Сотрудничество КНР и Израиля: более четверти века доверительного партнерства

КНР и Государство Израиль официально установили дипломатические отношения 24 января 1992 г., хотя фактически начали сотрудничество еще в середине 1970-х гг. с совместных разработок вооружения и военной техники. За прошедшие (с 1992 г.) годы были подписаны двусторонние соглашения, позволившие установить и развить сотрудничество в таких областях, как: туризм, культурные обмены, авиационное сообщение, миграция рабочей силы и т.д.

 Экономические аспекты китайско-израильского сотрудничества

Заместитель председателя научного совета КНР по Ближнему Востоку и по совместительству начальник научно-исследовательского центра иудаизма г.Шанхай Пань Гуан отмечает, что в 2016 г. объем двусторонней торговли между КНР и Израилем достиг 11, 3 млрд долл. США и китайские компании инвестировали более 6 млрд долл. США в совместные проекты.

Израильские специалисты отмечают, что за прошедшие 25 лет объем товарооборота между Израилем и КНР вырос в 200 раз, а между КНР и США в 20 раз.

С учетом постоянных контактов между предпринимателями двух государств Израиль одобрил выдачу гражданам КНР многократных виз сроком на 10 лет.

Для иллюстрации развития двустороннего сотрудничества представляется возможным привести следующие данные – в 2016 г. в Израиле побывало более 80000 туристов из Поднебесной, что на 69% больше, чем годом ранее.

Китайская China Railway Tunnel Group Co., Ltd в сотрудничестве с израильской Solel Boneh Infrastructureреализует проект строительства ветки легкого метро в Тель-Авиве протяженностью 23 км. Китайские строители возведут шесть подземных станций, проложат два туннеля общей протяженностью 10 560 м. Стоимость проекта составляет 4,99 млрд юаней и китайская корпорация получит 51% акций управляющей компании, которая будет эксплуатировать новую ветку легкого метро.

 «Один пояс, один путь» и Израиль

Израильско-китайское сотрудничество обусловлено процессом реализации стратегической инициативы председателя КНР «Один пояс, один путь». Фактически Израиль уже принимает участие в этом геоэкономическом проекте Поднебесной по формированию новой экономической реальности.

По данным китайских источников, китайские и израильские инженеры прорабатывают план строительства высокоскоростной железной дороги, соединяющей Средиземное и Красное море, что позволит оперативно отправлять товары из Азии как в Европу, так и в страны Африки. Этот и другие проекты позволят Израилю стать транспортным хабом, который свяжет КНР, страны Азии, Европы и Северной Африки в рамках плана «Морской Шелковый путь XXI века».

Модернизация портов Израиля

Китайская Shanghai International Port (Group) Co., Ltd получила право эксплуатации инфраструктуры нового порта Хайфы сроком на 25 лет. По данным СМИ КНР, китайская корпорация построит на территории порта новый контейнерный терминал с причальной стенкой общей протяженностью 1500 м, установит все необходимое погрузочное оборудование, которое позволит обрабатывать 1,86 млнконтейнеров в год.

Соглашение между SIPG и Министерством транспорта Израиля было подписано в мае 2015 г. и предусматривало, что за шесть лет до момента начала управленческой деятельности китайские подрядчики проведут модернизацию инфраструктуры грузового терминала порта. Совокупная стоимость работ вместе с новым оборудованием была оценена в 2 млрд долл. США.

По результатам работы китайских строителей в порту Хайфы должна быть увеличена длина основной причальной стенки на 700 м (общая длина составит 1500 м), что позволит одновременно принимать не менее четырех контейнеровозов вместимостью более 12000 контейнеров, которые обеспечивают перевозку грузов из Шанхая в порты Европы. Таким образом, данная морская гавань станет ведущим элементом в системе морских перевозок Израиля.

На момент подписания соглашения министр транспорта еврейского государства Исраэль Кац отмечал, что у КНР и Израиля есть отличные перспективы сотрудничества в области развития транспортной инфраструктуры, в которую израильская сторона ежегодно инвестирует от 4 до 5 млрд долл. США.

По мнению израильских специалистов, появление SIPG на рынке морских перевозок в Израиле позволит местным производителям получить более низкие тарифы  на транспортировку продукции в Европу или в Азию, поскольку национальные перевозчики установили непомерно высокие цены на свои услуги. Кроме того, с учетом специфики работы и жизни в Израиле китайская корпорация планировала принять на работу до тысячи местных жителей на исполнительные и руководящие должности среднего уровня.

Как сообщают СМИ КНР, официальный Вашингтон оказывает давление на военно-политическое руководство Израиля с целью пересмотра соглашения о предоставлении права управления коммерческими перевозками через порт Хайфа с китайской компанией Shanghai International Port Group.

Китайские обозреватели, проживающие в Израиле, сообщают, что официальный Вашингтон намерен добиться проведения дополнительной проверки условий соглашения с точки зрения обеспечения национальной безопасности еврейского государства, поскольку в акватории порта Хайфы размещена военно-морская база ВМС Израиля, на которой дислоцированы дизель-электрические подводные лодки проекта «Дельфин». Данные субмарины  позволяют осуществлять пуски ракет Popeye Turbo с ядерными головными частями и наносить удары по целям в любой из мусульманских стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Китайские военные эксперты называют такой повод надуманным, поскольку места базирования ДЭПЛ давно известны, их тактико-технические характеристики, равно, как и возможности их вооружения, являются «секретом Полишинеля» для большинства военных разведок мира. Интерес китайской военной или нелегальной разведки к подводным силам израильского флота может быть объяснен только лишь необходимостью оповещения официального Тегерана о подготовке к реальной операции с участием рассматриваемых ДЭПЛ.

В ситуации с портом Хайфа необходимо отметить еще и военно-морской аспект израильско-американского сотрудничества. В настоящий момент рассматриваемая морская гавань является пунктом временного размещения надводных боевых кораблей 6-го флота ВМС США (возможно базирование атомных авианосцев типа «Нимиц»), который действует в Средиземном море и является весомым аргументом США в отношениях с любым из государств этого бассейна. Командующий 6-го флота ВМС США уже заявил, что перевод порта Хайфы под управление китайской компании повлияет на присутствие американских военных кораблей в Израиле.

Опасность отказа Израиля от подписанного соглашения состоит в том, что китайские компании являются основными инвесторами, как в израильские высокотехнологичные предприятия, так и в «старт-апы», которые впоследствии выходят на мировой уровень.

Другая китайская корпорация – China Harbor Engineering Co., Ltd к 2022 г. реализует проект по расширению возможностей порта Ашдод, который станет мостом между Европой и Азией. Стоимость работ и нового оборудования составит 867 млн долл. США.

Кроме того, китайская Cosco Shipping Ports and China Merchants Port Holdings разработала и намерена реализовать проект расширения порта Эйлат.

Военно-техническое сотрудничество КНР и Израиля

Как отмечают китайские специалисты, оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Израиля был создан при серьезной технической и финансовой поддержке США, поскольку еврейское государство является одним из основных и эффективных партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке. При этом необходимо учитывать, что разработки израильских специалистов регулярно используют в своей продукции американские корпорации, получающие основные тендеры на поставку вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) для Вооруженных сил США.

Конечно, израильские разработчики ВВСТ достаточно активно контактируют с военными из разных регионов. Еще в 70-е и 80-е гг. прошлого столетия представители ОПК Израиля установили тесные контакты с партнерами из КНР.

В результате китайско-израильского военно-технического сотрудничества, реализуемого вопреки официальному Вашингтону, конструкторы и специалисты предприятий ОПК КНР освоили технологии проектирования и изготовления:

– управляемых ракет класса «воздух-воздух»;

– легких разведывательных беспилотных летательных аппаратов;

– беспилотных летательных снарядов, предназначенных для ударов по радиолокационным станциям вероятного противника.

Именно благодаря израильской разработке национального истребителя «Лави» китайские авиастроители смогли создать собственный легкий одномоторный истребитель под обозначением «Цзянь-10», который позволил заменить устаревшие модели боевых самолетов ВВС НОАК. Анализ фотоматериалов позволяет утверждать, что при формулировании тактико-технического задания на «Лави» израильские специалисты учитывали возможности другого известного истребителя – F-16, который обладает достаточной маневренностью, но при необходимости может поднимать значительную бомбовую нагрузку для ликвидации наземных объектов вероятного противника.

Сотрудничество в борьбе с терроризмом     

По данным китайских источников, первые официальные контакты правоохранителей Израиля и КНР состоялись в 2007 г., когда в Шанхай с официальным визитом прибыл начальник управления полиции г.Тель-Авив, который провел несколько встреч с представителями Министерства общественной безопасности (МОБ) КНР и сотрудниками Научно-исследовательского центра антитеррора НИИ Современных международных отношений (СМО) КНР. Специалисты указанного института проводили анализ внешних террористических угроз мероприятиям летней Олимпиады, которая состоялась в Пекине и других крупных городах КНР в 2008 г.

По окончанию визита начальник управления полиции г.Тель-Авив пригласил китайских коллег посетить Израиль и перейти к более эффективному сотрудничеству – обмену информацией о террористических организациях и методиках предотвращения террористических актов и проведения антитеррористических операций.

Следует отметить, что именно после этой двусторонней встречи специалисты НИИ СМО КНР провели оценку антитеррористических мер защиты олимпийских объектов и пришли к выводу о необходимости проведения серии учений подразделений МОБ и Народной вооруженной полиции (НВП) в аэропортах нескольких городов западных провинций. Кроме того, перед военнослужащими инженерных подразделений Сухопутных войск НОАК была поставлена задача разработать порядок эвакуации граждан со спортивных мероприятий в случае применения террористами химического или биологического оружия.

Одновременно руководство МОБ приняло решение о направлении специальных подразделений на учебные сборы в Израиль, которые стали постоянными с 2012 г., когда руководство Пограничной полиции (МАГАВ) предложило проводить одномесячные курсы для военнослужащих МОБ и НВП на территории Израиля. Именно в рамках этих курсов представители специальных подразделений МОБ и НВП познакомились с передовыми техническими разработками израильских конструкторов, которые создали Corner Shot – специальное гибкое устройство, позволяющее вести стрельбу буквально из-за угла.

По данным китайских источников, Научно-исследовательский институт антитеррора Народного университета полиции КНР активно сотрудничает со специальными службами Израиля в разработке тактических приемов проведения операций по ликвидации или захвату террористов. В совместной китайско-израильской образовательной программе по подготовке будущих офицеров антитеррористических подразделений с китайской стороны ежегодно участвуют 80 курсантов, которые проходят соответствующий жесткий отбор.

Будущие правоохранители обучаются в совершенстве использовать такое огнестрельное оружие, как штурмовая винтовка, снайперская винтовка и пистолет. Кроме того, слушатели получают необходимые знания в области ведения разведки и сбора информации, опроса подозреваемых  и планирования мероприятий по ликвидации террористов.

Кроме подготовки спецподразделений КНР и Израиль ведут активный обмен информацией о деятельности террористических группировок и их дальнейших планах. Следует отметить, что значительная часть информации о событиях «арабской весны» в странах Северной Африки и Ближнего Востока китайские военные и спецслужбы получали от своих израильских партнеров.

Представляется возможным предположить, что благодаря усилиям министерств и ведомств КНР и Израиля товарооборот между двумя государствами будет только расти, а способность израильских специальных служб и Армии обороны Израиля бороться с террористической угрозой является гарантом расширения двустороннего взаимовыгодного и доверительного партнерства.

51.62MB | MySQL:101 | 0,361sec