Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 марта – 1 апреля 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с очередным (XIX-м) саммитом стран-членов ЛАГ в Эр-Рияде (28-29 марта) и Ираном. Совещание высших руководителей арабских государств практически без изменений подтвердило саудовский план арабо-израильского урегулирования от 2002 г. Обостряется ситуация, вызванная захватом Ираном в водах Персидского залива 15 британских военнослужащих.

27 марта ВМС США в зоне Персидского залива вблизи берегов Ирана начали крупнейшие учения в регионе после войны 2003 г. В них участвуют две авианосные группы (15 боевых кораблей, в т. ч. 2 авианосца, 6 эсминцев, 3 тральщика; 125 боевых самолетов, включая истребители-бомбардировщики F/A-18 модификации «Хорнет» и «Супер Хорнет», самолеты РЭБ ЕА-3В «Проулер», самолеты ПЛО S-3 «Викинг», самолеты ДРЛО и управления Е-2С «Хокай»; до 13 тыс. военнослужащих. Отрабатываются задачи борьбы с кораблями и авиацией противника, поиска и уничтожения подводных лодок и мин. Пентагон официально не связывает учения с ситуацией, складывающейся вокруг Ирана, в т. ч. с захватом иранцами британских военных. Утверждается, что проводимое мероприятие должно продемонстрировать американскую «гибкость и способность отвечать на угрозы безопасности на море», а также показать возможности ВМС США по недопущению перекрытия «жизненно важного звена мировой экономики», под которым подразумеваются Персидский залив и Ормузский пролив.

Главным итогом общеарабского саммита в Эр-Рияде стало единогласное подтверждение его участниками приверженности плану мирного урегулирования с Израилем принятого на совещании в верхах в Бейруте в 2002 г. Как известно, этот документ предусматривает уход Израиля со всех арабских территорий, захваченных в 1967 г., признание им независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и справедливое решение проблемы палестинских беженцев (право возврата на прежние места их проживания). В ответ арабы обязуются признать Израиль, подписать с ним мирные соглашения и наладить нормальные отношения. План, по замыслу арабов, должен стать «платформой для всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке». В Эр-Рияде Израиль призвали «принять арабскую инициативу и воспользоваться возможностью возобновить прямые переговоры на всех направлениях». Создана специальная комиссия в составе Египта, Иордании, ОАЭ и Саудовской Аравии, которая должна наладить контакты с генсеком ООН, членами СБ ООН, международным «квартетом» по ближневосточному урегулированию (РФ, США, ЕС, ООН) и другими заинтересованными сторонами. Цель контактов – возобновление мирного процесса и обеспечение поддержки арабской инициативы. Решения саммита по БВУ поддержали Россия, Евросоюз, генеральный секретарь ООН. США расценивают их как попытку «идти на контакты с Израилем» и «действовать конструктивно в интересах всех держав региона». Израиль отнесся к решениям саммита с очень осторожным оптимизмом, но, как и прежде, не согласен с требованием о праве возвращения беженцев на прежние места жительства.

Характерным явлением стало выступление на открытии совещания саудовского короля Абдаллы. В нем он подверг острой критике арабских лидеров, обвинив их в «бесконечных междоусобных спорах и разногласиях», в чем, по мнению монарха, «кроется причина падения доверия» к ним. Абдалла также обвинил «иностранные силы» в «стремлении определять будущее Ближнего Востока», а иностранную оккупацию Ирана назвал «нелегитимной».

В Эр-Рияде была подчеркнута необходимость поддержания региональной стабильности, «сохранения безопасности, независимости и территориальной целостности» стран-членов ЛАГ. Саммит выразил озабоченность масштабами религиозной розни в Ираке и высказался за национальное примирение в этой. Участники саммита потребовали прекращения блокады палестинских территорий, которым будет оказана дополнительная арабская финансовая помощь. Была высказана поддержка созданию трибунала международного характера по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири, подтверждена важность урегулирования ситуации в суданском Дарфуре и Сомали. Отмечена важность освобождения Ближнего Востока от всех видов ОМУ, основанного на отказе от «избирательного подхода и политики двойных стандартов». Одновременно было подтверждено право всех стран на мирное освоение атомной энергии под международным контролем. Арабские лидеры осудили террор в любых его проявлениях. Очередной арабский саммит намечено провести в 2008 г. в Дамаске.

В целом итоги эр-риядской встречи показали стремление арабских стран сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования конфликта с Израилем, попытаться преодолеть имеющиеся в арабском мире разногласия путем диалога и восстановления взаимного доверия, придать новый импульс арабской солидарности. Саммит продемонстрировал растущий политический вес Саудовской Аравии в регионе, руководство которой все более активно берет на себя роль лидера и арбитра в арабских делах. Вместе с тем, учитывая сохраняющиеся серьезные противоречия между странами, входящими в ЛАГ, устоявшееся взаимное недоверие между ними, сильные центробежные тенденции в арабском мире (отказ Ливии участвовать в саммите лишь один пример тому), сделают едва наметившийся процесс сближения арабов крайне трудным и отнюдь не прямолинейным.

Жесткая, бескомпромиссная позиция, занятая руководством Ирана по ядерной проблеме, откровенно выражаемое Тегераном нежелание выполнять требования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, в первую очередь, по прекращению работ, связанных с обогащением урана, ведут к усилению напряженности вокруг ИРИ. Ситуация осложняется все большим желанием США решить проблемы, связанные с иранской ядерной программой, силовым путем. На минувшей неделе Иран заявил о частичной приостановке сотрудничества с МАГАТЭ, но в то же время официально опроверг сообщения о намерении отказаться от предоставления международному агентству информации о ходе работ по национальной ядерной программе. В Тегеране подтвердили, что «инспекции и сотрудничество будут продолжаться без изменений и остановок».

К дополнительной напряженности вокруг ИРИ привел захват иранцами 23 марта 15 британских военных, обвиненных в нарушении морской границы Ирана. Великобритания требует их незамедлительного освобождения и усиления соответствующего давления на Тегеран. Позицию Лондона поддерживают США и Евросоюз. 30 марта СБ ООН выразил «глубокую озабоченность» по поводу задержания английских военнослужащих. В ответ Иран дал понять Великобритании, что извинения с ее стороны могли бы привести к урегулированию вопроса. Иранцы также отвергают какое-либо посредничество третьей стороны в деле освобождения задержанных британцев. В целом Тегеран и Лондон, хотя и отказываются идти на какие-либо уступки, но вступили в переговоры по урегулированию конфликта.

Не снижается уровень напряженности в Ираке. Пошедшая неделя стала одной из самых кровавых в стране за последнее время: в результате терактов и других насильственных действий, преимущественно на почве межрелигиозного насилия между суннитами и шиитами, погибли свыше 500 человек. Наиболее крупные теракты произошли в Талль-Афаре на севере Ирака, в Багдаде и в Эль-Халисе к северу от столицы.

29 марта сенат США одобрил законопроект, по которому финансирование американских войск в Ираке будет продолжаться только до конца марта 2008 г., после чего главе Белого дома предлагается вывести все боевые части ВС США из этой страны. Президент Дж. Буш в резкой форме заявил, что наложит вето на этот документ, и потребовал незамедлительного выделения дополнительных средств на иракскую кампанию.

Сложная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. 28 марта ВС Израиля впервые после начала перемирия (11.2006 г.) нанесли удар по ракетчикам «Исламского джихада», готовившим пуск ракеты по израильской территории из сектора Газа. Глава ПНА М. Аббас считает возможным дальнейший рост насилия, если Израиль отвергнет «руку мира», протянутую палестинцами. Под давлением США М. Аббас и глава израильского правительства Э. Ольмерт сообщили, что намерены встречаться каждые две недели для обсуждения вопросов, связанных с созданием палестинского государства. Руководители МИДов стран Евросоюза подтвердили готовность своих правительств сотрудничать с министрами палестинского правительства, не являющимися членами ХАМАСа, также в ближайшее время намечено возобновить европейскую финансовую помощь палестинским территориям.

Начальник генштаба ВС Израиля генерал Г. Ашкенази заявил, что ЦАХАЛ сосредоточится на подготовке к войне и борьбе с террором. Ашкенази также отдал распоряжение командованию ВВС снизить интенсивность подготовки к возможному удару по ядерным объектам Ирана и больше внимания уделять угрозам, исходящим от непосредственных соседей Израиля – Ливана («Хизбалла»), Сирии и палестинцев. 26 марта Израиль провел успешное испытание модернизированной противоракеты «Хец». Израильские ВВС проявляют интерес к приобретению 100 новейших американских многоцелевых истребителей F-35. Их поступление на вооружение ожидается в 2014 г.

В столице Сомали Могадишо 29 марта возобновились ожесточенные бои эфиопских войск и сомалийских правительственных сил с отрядами исламистских боевиков. В боевых действиях, охвативших весь город, участвуют эфиопские танковые и вертолетные подразделения. Жизнь в столице практически парализована. Командование ВС Эфиопии перебрасывает в Могадишо дополнительные силы.

26 марта в Египте прошел референдум по конституционной реформе, в котором приняли участие 9,7 млн чел. (29,1% от числа избирателей). Из них более 7 млн (75,9%) поддержали инициированные президентом АРЕ Х. Мубараком поправки к Основному закону республики. Со своей стороны, оппозиция, в первую очередь «Братья-мусульмане», заявили, что явка на референдум, который они призвали бойкотировать, составила не более 10%.

В пакистанской провинции Южный Вазиристан вблизи границы с Афганистаном продолжаются бои отрядов местных пуштунских племен с боевиками, поддерживающими «Аль-Каиду». Из Афганистана в провинцию прибыла делегация талибов с целью добиться прекращения огня, однако переговоры между конфликтующими сторонами успеха пока не имеют.

31 марта Пакистан провел испытание оперативно-тактической баллистической ракеты «Хатф-XI» («Абдали»), способной нести ядерную боевую часть на дальность до 200 км. Кроме того, по информации Института по вопросам науки и международной безопасности (США), пакистанцы ведут строительство нового ядерного реактора, ввод в строй которого позволит обогащать плутоний в количестве, достаточном для ежегодного изготовления 40-50 ядерных боеприпасов. Это позволит Пакистану в 20 раз увеличить арсенал своих ядерных вооружений.

Президент Судана О. аль-Башир сообщил, что его страна не возражает против участия ООН в миротворческой операции в Дарфуре, но при условии ограничения роли «голубых касок» «финансовой, технической и тыловой поддержкой» миротворцев Африканского союза.

В Мавритании президентом республики избран Сиди ульд Шейх Абдали. За его кандидатуру во втором туре, состоявшемся 25 марта, проголосовали в 11 из 13 провинций страны. Избранием нового главы государства официально завершается переходный период управления страной военными, совершившими государственный переворот в августе 2005 г.

Президент Йемена А. А. Салех поручил формирование нового правительства страны А. М. Мегвару, который считается хорошим специалистом в вопросах экономики. В Сане полагают, что назначение Мегвара на пост главы кабинета министров должно продемонстрировать международным донорам Йемена серьезность намерений правящего режима проводить в стране экономические реформы.

Приложение

О значении Ормузского пролива и возможных угрозах безопасности судоходства в нем

В последнее время в связи с усиливающейся напряженностью вокруг Ирана в зарубежных и отечественных СМИ регулярно публикуются материалы о возможных сценариях силовой операции США против Исламской Республики. В них одно из важнейших мест отводится экономическим и военным аспектам, связанным с Ормузским проливом.

Справка. Ормузский пролив расположен между Аравийским полуостровом (Оман, ОАЭ) и Ираном. Пролив соединяет Персидский и Оманский заливы. Его длина 105 миль (195 км), ширина – 29,2-62,2 мили (54-116 км), глубина судоходной части – 27-229 м. Ормузский пролив – это ключевой элемент Персидского залива, его ворота.

Водный путь из Персидского залива через Ормузский пролив считается одной из важнейших международных морских коммуникаций. Его значимость для мировой экономики заключается в том, что в настоящее время из Залива через пролив осуществляется транспортировка ок. 40% мирового экспорта нефти, или до 80-90% нефти, добываемой в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Ирак, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия). Ежедневно танкеры вывозят из государств зоны Залива не менее 17 млн баррелей нефти, которую доставляют в азиатские государства, главным образом в Индию, Китай и Японию, а через еще один водный путь — Суэцкий канал она поступает в страны Евросоюза. Кроме того, часть аравийской нефти идет в Северную Америку и другие страны. Морем через Ормузский пролив (преимущественно из Катара и Ирана) перевозятся также большие объемы сжиженного природного газа.

Здесь же следует отметить, что морским путем через Ормузский пролив осуществляется и значительная часть внешней торговли (не связанной напрямую с углеводородным сектором) стран зоны Персидского залива, в первую очередь Кувейта, Бахрейна, Катара и ОАЭ, а также Саудовской Аравии и Ирана.

По оценке экспертов, даже временное прекращение судоходства через Ормузский пролив, что, скорее всего, может произойти в случае американской военной операции против Ирана, приведет к прекращению большей части нефтяных и газовых поставок из стран зоны Персидского залива, т. к. на сегодняшний день действующие трансаравийские нефте- и газопроводы (их конечный пункт саудовский красноморский порт Янбу) имеют ограниченную пропускную способность (нефтепровод – 5 млн баррелей в сутки). Аравийские монархии рассматривают вариант строительства мощного нефтепровода через территорию Омана с выходом на Оманский залив. Однако это проект еще очень далек от практической реализации, так же как пока речь не идет о возможной транспортировке нефти из Южного Ирака в Сирию или Турцию. Не имеет других хорошо освоенных путей экспорта нефти и Иран.

В результате реально на сегодняшний день не существует альтернативных маршрутов транспортировки аравийской, южно-иракской и иранской нефти, а основным путем ее доставки потребителям является морской маршрут из Персидского залива через Ормузский пролив.

По прогнозам западных экономистов, ожидается значительный рост нефтедобычи в странах зоны Персидского залива, которая должна к 2020 г. составить 36% от общемировой добычи (в 2006 г. – ок. 30%). Изменится и география экспорта аравийской, иракской и иранской нефти. Так, если в 2003 г. доля стран Азии составляла в нем 24%, то в 2030 г. этот показатель должен составить 58%.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что даже кратковременное (на несколько недель) прекращение транспортировки нефти, а частично и сжиженного природного газа, морским путем из зоны Персидского залива окажет серьезное негативное воздействие на всю мировую нефтяную конъюнктуру, мировую экономику в целом. Об этом, в частности, отчетливо свидетельствуют сегодняшние резкие колебания цены на нефть, вызванные только угрозами возникновения вооруженного конфликта в регионе Залива. При этом пострадают не только государства, импортирующие в больших объемах углеводородное сырье из аравийских монархий, Ирана и Ирака, но и страны-экспортеры, которые понесут значительные финансовые потери, ухудшится их общая экономическая и социальная ситуация, что чревато дестабилизацией внутриполитической обстановки, значительной активизацией оппозиционных правящим в государствах региона режимам сил, преимущественно радикальной исламистской ориентации.

В случае возможного американо-иранского вооруженного конфликта военные специалисты рассматривают несколько вариантов действий Ирана по перекрытию судоходства через Ормузский пролив. Причем все сходятся в одном – Тегеран непременно прибегнет к этой мере. Об этом свидетельствуют как регулярно звучащие из Тегерана угрозы заблокировать важнейший международный водный путь в случае военного нападения на ИРИ, так и участившиеся в последнее время иранские военные учения в зоне Персидского залива и Ормузского пролива.

Считается, и для этого есть основания, что Иран «создал широкое разнообразие не конвенциональных средств» ведения вооруженной борьбы, «которые могут угрожать его соседям». И если речь идет о зоне Ормузского пролива, то в первую очередь упоминается морской компонент иранского военного потенциала.

Наиболее вероятным и опасным сценарием считается использование Ираном минного оружия. Причем иранцы, скорее всего, станут использовать для минирования Ормузского пролива донные мины, для массированной постановки которых могут быть использованы различные средства: корабли (в т. ч. гражданские суда), катера, самолеты и вертолеты. Причем, учитывая навигационные особенности пролива, прежде всего, узость фарватеров для прохождения крупнотоннажных судов, сделать это можно будет достаточно оперативно и скрытно. В то же время осуществление надежного траления плотных минных заграждений, состоящих из различных по типу и времени изготовления мин, даже без огневого и авиационного воздействия противника представляет собой очень сложную задачу, требующую к тому же значительного времени. Несомненно, следует учитывать и сильное психологическое воздействие на противника и судоходные компании массированного и скрытного применения минного оружия.

Вместе с тем, использование иранцами против морских целей береговых ракетно-артиллерийских средств, надводных кораблей и катеров, а также подводных лодок и авиации будет весьма затруднительно по причине безусловного превосходства США в средствах радиоэлектронной борьбы, военной авиации и морских силах. Здесь же отметим, что регулярно демонстрируемые иранскими военными на различных учениях образцы морского и иного оружия, по всей вероятности являются опытными изделиями, декларируемые боевые характеристики которых в пропагандистских целях сильно завышены. При этом, учитывая реальные возможности иранского ВПК, общее состояние экономического и научно-технического потенциала страны, крайне маловероятно, что Иран способен развернуть крупносерийное производство современных средств вооруженной борьбы. А применение единичных, даже может быть и эффективных видов оружия не принесет решающего успеха.

Одним из вариантов противодействия судоходству в Ормузском проливе могут стать действия иранских морских диверсантов. Здесь многое будет зависеть от качества их подготовки, вооружения и оснащения.

Западные военные специалисты рассматривают и вариант возможного нанесения Ираном ударов по объектам на территории аравийских монархий. Здесь, в первую очередь, речь идет об инфраструктуре нефтяной и газовой отрасли, морских портах, аэродромах, узлах связи и др. Все эти объекты, считаются «очень уязвимыми». Данное обстоятельство учитывается политическими и военными руководителями стран-членов СААГПЗ, которые опасаются доведения ситуации в зоне Персидского залива до «критической точки» и предпочитают политическое решение проблем, связанных с иранской ядерной программой.

В целом, по оценке известного американского эксперта Э. Кордесмана, Иран, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, не сможет «закрыть Залив» более, чем на две недели, а, скорее всего, сможет сделать это «всего на несколько дней». При этом сами иранцы (и здесь с Кордесманом можно согласиться) понесут очень серьезный экономический ущерб, который может очень негативно отразиться на положении дел в стране. В тоже время, в случае умелого и массированного применения иранскими военными морского минного оружия, Ормузский пролив с учетом времени на его траление, может быть закрыт для судоходства на срок до двух-трех месяцев.

52.34MB | MySQL:103 | 0,469sec