Ирак: об очередном обострении финансовых взаимоотношений между Багдадом и Эрбилем

22 мая Министерство нефти Ирака распространило заявление, согласно которому, за прошедшие полгода, Иракский Курдистан не предоставил ему «ни одного барреля нефти». В то же время, продажи нефти из региона оцениваются в не менее чем 400 тысяч баррелей в сутки.  В федеральном парламенте достаточно резко отреагировали на происходящее, так депутат от оппозиции, Хазем аль-Халиди потребовал от правительства курдской автономии перечислить в центральный бюджет 5 млрд долларов США в рамках бюджетных обязательств, определенных конституцией страны.

Подробности очередного внутреннего иракского нефтяного взаимно расчетного кризиса привел пресс-секретарь ведомства, Асам Джихад. Проект федерального бюджета на 2019 год предусматривает предоставление Эрбилем 250 тысяч баррелей нефти в сутки, а в случае превышения согласованных параметров добычи, и части дополнительных излишков в распоряжение федерального центра. И вот, по прошествии шести месяцев, ни одного барреля в федеральное распоряжение так и не поступило. Между тем, Министерство нефти Ирака считает, что ежесуточная добыча нефти в Иракском Курдистане составляет не менее 600 – 700 тысяч баррелей нефти, из которых на экспорт отправляется свыше 400 тысяч баррелей.

«Регион не выполняет своих обязательств и не перечисляет в бюджет часть выручки от прошлых продаж», — пояснил А.Джихад, добавив, что министр финансов Ирака в настоящее время не находит возможным приостановить перечисление в Эрбиль зарплатных сумм бюджетникам, полагая, «что решение лежит в политической плоскости».

Финансовый комитет федерального парламента рассматривает сложившуюся ситуацию и намерен «как оказать давление на премьер-министра Ирака, так и еще раз обсудить создавшийся кризис с представителями региона». Тем более, что речь идет об окончательном утверждении бюджета страны, что без решения этих вопросов не представляется возможным осуществить. Для объяснений в комитет вызваны министр финансов, Фуад Хусейн и директор государственного нефтяного трейдера, компании SOMO. Согласно заявлению члена комитета, Самира Забьяна, речь пойдет, главным образом, о том, что регион ежесуточно реализует часть нефти, те самые 250 тысяч баррелей, самостоятельно, не перечисляя выручку за них федеральному правительству.

Депутат от фракции «Национальный курс», Хазем аль-Халиди выступая в среду, 22 мая на парламентском пресс-часе, потребовал от федеральных и региональных властей «придерживаться положений Конституции Ирака, принципов общественного устройства, которые определяют распределение выручки от продаж природных богатств среди граждан страны, согласно их доли в численности населения».

«Бюджет 2019 предписывает Иракскому Курдистану выделять нефтяной компании SOMO 250 тысяч баррелей нефти в сутки, — рассуждает депутат. И это при том, что данная цифра могла бы быть и больше, ведь в регионе добывается не менее 600 тысяч баррелей. Это означает, и, кстати, оппозиционные фракции голосовали против такой редакции бюджета, что остается значительный объем средств, выпадающих из справедливого распределения между всеми иракцами, создается законное обоснование для злоупотреблений. Но даже этого не выполняется».

Кроме того, Эрбиль не перечисляет в Багдад и сбора с пограничных переходов и препятствует аудиту федеральным центром данных о пересечении товаров и грузов через участки границы, контролируемые автономией. «Таким образом, — резюмирует парламентарий, — не менее 12 млрд долларов в год остаются без распределения между всеми гражданами страны, поэтому, в соответствии с 10 статьей Федерального бюджета, Иракский Курдистан должен центру 5 млрд долларов. Джуан Ихсан, глава фракции Патриотического союза Курдистана 22 мая опроверг слухи, что «якобы уже дано указание канцелярией премьер-министра вычесть часть средств из платежей, причитающихся региону, равно как и то, что часть министров-курдов и парламентский комитет по финансам вступили в перепалку по этому вопросу». Это, по мнению политика, «преувеличение, созданное СМИ, наносящее оскорбление всем иракцам».

В самом комитете по финансам подтвердили «факт проекции давления на федеральные власти и регион в контексте секвестирования части платежей в регион, в случае, если тот продолжит прежнюю практику». К слову, это вполне по силам комитету, дело лишь в направлении соответствующего указания Министерству финансов.

Хибт аль-Халабуси, глава комитета заявил журналистам, что он «уже направил соответствующие официальные письма главе правительства А.Абдель Махди, в регион, и главам вовлеченных ведомств, с подробным разъяснением позиции комитета. В частности, там указано, что экспорт нефти из региона составляет никак не менее 480 тысяч баррелей в сутки, и, значит, речь должна идти о, никак не менее, чем 230 тысяч баррелей, являющихся федеральной долей. Подтвердил Х.аль-Халабуси и факт консультаций с курдами–федеральными министрами, часть из которых, по его словам, согласились с требованиями комитета по финансам, признав происходящее «нарушением согласованных договоренностей».

Источники в окружении иракского премьера признали, что он рассматривает возможность приостановки трансферов в регион. Вместе с тем, «продолжаются политические консультации по этому вопросу».

Что касается позиции властей Иракского Курдистана, то, по заявлению спикера регионального правительства Сфена Дизи, «те, еще год назад предлагали центру обсудить нефтяное досье, однако тот, так и не назначил дату для обсуждения». Регион не против отчислять часть экспортной выручки, или предоставлять часть добытой в нем нефти, но, «есть ряд вопросов, которые следует обсудить, перед тем, как приступить к подобным процедурам».

По мнению спикера, количество подобных вопросов «велико,  и они разнообразны, включая разночтения по процессуальным законодательным категориям между Эрбилем и Багдадом». Все это невозможно «решить за одно, или два заседания». Кроме того, в курдской автономии считают, что доля выплат, причитающаяся ему из центра, должна быть увеличена, по крайнее мере, на 350 млн динар.

Таким образом, ситуация вернулась ровно на два года назад, когда Багдаду, в конце концов, пришлось реализовать свои угрозы и заморозить переводы из центра в регион. Сейчас, похоже, Аделю Абдель Махди не останется ничего другого, как повторить опыт своего предшественника. На самом деле, элите Иракского Курдистана интереснее, чтобы сложившееся положение дел просуществовало как можно дольше: можно самостоятельно распоряжаться всей нефтью и обвинять Багдад в обострении социально-экономической обстановки, мол, «это же федеральный центр не перечисляет то, что нам должен». В условиях снижения террористической угрозы для севера Ирака пропадает и то немногое, что раньше заставляло политиков хоть как-то пытаться решить такие проблемы.

52.22MB | MySQL:103 | 0,808sec