «вмешательству внешних сил». Напротив, арабский мир провозглашался открытым для «сотрудничества с международным сообществом». Среди решений саммита не менее важные документы – «О сотрудничестве с Европейским союзом», «О сотрудничестве с Китайской Народной Республикой», «О сотрудничестве со странами Латинской Америки», а также «О сотрудничестве с африканскими странами». Наряду со старыми внешнеполитическими приоритетами в сферу арабского хозяйственного взаимодействия включались и новые направления его международной деятельности, представленные прежде всего теми странами ЛАГ, которые, вне сомнения, являются ее центральным звеном, – государствами Залива и Египтом.

Тем не менее важнейшим документом саммита стала принятая 29 марта «Эр-риядская декларация» – документ, по сути дела, подытоживший наиболее принципиальные моменты развития арабского мира на современном этапе. В нем провозглашается: «Мы, лидеры арабских стран, опираясь на принципы и цели Хартии Лиги арабских государств, на документы «Единство взглядов, согласие и солидарность между арабскими руководителями» и «Путь развития, модернизации и реформ», а также вдохновляясь религиозными и арабскими ценностями, исключающими любые проявления экстремизма и расизма, стремясь укрепить арабскую самоидентификацию, ее цивилизационные и культурные составляющие, представляющие собой открытую миру гуманистическую миссию, видим свою насущную задачу в восстановлении духа арабской солидарности». Эта «солидарность» виделась авторам цитируемого документа как «сохранение всеарабской безопасности» ради решения «задач экономического и социального развития».

В этой связи участники Эр-риядского саммита провозгласили, что будут действовать в направлении «укрепления арабской самоидентификации, содействуя этому процессу на основе воспитания подрастающего поколения». Вместе с тем «арабский национализм (аль-уруба)» в его постановке «Эр-риядской декларацией» предстает «не как понятие расы или основанного на исключительности этноса», а как «идентичность объединяющей культуры, в контексте которой арабский язык играет роль выразителя этой культуры и сохранения ее наследия». Арабская идентичность предстает «многоликой и плюралистичной, открытой для все более убыстряющегося технического прогресса, но вместе с тем не подверженной распылению или потере своей специфики». Эта идентичность выглядела одновременно как «общие рамки цивилизации, основанной на многообразии духовных, этических и гуманистических ценностей и обогащаемой ее качеством многообразия». Любопытный, но, что главное, новый поворот темы арабского национализма с ее акцентом на роли языка как маркера национальной идентичности и поликультурности в пределах арабского регионального пространства. Более того, такой поворот темы укрепляется тем, что «Эр-риядская декларация» провозглашает арабскую идентичность как процесс «свободного выбора личностью» ее принадлежности к арабскому миру и «арабизму», а также «фактор, служащий интересам всеобъемлющего развития и модернизации, основанный на ценностях диалога и творчества, на Всеобщей декларации прав человека, на активном участии женщин в общественном развитии».

Впрочем, вопрос заключался не только в этом. Толерантная постановка вопроса о национальной идентичности логично привела авторов цитируемого документа к идее «содействия созданию, развитию и деятельности гражданских институтов», «распространению культуры терпимости, диалога и открытости миру», «отрицанию любых проявлений террора и экстремизма» (специальное решение саммита касалось осуждения терроризма и борьбы с ним), осуждению всех форм «ненависти и попыток поставить под сомнение значение общечеловеческих ценностей и идеалов». Разумеется, в этой связи в «Эр-риядской декларации» упоминается недопустимость «попрания религиозных святынь и глумления над религиозными верованиями», а также преступность «использования конфессионального многообразия в политических целях, в интересах раскола нации, развала государств и народов в интересах возбуждения розни и разрушительных гражданских войн».

Если арабский национализм несет в себе «гуманистическую миссию», то арабский мир должен вести «основанный на единстве позиций» диалог со «странами-соседями в окружающем региональном пространстве». Равным образом наличие этой «миссии», естественно, предполагает, что арабский мир должен «делать стратегический выбор в пользу мира», в «пользу мирного урегулирования арабо-израильской конфронтации, основанного на принципах международной законности, ее решениях, а также на принципе “мир в обмен на землю”». Вместе с тем наличие этой «миссии» требует, чтобы «регион был свободен от всех видов оружия массового поражения», чтобы движение в направлении осуществления этой цели не основывалось «на двойных стандартах», а содействовало исключению «гонки ядерных вооружений в региональном масштабе» и допускало возможность «для каждого государства региона обладать правом на обладание мирной ядерной энергией в соответствии с существующими международными нормами».

Наконец, завершающие и действительно важные слова «Эр-риядской декларации»: «Наш регион находится в опасном положении, когда все еще оккупируются арабские земли, когда бездумно расхищаются возможности и природные богатства арабских народов, когда сокращается сфера влияния арабской идентичности и арабской культуры. Это требует от всех нас – руководителей и граждан, отцов, матерей и сыновей — быть солидарными в созидании нами нашей собственной судьбы, в сохранении нашей идентичности, культуры, наших ценностей и наших прав. Нации, если они действительно живые и подлинные, могут сталкиваться с разрушительными кризисами. Но эти кризисы лишь усиливают их веру и их решимость. Арабская нация способна объединить свои ряды, укрепить совместные действия своих сыновей и добиться собственной безопасности, обрести собственное достоинство и стать процветающей».

Речь идет не только и не столько об «угрожающих» этой нации «внешних силах», сколько о необходимости для нее перестать жить в мире иллюзий и продемонстрировать способность ответить на вызовы XXI столетия.

52.24MB | MySQL:103 | 0,511sec