Об осложнении ситуации в Афганистане

Несмотря на прилагаемые усилия, международному сообществу и нынешнему афганскому руководству во главе с президентом Х. Карзаем не удается стабилизировать ситуацию в стране. После победы антиталибской коалиции в декабре 2001 года на Боннской конференции был разработан поэтапный план восстановления афганской государственности. В январе 2004 года была принята Конституция Афганистана, официально закрепившая современное название страны — Исламская Республика Афганистан (ИРА).

В октябре 2004 года состоялись президентские выборы, в результате которых победу одержал Х. Карзай. В сентябре 2005 года были проведены выборы депутатов нижней палаты парламента (Вулуси джирга) и двух третей верхней палаты (Мишрано Джирга), еще одна треть депутатов были назначены президентом.

Вместе с тем формирование структур государственной власти не привело к стабилизации военно-политической обстановки в Афганистане. Более того, активность экстремистских и террористических организаций, включая Движение талибов (ДТ), резко возросла. Продолжается масштабная инфильтрация боевиков, а также оказание экстремистам внушительной финансовой и иной помощи из Пакистана и стран Персидского залива. Под контроль боевиков переходят все новые районы, на территории которых формируются параллельные структуры власти. Это происходит не только на юге и востоке страны, но и в ряде районов в центре, на западе и севере. Действия террористов хорошо организованы и сопровождаются серьезной пропагандистской работой, ими активно используются боевики-смертники. В террористических операциях участвуют боевики «Аль-Каиды», в том числе иностранцы — арабы, пакистанцы и чеченцы.

Линия афганских властей на вовлечение «умеренных» талибов во власть под лозунгом «национального примирения» с целью расколоть Движение изнутри оказалась контрпродуктивной: последние использовали ее для укрепления своих позиций в центре и провинциях. Так, в парламент прошли трое бывших видных талибов: в нижнюю палату избраны Моулави Мохаммед Ислам Мохаммади (в период правления талибов занимал пост губернатора провинции Бамиан, где с его ведома была совершена акция по уничтожению статуй Будды) и мулла Абдул Салам Ракети (при талибах возглавлял боевой отряд), а в верхнюю палату указом президента ИРА назначен Моулави Арсала Рахмани (в 1996 году возглавлял боевой отряд талибов в провинции Пактика, позже занимал пост замминистра высшего образования в талибской администрации). Губернатором провинции Урузган указом Х. Карзая назначен бывший заместитель министра по делам племен и границ при режиме талибов А.Х. Мониб. Все они числятся в санкционном списке Комитета СБ ООН № 1267.

В свою очередь, политическая оппозиция в Афганистане в лице «северян», бывших функционеров НДПА, а также хазарейских и узбекских лидеров консолидируется в новый «Объединенный фронт» (ОФ), способный создать реальную конкуренцию нынешнему руководству страны. Участники процесса – ИОА Б. Раббани, «Национальное движение» З. Масуда, «Новый Афганистан» Ю. Кануни, НИДА А. Достума, М. Исмаил-Хан, хазарейские лидеры М. Мохаккек и К. Халили, бывшие функционеры НДПА (сейчас парламентарии) Н. Олюми, С.М. Гулябзой, К. Ранджибар. Подключение троих последних (все пуштуны) позволяет принадлежащим к нацменьшинствам инициаторам нового объединения говорить о том, что оно представляет все основные этнические группы Афганистана. О своей заинтересованности присоединиться к ОФ сообщил первый зампред сената С.Х. Гейлани — это могло бы значительно укрепить авторитет создаваемого политического союза.

С 2001 года в Афганистане продолжается антитеррористическая операция «Несокрушаемая свобода», которую проводят коалиционные силы (КС) во главе с США. Помимо американских военнослужащих, насчитывающих в настоящее время порядка 20 тыс. человек, в состав КС вошли контингенты из 15 других государств. Резкое обострение ситуации в Афганистане в настоящее время, особенно на юге и востоке страны, вынудило американцев отказаться от ранее объявленных планов по сокращению (с 19 до 16 тыс. человек) американского военного присутствия в Афганистане. Более того, туда дополнительно была переброшена 1 тыс. военнослужащих США. Наряду с этим американцы объявили, что планируют ускорить создание силовых структур ИРА. Предполагается довести численность национальной армии до 70 тыс. человек не к 2011–2012, а уже к концу 2008 года. Кроме того, американцы заявили о намерении увеличить объемы военно-технической помощи Кабулу, включая поставки стрелкового оружия, средств связи и бронированной автотехники. Запрос афганской стороны о передаче на льготных условиях авиационной и вертолетной техники взят в проработку. Принято решение направить в Афганистан дополнительные группы инструкторов для обучения личного состава и сотрудников правоохранительных органов.

В соответствии с решением СБ ООН, в Афганистане развернуты Международные силы содействия безопасности (МССБ), к настоящему моменту состоящие из воинских контингентов из 35 стран, руководство которыми с августа 2003 года перешло к НАТО. В сентябре 2006 года СБ ООН принял резолюцию, продлевающую еще на один год мандат МССБ в Афганистане.

В настоящее время официально завершено расширение зоны ответственности МССБ/НАТО на всю территорию Афганистана, включая южные и восточные провинции страны, которые были переданы МССБ от КС. При этом на юге страны сконцентрированы около 10 тыс. человек, в том числе из Великобритании – 4,6 тыс., Канады — 2,2 тыс., Нидерландов – 1,6 тыс. После передачи в феврале с.г. командования МССБ американскому генералу Д. Макниллу численность американского контингента в НАТО увеличена до 14 тыс. человек. Таким образом, общая численность личного состава МССБ в 2007 году превысила 34 тыс. человек.

Параллельно афганское правительство призвало членов альянса полностью выполнить взятые на себя обязательства в военной сфере. Речь идет прежде всего о направлении в Афганистан обещанных 2,5 тыс. военнослужащих – это подкрепление жизненно необходимо для стабилизации обстановки в южных и восточных районах.

Успешное проведение операции МССБ остается главнейшим приоритетом НАТО, а ее присутствие в Афганистане носит долгосрочный характер (по утверждению руководства организации – не менее 10 лет) – до тех пор, пока афганское правительство не будет в состоянии самостоятельно обеспечивать безопасность в стране.

Силами КС и МССБ развернуты 23 провинциальные восстановительные команды (ПВК). В настоящее время они расквартированы в следующих провинциях: под руководством КС (13) – Вардак, Газни, Гильменд, Заболь, Кунар, Лагман, Нангарзар, Пактика, Пактия, Парван, Урузган, Хост, Нуристан; под руководством НАТЩ (10) – Баглан (Нидерланды), Бадахшан (ФРГ), Багдис (Испания), Балх (Швеция), Герат (Италия), Гор (Литва), Кандагар (Канада), Кундуз (ФРГ), Фарах (США), Фарьяб (Норвегия). До сих пор ПВК отводилась роль своеобразного придатка КС и МССБ: декларируя свою гражданскую направленность, эти команды, по некоторым данным, в основном занимаются разведывательной деятельностью.

Несмотря на заявленные КС и МССБ цели по оказанию помощи кабульскому правительству в закреплении его власти на всей территории страны, поддержании безопасности, создании условий для соблюдения законности и реализации восстановительных проектов, борьбе с наркопроизводством, серьезных положительных результатов по их достижению пока нет. Борьба КС и МССБ с наркопроизводством на фоне роста напряженности военно-политической обстановки практически остановлена.

Ситуация в Афганистане усугубляется и тем, что администрация Х. Карзая сталкивается с серьезными трудностями в сфере управления. Ее особенно критикуют за неэффективность руководства экономикой и неспособность поддержать законность и порядок, особенно на периферии. В стране широко распространена коррупция.

Экономика Афганистана практически полностью зависит от внешней помощи, значительная часть которой уходит на зарплату чиновникам и сотрудникам иностранных неправительственных организаций. Как крайне тяжелое оценивается положение в основной отрасли – сельском хозяйстве. Большая часть населения занята выращиванием наркокультур и наркопроизводством, которое дает более 50% ВВП страны. Декларируемые властями и международным сообществом меры по борьбе с наркоиндустрией ощутимых результатов не принесли. По оценкам ООН, в 2005 году при официальном снижении на 21% посевных площадей в целом по стране (с 131 до 104 тыс. га) урожай опия-сырца в Афганистане практически остался на прежнем уровне и составил 4100 тонн (в 2004 году 4200 тонн), что обусловлено повышением урожайности. В 2006 году, по оценкам ООН, основанным на результатах аэрофотосъемки, площади наркопосевов увеличились на 59% (со 104 до 165 тыс. га). В связи с этим урожай наркокультур увеличился с 4,1 до 6,1 тыс. тонн. В настоящее время 92% опиума в мире имеет афганское происхождение. Чистая прибыль от производства наркотиков в Афганистане в 2006 году составила около 2, 7 млрд долларов США. При этом эксперты многих стран главной причиной ухудшения обстановки считают именно неспособность международного военного контингента и афганских властей принять эффективные меры по борьбе с наркоугрозой.

31 января – 1 февраля 2006 года в Лондоне под сопредседательством Афганистана, Великобритании и ООН прошла Международная конференция по Афганистану, которая определила стратегию мирного обустройства страны на очередной пятилетний период. На конференции было принято соглашение по Афганистану (Afghanistan compact), представляющее собой рамочный документ, определяющий в широком плане направления взаимодействия между правительством ИРА и международным сообществом, и представлена «Стратегия национального развития Афганистана» — развернутая программа мер по основным направлениям деятельности афганского правительства. В соглашении по Афганистану зафиксирован конкретный срок (конец 2010 года) завершения подготовки Афганской национальной армии и полиции и передачи им всей полноты ответственности за обеспечение безопасности в стране и тем самым обозначен срок пребывания иностранного военного присутствия на территории ИРА. На конференции страны-доноры объявили о выделении в течение пяти лет помощи Афганистану в размере 10,5 млрд долларов США.

30-31 января 2007 года под председательством Германии состоялась объединенная встреча политдиректоров «восьмерки» с членами Совместного контрольно-мониторингового совета (7 представителей правительства Афганистана и 22 представителя различных стран и международных организаций). Приоритетами будущей работы СКМС названы следующие направления: создание нормальных условий госслужбы; региональное сотрудничество с возможностью более эффективного подключения соседей Афганистана к восстановительным процессам; постепенная передача надзорных функций от иностранных провинциальных восстановительных команд к местным властям, назначенным из центра.

Об ухудшении ситуации в Афганистане свидетельствует усиление давления на местные СМИ. В январе с.г. известный своей жестокостью талибский полевой командир мулла Дадулла предостерег афганских журналистов от тиражирования «фабрикуемых натовцами и афганскими службами безопасности» историй о сокрушительных победах над талибами. С другого фланга нажим на журналистов усилили афганские спецслужбы. Аресту подвергся редактор популярного телевизионного канала «Толу». Это стало серьезным предупреждением телеканалу, неоднократно передававшему в эфир правдивую информацию об операциях НАТО и АНА, в том числе о потерях среди афганских военнослужащих и мирных жителей. Афганское медиасообщество не остается в стороне и от противостояния внутри самого правящего режима, прежде всего в связи с активизацией укрепивших свои позиции в госаппарате хекматьяровцев. Примером этого стала громкая отставка гендиректора гостелерадио ИРА Н. Роушана, который публично заявил, что за его увольнением стоит министр культуры Афганистана А.К. Хурам, известный своими связями с Г. Хекматьяром. По утверждению Н. Роушана, реакционные силы исподволь ведут дело к установлению контроля над СМИ, превращению их в трибуну распространения идей радикального ислама.

Складывающаяся в Афганистане ситуация не дает оснований полагать, что положение в стране стабилизируется.

52.24MB | MySQL:103 | 0,676sec