Об опасном развитии ситуации в регионе Персидского залива

Последняя неделя демонстрирует опасную эскалацию напряженности в регионе Персидского залива, являющуюся результатом американского политического давления на Иран и прогнозируемого некоторыми аналитиками военного конфликта между Ираном и США. Индикатором обозначившегося в Заливе кризиса служат взрывы на нефтяных танкерах недалеко от эмирата Фуджейра, а  также нападения самолетов-беспилотников (дронов) на саудовскую нефтяную инфраструктуру. Это первый случай использования объектов инфраструктуры ТЭК в качестве целей для атак противоборствующих сторон после окончания ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Все это говорит о том, что в отношениях между Ираном и КСА перейдена определенная грань между информационными и реальными боевыми действиями.

12 мая произошли взрывы на четырех нефтяных танкерах недалеко от эмирата Фуджейра (ОАЭ). Первоначальное сообщение эмиратского агентства VAM не детализировались названия этих судов, однако затем поступили разъяснения. В состав четырех судов, подвергшихся нападению, входят саудовский танкер «Амджад», крупный саудовский нефтеналивной танкер «Аль-Марзука», эмиратское судно «А Мишель», принадлежащее правительству эмирата Шарджа и норвежский танкер. Судя по информации, появившейся позже, саудовским судам был нанесен большой ущерб. Главный редактор газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атван выдвинул четыре версии о том, кто, предположительно, мог бы стоять за данными терактами. Во-первых, это могли быть йеменские хоуситы из движения «Ансар Аллах». В течение четырех лет изнурительной кампании в Йемене, стоившей этой беднейшей аравийской стране гуманитарной катастрофы, вооруженным силам КСА так и не удалось добиться военного разгрома хоуситов. В то же время война так и продолжает обескровливать страну. Со стороны «Ансаруллы» не раз раздавались угрозы в отношении Объединенных Арабских Эмиратов о том, что, если правительство ОАЭ не прекратит участие в войне против йеменского народа, то хоуситы нанесут ответный удар по Дубаю или Абу-Даби.  Вторым возможным исполнителем теракта Абдельбари Атван называет диверсионное подразделение в составе КСИР. В условиях, когда правительство США стремится обнулить иранский нефтяной экспорт, определенные круги в Тегеране могли пойти на подобное предупреждение Вашингтону: «Если остановится нефтяной экспорт у нас, он остановится и у ваших союзников». Впрочем, этот вариант арабский журналист считает маловероятным. Любые враждебные действия Ирана против стран ССАГПЗ могут быть использованы США в качестве предлога для активизации враждебных действий против ИРИ. Известно, что в регион Персидского залива осуществляется переброска дополнительных военных сил США. Туда, в частности, направились авианосец «Линкольн» и группа тяжелых бомбардировщиков Б-52. В этих условиях обострять обстановку для иранцев было бы достаточно рискованно.

В-третьих, возможными исполнителями этой акции могли быть террористы из радикальных джихадистских организаций. В этой связи автор не исключает причастность «Аль-Каиды» (запрещена в России), тем более, что сторонники этой террористической организации имеют сильные позиции в йеменских провинциях Абъян и Хадрамаут, откуда они могли бы проникнуть в ОАЭ. В-четвертых, по мнению Атвана, за этим и терактами могла стоять сторона, заинтересованная в эскалации американо-иранского конфликта и скорейшем американском военном нападении на Иран. В качестве такой стороны Абдельбари Атван видит Израиль, поэтому он не исключает причастности израильских спецслужб к данному теракту. Дополнительным аргументом для этого служит то, что ОАЭ не являются для израильской разведки незнакомой территорией, что подтверждается убийством бригадой оперативников Моссада 19 января 2010 года одного из военных руководителей движения ХАМАС Махмуда аль-Мабхуха в Дубае.

14 мая произошел еще один серьезный инцидент. Семь беспилотников, принадлежащих йеменскому движению «Ансар Аллах», атаковали две насосные станции в Саудовской Аравии недалеко, в результате чего была остановлена транспортировка нефти по нефтепроводу, идущего из нефтеносной саудовской провинции Шаркийя в порт Янбу на Красном море. Эта атака дронов вызвала нешуточное беспокойство в руководстве Саудовской Аравии. Министр нефти КСА Халед аль-Фалих отметил по этому поводу: «Этот акт терроризма и саботажа в дополнение к терактам в Арабском заливе наносит ущерб не только королевству, но и безопасности мировых поставок нефти и глобальной экономике. Эти атаки еще раз доказывают, насколько актуальной является противодействие террористическим организациям, таким как хоуситы, поддерживаемые Ираном».

Нападение хоуситских беспилотников на трубопровод в Саудовской Аравии наталкивает на некоторые выводы. Во-первых, хоуситская военная мощь представляет действительную опасность для КСА. Беспилотники из Йемена с большой точностью поразили цели, находящиеся на расстоянии 1000 километров от территории, контролируемой движением «Ансар Аллах». Они также не были вовремя опознаны радарами ПВО королевства. Все это опровергает миф о «недоразвитости» хоуситов. Во-вторых, стоимость такого беспилотника составляет около 300-400 долларов, а цена одной ракеты «Пэтриот», которой такой дрон можно сбить – 4 млн долларов. При этом не всегда можно обойтись одной ракетой. Все это делает оборону КСА достаточно затратным предприятием. В-третьих, Саудовская Аравия потратила сотни миллиардов на покупку современного американского оружия, но это не смогло уберечь ее от атаки на трубопровод. Таким образом, встает вопрос об эффективности Вооруженных сил КСА. В-четвертых, по сообщению источника из хоуситского движения «Ансар Аллах» йеменские боевики располагают десятками таких беспилотников, которые могут направить одномоментно на королевство.

Таким образом в случае масштабного ирано-американского конфликта может повториться ситуация ирано-иракской войны 1980-1988 годов. С 1984 года в Персидском заливе  проходила так называемая «танкерная война». Ее инициатором был иракский режим Саддама Хусейна, который начал атаковать танкеры с иранской нефтью. Однако затем к этому процессу подключились и иранцы. До конца войны в Заливе были зафиксированы 450 нападений на танкеры. В настоящее время Иран может остановить экспорт нефти из государств Персидского залива даже не прямым использованием военной силы, а, используя возможности своих союзников-хоуситов.

По-видимому, администрация США всерьез обеспокоена такой перспективой и, понимая, что далеко зашла, пытается найти компромисс с Тегераном. Об этом свидетельствует состоявшийся на прошлой неделе визит госсекретаря США Майка Помпео в Ирак. Вопреки ожиданиям иракского руководства шеф американской дипломатии не угрожал нападением на Иран, но, наоборот попросил главу иракского правительства Аделя Абдель Махди быть посредником в контактах американцев с иранским правительством. По сообщению британского журналиста Дэвида Херста, он заверил А.А.Махди в том, что целью Вашингтона является не развязывание военного конфликта, но заключение нового, «более правильного» соглашения с ИРИ по ядерной проблеме. Адель Абдель Махди ответил госсекретарю США, что «иранцы – очень гордый народ и, вряд ли, пойдут на заключение нового соглашения, но он постарается убедить Тегеран в необходимости подписания дополнительного протокола к СВПД».

Таким образом, целью президента США Дональда Трампа является не военный конфликт, а оказание давления на ИРИ с целью заключения позднее новой сделки на максимально выгодных для Вашингтона условиях. Абсолютно коммерческий подход. В этом отношении Трамп является антиподом американскому президенту Теодору Рузвельту, любившему повторять: «Разговаривай вежливо, но носи с собой большую дубинку». Трамп может угрожать и ругаться, размахивая большой дубинкой, но не способен ее применить. Вероятно, в Иране с вниманием отнесутся к американскому предложению и, может быть, даже пойдут на переговоры, но при этом будут их всячески затягивать. Подписание нового соглашения не входит в планы Тегерана. Скорее всего, иранцы, не намеренные подписывать договоров с нынешней администрацией будут ждать смены хозяина в Белом доме. Что же касается самого Дональда Трампа, то он понимает, что подготовка к серьезной войне с Ираном займет несколько месяцев. Сами бомбардировки предполагаемых ядерных объектов также будут продолжаться месяцами, да еще и сопровождаться сбитыми  американскими самолетами. Между тем, на носу новый избирательный цикл, а вести затяжную войну в преддверии выборов опасно.

52.24MB | MySQL:103 | 0,600sec