Израильские эксперты о необходимости для Израиля стабильности режима в Иордании

Статус Иорданского Хашимитского Королевства (ИХК) не подвергался сомнению с момента его создания в 1946 году. Когда в 2011 году с началом «арабской весны» прозвучали призывы ослабить власть короля и установить конституционную монархию, король Абдалла II умело отклонил эти предложения, одновременно приняв некоторые требования, в основном,  путем изменений в избирательной системе. В последние два года вновь усилилась критика как подхода короля к фундаментальным проблемам монархии, так и личного поведения его самого и королевы Рании. Слухи и сообщения в СМИ о том, что против монарха создана подпольная организация, которая включает в себя некоторых из его близких соратников, были публично подтверждены им самим.

В начале мая этого года иорданские СМИ опубликовали письмо Абдаллы II Ахмаду Хусни, назначенному новым директором Службы общей разведки («Мухабарат аль-Амма»), которая играет ключевую роль во внутренней и внешней безопасности Иордании. Король гордится своими службами безопасности, которые, по его словам, сумели раскрыть «отчаянные попытки» против нации, что указывает на то, что ряд людей во властных кругах пользуется сложными обстоятельствами, в которых оказалась Иордания. Король говорит о трудном периоде для региона, когда монархии придется столкнуться с региональной нестабильностью и напряженной ситуацией на международной арене.

Наряду с генералом Аднаном аль-Джанади, бывшим главой Службы общей разведки, одним из наиболее влиятельных представителей силовых структур в королевстве, Абдалла II сместил ряд высокопоставленных сотрудников во дворце и в службах безопасности, обвинив их в «дестабилизации ситуации в государстве и в продвижении своих интересов в ущерб интересам королевства». Согласно официальному заявлению, перестановка связана с «жалобами на руководство системой разведки». Также в отставку были отправлены глава отдела пропаганды и несколько высокопоставленных советников. Согласно кувейтской газете «Аль-Кабас», ссылающейся на иорданские источники, несколько иорданских высокопоставленных лиц провоцировали уличные волнения, чтобы добиться отставки правительства[i].

2 мая 2019 года начальник Генштаба ВС ИКХ фельдмаршал Махмуд Фрейхат доложил королю Абдалле II, что иорданская армия, службы безопасности и все национальные учреждения не «примут диктат и угрозы» в отношении «сделки века» президента Трампа». «Это расплывчатые предложения. Их детали, цели и последствия неизвестны», – предупредил М.Фрейхат.

Это заявление было призвано донести до противников короля Абдаллы II, что армия его полностью поддерживает. М.Фрейхат предупреждает, что все те, кто мечтает разрушить королевский режим и свергнуть монарха из-за «сделки века» Д.Трампа, встретят сопротивление со стороны иорданской армии.

Катарская газета «Аль-Араб» сообщила 1 мая 2019 года, что новые назначения в королевском окружении должны были влить молодую кровь в систему и подготовить Иорданию к следующему этапу, добавив, что король вскоре назначит другого главу королевской администрации.

По мнению Йони Бен Менахема, эксперта в политических процессах в арабских странах, в свете скорого обнародования «сделки века» Д.Трампа король Абдалла II готовится к сложной ситуации, как политической, так и в плане безопасности, которая, как ожидается, неминуемо сложится на Ближнем Востоке. Все это происходит, когда Иордания все еще колеблется и не может преодолеть свои экономические трудности.

Король Иордании опасается, что конец месяца рамадан приведет к возобновлению демонстраций в стране против сложной экономической ситуации и высоких налогов. Правительству, возглавляемому Омаром Раззазом, не удалось справиться с экономическими проблемами, и королю придется искать нового козла отпущения, чтобы народная ярость не была направлена ​​против него. Палестинцы, которые недавно вернулись из Иордании на Западный берег р. Иордан, говорят, что экономическая ситуация там невыносима, рынок опустошен, и в стране всепроникающее чувство тревоги. Наличные деньги в дефиците. Они утверждают, что в воздухе витает напряженность, предвестник извержения, которое должно произойти, как только закончится месяц рамадан[ii].

ИХК сталкивается с экономическими проблемами с начала своей государственности. Они связаны с нехваткой природных ресурсов и других источников дохода, а также с необходимостью справляться с несколькими миграционными волнами, которые оказались масштабными в сравнении с численностью населения страны. При решении этих фундаментальных проблем правительство Иордании вынуждено полагаться на гранты и займы от стран-доноров и международных структур. Как отмечает Одед Эран, дипломат, бывший руководитель Института исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, такая же ситуация наблюдается и в других странах, но вызовы, с которыми сталкиваются эти режимы не приводят к региональной нестабильности и не имеют таких международных последствий[iii].

С 2011 года в Иорданию прибыло почти 1,5 млн сирийских беженцев, и существует лишь небольшая вероятность того, что сколько-нибудь значительное число этих людей сможет вернуться на свою родину. Хотя международное сообщество помогло ИХК справиться с финансовой нагрузкой, вызванной прибытием сирийских беженцев, Амман обречен на долгосрочное экономическое, правовое и политическое бремя в связи с присутствием такого значительного меньшинства (почти 15% населения), у которого отсутствует определенный статус. Кроме того, сами страны-доноры также сталкиваются со сложными политическими и экономическими реалиями, как на внутренней, так и на международной арене, и их способность впредь оказывать помощь, которая и так лишь частично удовлетворяет потребности Иордании, далеко не гарантирована.

В мае 2019 года Международный валютный фонд опубликовал подробный отчет об экономическом положении Иордании. Требование МВФ в 2016 году к Иордании реформировать налоговую систему в качестве условия для получения кредита, а также повысить цены на топливо и электроэнергию, вызвало сопротивление иорданского парламента, который отказался его принять. Король был вынужден уволить премьер-министра Хани аль-Мульки, и новое правительство во главе с Омаром Раззазом начало «национальный диалог», кульминацией которого стал декабрь 2018 года, когда парламент принял большую часть требований МВФ.

Одед Эран в выводах доклада МВФ усматривает двойственность. Отмечается, что экономический рост в 2018 году был низкий, поскольку уровень безработицы оставался на уровне 18% (более 42% среди молодежи и более 23% среди женщин). Дефицит государственного бюджета увеличился к концу 2018 года, достигнув 2,4% ВВП. В отличие от сокращения государственных расходов на здравоохранение, в докладе указывается на рост дефицита из-за снижения цен на электроэнергию, несмотря на рост цен на топливо. В результате, вклад электрической компании в дефицит ВВП составил 0,3%. Дефициты энергокомпаний и управления водными ресурсами привели к тому, что дефицит государственного сектора составил 4,3% ВВП, хотя прогноз на 2016 год, когда МВФ утвердил выделение Иордании кредита в размере 723 млн долларов на три года, заключался в том, что дефицит не превысит 1,8% ВВП.

В докладе отмечается, что кредит в размере 500 млн долларов от Всемирного банка, 2,5 млрд долларов обещанной помощи и 1,6 млрд долларов денежных средств от Кувейта, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов наряду с периодическим повышением процентных ставок Центральным банком Иордании поддержали стабильность денежной системы. Однако кредитный рейтинг Standard & Poor’s для Иордании был понижен в октябре 2017 года с BB- до B +, где он находится и по сей день.

В подзаголовке доклада «Прогноз остается подверженным значительным рискам» говорится, что, хотя ситуация в Сирии стабилизировалась, она по-прежнему остается нестабильной и подвержена неожиданным изменениям, а рост цен на нефть и сокращение международных источников кредитования может нанести ущерб валютным резервам Иордании и повысить уровень инфляции. Из положительных моментов в докладе отмечается, что рост цен на нефть может увеличить иорданский экспорт в нефтедобывающие страны, а также денежные переводы иорданских рабочих в этих странах, и строительство нефтепровода из Ирака в Акабу может также привести к положительным результатам. Любой прогноз, конечно, будет зависеть от строгого соблюдения нового закона о подоходном налоге и соблюдения целевых показателей сбора.

Хотя постановления правительства о налоговой реформе и отмене субсидий были одобрены парламентом, они продолжают провоцировать законодателей и вызывать общественные протесты в главных городах Иордании. Еженедельная демонстрация в Аммане стала постоянным явлением.

Кроме того, израильско-палестинский конфликт по-прежнему будоражит общественное мнение в Иордании и беспокоит короля Абдаллу II. Ситуация усугубляется некоторыми аспектами, которые усиливают трения между Иорданией и Израилем. Так, в последние месяцы возникла напряженность вокруг Храмовой горы в Иерусалиме из-за борьбы, с одной стороны, между исламистскими, палестинскими и иностранными элементами (среди которых Турция) за усиление контроля над территорией комплекса, и с другой стороны, Израилем, который пытается реализовать свой суверенитет над территорией. К тому же, как отмечает израильский эксперт, Иордания в одностороннем порядке расширила применение пункта мирного договора с еврейским государством от 1994 года, в котором Израилем признается особый интерес Иордании к святым для мусульман местам в Иерусалиме. В результате это стало равносильно иорданскому опекунству над святыми местами для ислама и христианства. Более того, Иордания превратила этот вопрос в средство укрепления своего международного статуса. Король также направил внутреннее недовольство режимом в публичный протест против Израиля с целью сплоченности народа вокруг короля, который защищает ключевую святыню для мусульман – Иерусалим.

Если новое израильское правительство во главе с Биньямином Нетаньяху все-таки инициирует или примет законодательные меры по аннексии Израилем и/или распространению израильских законов на районы Западного берега р. Иордан, ИХК возглавит арабский лагерь, который будет призывать международное сообщество не признавать эти меры, осудить Израиль, и даже ввести санкции, если тот не откажется от своих намерений.

По мнению эксперта  INSS, ожидаемые последствия «сделки века» президента США Дональда Трампа по урегулированию палестино-израильского конфликта лишь усугубляют картину. Королю Абдалле II, который на каждой встрече с лидерами региона и международного сообщества повторяет, что нет другого решения конфликта, кроме как создание двух государств на основе границ до Шестидневной войны 1967 года и с Восточным Иерусалимом в качестве столицы палестинского государства, трудно скрыть свое несогласие с любой другой парадигмой. В данном случае иорданский монарх явно намекает на «сделку века» США, хотя и утверждает, что администрация Д.Трампа не рассказала ему о деталях плана. Как только «сделка века» будет обнародована, никакая дипломатическая риторика иорданскому монарху уже не поможет, и он будет вынужден высказать свое несогласие с планом Д.Трампа ясным и недвусмысленным языком, чтобы заставить замолчать всех тех в Аммане, кто распространяет слухи, что щедрая американская помощь смягчит его позицию.

И так прохладные отношения между Израилем и Иорданией, в особенности между королем и премьер-министром Б.Нетаньяху, в ближайшие несколько месяцев подвергнутся серьезным испытаниям. Помимо тупика в палестино-израильском конфликте и сохраняющейся напряженности на Храмовой горе в Иерусалиме, Израилю и Иордании придется иметь дело с решением ряда сложных вопросов. Среди ни, во-первых, заявление Аммана в 2018 году об отказе продлевать срок действия одного из приложений к иордано-израильскому мирному договору. Это приложение касается территорий в районе Нахараим на севере Израиля и анклава Цофар в Араве, которые Израиль арендовал у Иордании с момента подписания договора в 1994 году, а теперь в течение года должен вернуть под иорданский контроль. Во-вторых, явные попытки Израиля аннексировать территории на Западном берегу р. Иордан. В-третьих, разногласия по поводу строительства канала для перекачки воды из Красного моря в Мертвое море для его спасения. В-четвертых, продолжающаяся в Иордании критика соглашения, предусматривающего покупку израильского газа. И наконец, в-пятых, американская «сделка века». Каждый из этих пунктов угрожает двусторонним отношениям между Израилем и Иорданией.

Израиль заинтересован в стабильности Иордании, и события на Ближнем Востоке за последнее десятилетие только усилили этот интерес. Более того, Израиль уже прилагает значительные усилия, чтобы Иордания смогла справиться с некоторыми своими проблемами. В этих условиях от руководства Израиля требуется стратегическое мышление, а от Иордании и Израиля – готовность избегать провокационных шагов, несмотря на внутреннее давление в обеих странах. Между двумя соседями необходим всесторонний диалог на высшем уровне с тем, чтобы стабилизировать и максимально развить двусторонние отношения.

[i] Король Иордании сместил главу общей разведки за дестабилизацию ситуации в государстве // NEWSRU.co.il. 03.05.2019 — http://newsru.co.il/mideast/03may2019/jordan303.html?rss

[ii] The Plot against the King of Jordan // JCPA. 07.05.2019 — http://jcpa.org/the-plot-against-the-king-of-jordan/

[iii] Concerns for Jordan’s Stability // INSS. 21.05.2019 — https://www.inss.org.il/publication/concerns-for-jordans-stability/?offset=1&posts=2185

52.25MB | MySQL:103 | 0,600sec