Д.Фридман и М.Помпео настаивают на легитимности решения Д.Трампа признать суверенитет Израиля над Голанскими высотами

Госсекретарь США Майк Помпео и посол США в Израиле Дэвид Фридман утверждают, что резолюция 242 Совета Безопасности ООН (принятая по итогам Шестидневной войны в 1967 году), – на которую международное сообщество часто ссылается для подтверждения того, что Израиль должен отказаться от всей территории, занятой в ходе этой войны, – подтверждает международную легитимность решения Дональда Трампа признать израильский суверенитет над Голанскими высотами, захваченными у Сирии в 1967 году.

Администрация США оспаривает утверждения, согласно которым по резолюциям ООН Израиль должен уйти с оккупированных территорий за «Зеленую линию» (демаркационную линию, установленную после арабо-израильской войны 1948-1949 гг.). Вызывает интерес не сам факт этого шага, который является вполне закономерным в свете политики Д.Трампа и его команды на Ближнем Востоке, а какие используются при этом аргументы.

В статье, опубликованной в среду в Wall Street Journal, Дэвид Фридман (посол США в Израиле и сторонник поселенческого движения на Западном берегу р. Иордан) и Майк Помпео, госсекретарь США, пишут о том, что признание президентом Д.Трампом израильского суверенитета над Голанскими высотами было встречено осуждением со стороны Европейского союза и других стран. Многие лидеры назвали решение Вашингтона «недействительным», «незаконным» и «абсолютно бесполезным». генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш считает аннексию Голанских высот Израилем в 1981 году «недействительной и не имеющей международно-правовой силы». Эти утверждения, по мнению Д.Фридмана и М.Помпео, являются безосновательными[i].

Практически каждое государство, считают Д.Фридман и М.Помпео, ссылается на резолюцию 242 (1967) СБ ООН, в которой изложены рамки достижения мира на Ближнем Востоке. В преамбуле документа говорится о «недопустимости приобретения территории путем войны и необходимости добиваться справедливого и прочного мира, при котором каждое государство в данном районе может жить в безопасности»[ii]. Тем не менее, решение президента Д.Трампа о признании израильского суверенитета над Голанскими высотами полностью соответствует резолюции 242.

Дело в том, что по поводу резолюции 242 велись интенсивные переговоры, и она была согласована в 1967 году всеми, кроме одной из воюющих в Шестидневной войне сторон – Сирией, которая контролировала Голанские высоты до начала конфликта. Дамаск оставался в стороне этого процесса до 1973 года, когда со своими арабскими союзниками  режим Хафеза Асада начал и проиграл войну Йом Кипур (войну Судного дня). В результате этого поражения Сирия подписала резолюцию 338, которая основана на предыдущей резолюции 242, с которой согласились все воюющие стороны, и после чего она стала применимой для всех участников конфликта[iii].

В резолюции 242 содержится призыв к сторонам договориться о справедливом и прочном мире, в котором признается право всех стран, включая Израиль, «жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению». Для достижения этой цели резолюция предусматривает «вывод израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта».

Так звучит формулировка в резолюции на русском языке. В оригинале (на английском) перед словом territories преднамеренно не поставлен пресловутый определенный артикль the. Тем самым появились основания утверждать, что Израиль должен отойти, но с какой именно территории, в резолюции не определено. Хотя в тексте на французском языке, втором официальном языке ООН на тот момент, определенный артикль стоит. Однако, по мнению Меира Розена, бывшего посла Израиля во Франции, США и ООН, французский перевод оригинала резолюции является неправильным[iv].

Таким образом, произраильские представители администрации Д.Трампа в своей статье решили напомнить о давней дискуссии относительно того, с каких территорий, согласно резолюции 242, должен уйти Израиль[v].

Они пишут о том, что согласно тексту документа и ради достижения поставленной в резолюции цели, Израиль должен отойти с некоторых – но не обязательно всех – территорий, захваченных в 1967 году. «Некоторые из бывших врагов Израиля добросовестно стремились к миру, и еврейское государство вывело свои войска более чем с 88% территорий, захваченных в 1967 году, особенно с Синайского полуострова по Кемп-Дэвидским соглашениям с Египтом от 1979 года».

Что касается Сирии, то, по мнению Д.Фридмана и М.Помпео, – это другая история. Словом и делом Дамаск в течение 52 лет отвергал переговоры в рамках резолюции 242. Режим в Дамаске поддерживал состояние войны с Израилем с тех пор, как еврейское государство стало независимым в 1948 году. Более того, этот режим «является клиентом Ирана и одним из самых жестоких режимов на земле. Подтвердив израильский суверенитет над Голанскими высотами, президент США предоставил Израилю единственную безопасную и признанную границу, которая может быть установлена в данных обстоятельствах», т.е. действовал в соответствии с резолюцией 242 (1967).

Преамбула резолюции 242 не существует в вакууме. Это всего лишь часть документа, который стороны используют в работе над достижением мирного урегулирования на основе переговоров. Если бы она была абсолютной, не было бы смысла в сущностных компромиссах, к которым призывают пункты этого решения ООН. Критически важно, говорят Д.Фридман и М.Помпео, что резолюции 242 и 338 не исключают суверенитет Израиля над Голанскими высотами в результате сложного процесса.

Хотелось бы отметить, что статья этих деятелей администрации Д.Трампа поверхностно затронула вопрос о трактовках основополагающей в палестино-израильском конфликте резолюции ООН и их причинах. Лейтмотив публикации – Башар Асад «один из самых жестоких диктаторов прошлого века, который остается у власти»; если Израиль не сохранит контроль над Голанами, «Иран, крупнейшее в мире государство-спонсор террора, или одна из подконтрольных ему сил, получит стратегическое превосходство»; «мир, и особенно ЕС, стоит перед легким выбором: диктатор не функционирующего государства или мирный и демократический союзник», т.е. Израиль; и соответственно «настоятельный призыв» выбрать последнее.

Они могли бы упомянуть о том, что в резолюции 242 слово «палестинский» ни разу не упоминается. Правда, в соглашениях в Осло Израиль признал право палестинцев на самоопределение. В резолюции 242 нет призыва к Израилю отойти за демаркационные линии, существовавшие на 4 июня 1967 года, т.е. до начала Шестидневной войны. Хотя арабские дипломаты пытаются утверждать, что резолюция исключает любые территориальные изменения, поскольку в ее преамбуле содержится ссылка на международный принцип, согласно которому аннексия территории силой является незаконной. Правда, в преамбуле конкретно говорится о «недопустимости приобретения территории путем войны». Но и на это есть ответ у про/израильской стороны. Один из них звучит так: этот принцип был включен составителями резолюции 242 в преамбулу, а не в пункты ее резолютивной части. Согласно решению Международного Суда (из спора о Данциге), преамбулы резолюций Лиги Наций не имеют обязательной силы – только резолютивные части этих резолюций предполагают юридическую ответственность. Это определение Суда, считает М.Розен, относилось не только к Лиге Наций, но было распространено и на резолюции ООН.

Политические обозреватели Jerusalem Post полагают, что аргументы Д.Фридмана и М.Помпео применимы также к Западному берегу р. Иордан, который Израиль захватил у Иордании в 1967 году. Согласно слухам о содержании мирного плана («сделки века») Д.Трампа, Израилю будет позволено сохранить контроль над всеми еврейскими поселениями, расположенными в «зоне С» на Западном берегу р. Иордан (по соглашениям в Осло эта зона находится под полным – административным и военным – израильским контролем). Это будет сделано в рамках международного права, поскольку, как указано выше, в резолюции 242, содержится призыв к «выводу израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных в результате недавнего конфликта», но нет слова «со всех».

Поэтому Д.Фридман и М.Помпео сделали акцент в своих аргументах, доказывающих законность решений Д.Трампа (по Голанам и предположительно – по Западному берегу р. Иордан), на вопросах безопасности. Они утверждают, что резолюция 242 позволяет Израилю сохранить территорию, приобретенную в ходе войны 1967 года по соображениям безопасности.

Бывший посол Израиля в ООН Дори Голд заявил, что соображения безопасности, которые оправдывают удержание Израилем территорий, «сильнее на Западном берегу», чем на Голанах. Предыдущим претендентом на суверенитет над Западным берегом р. Иордан была Иордания, которая заняла эту территорию во время арабо-израильской войны 1948 года, поясняет Д.Голд. Он отмечает, что притязания Аммана признали только Пакистан и Великобритания. Что касается Голанских высот, то большинство стран признало, что эта территория принадлежит Сирии, хотя сирийский режим был агрессором в войне 1967 года.

Д.Голд упомянул письмо, которое в 2004 году президент США Джордж Буш написал премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону по условиям мирного соглашения с палестинцами. В этом письме Дж.Буш заявил, что по соображениям безопасности Израиль не обязан полностью отходить  за демаркационные линии, установленные до Шестидневной войны 1967 года.

В качестве обоснования Дж.Буш также ссылался на резолюции 242 и 338 СБ ООН. «В рамках окончательного мирного урегулирования Израиль должен иметь безопасные и признанные границы, которые должны быть установлены в результате переговоров между сторонами в соответствии с резолюциями СБ ООН 242 и 338», – написал Дж.Буш. По его словам, «в свете новых реалий на местах, включая уже существующие крупные израильские населенные пункты, нереалистично ожидать, что в результате переговоров об окончательном статусе произойдет полный отход к линии перемирия 1949 года, и все предыдущие усилия по ведению переговоров о двухгосударственном решении привели к такому же выводу»[vi].

Позиция России по ближневосточному урегулированию отличается последовательностью, приверженностью международному праву (резолюциям ООН) и заключается в создании независимого палестинского государства, выводе израильских войск с оккупированных в 1967 году территорий, включая Голанские высоты, признании палестинцами Государства Израиль и гарантии безопасности обоих государств. Позиция ООН и ЕС (и США до прихода к власти Д.Трампа) совпадает с российской.

По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, признание Вашингтоном израильской аннексии Голанских высот стало очередным свидетельством стремления США «разрушить общепризнанную международно-правовую базу, на основе которой продолжается поиск путей урегулирования ситуации на Ближнем Востоке». Своим решением Д.Трамп поставил под угрозу договоренности от 1974 года о разъединении сирийских и израильских сил в районе Голанских высот. Благодаря российской военной полиции, занявшей позиции в прилегающих к Голанам районах, Силы ООН по разъединению смогли возобновить выполнение своей миссии в зоне разъединения, в том числе в интересах обеспечения безопасности Израиля[vii].

В этих условиях, ожидаемое в июне этого года обнародование «сделки века» Д.Трампа, подготовку к которой ведет его команда (помимо М.Помпео, Д.Фридмана, это, прежде всего Джаред Кушнер и Джейсон Гринблатт) и о содержании которой можно судить по ряду, в т.ч. и упомянутым публикациям, по определению не может быть принята Россией и большей частью международного сообщества.

[i] International Law Backs The Trump Golan Policy

//WSJ. 14.05.2019 — https://www.wsj.com/articles/international-law-backs-the-trump-golan-policy-11557875474

[ii] Резолюция 242 (1967) — https://undocs.org/ru/S/RES/242%20%281967%29

[iii]Резолюция 338 (1973)  https://undocs.org/ru/S/RES/338%20%281973%29

[iv] Understanding UN Security Council Resolution 242 // JCPA https://jcpa.org/requirements-for-defensible-borders/security_council_resolution_242/

[v] Resolution 242 (1967) — https://undocs.org/S/RES/242(1967)

[vi] U.S. TO UN: YOU YOURSELF REJECTED WITHDRAWAL TO ’67 LINES – ANALYSIS // Jerusalem Post. 16.05.2019 —

https://www.jpost.com/Middle-East/US-to-UN-You-yourself-rejected-withdrawal-to-67-lines-Analysis-589811

[vii]Лавров: признание США аннексии Голан ставит под угрозу стабильность в зоне разъединения // ТАСС. 06.04.2019 — https://tass.ru/politika/6302615

52.26MB | MySQL:104 | 0,617sec