О первых реформенных инициативах нового правительства Ливана

Сформированное в конце января после затянувшегося внутриполитического кризиса новое коалиционное правительство Ливана во главе с Саадом Харири после некоторой раскачки приступает к реализации назревших, но болезненных реформ, которые могут позволить Ливану улучшить экономические позиции и обеспечить приток инвестиций.

Ослабленная под наплывом сирийских беженцев (их число по данным ООН составляет 1.5 млн человек на начало 2019 года), ливанская экономика нуждается в масштабных донорских ресурсах и инвестициях. По итогам 2018 года государственный долг Ливана вырос до 155% ВВП страны, а безработица достигла 36%. Социальная напряженность в стране повысилась до максимального градуса: массовые акции протеста с января текущего года имею тенденцию к росту, причем в их основе в основном социально-экономические, а не политические требования. Население остро реагирует на различного рода сбои в социальной системе, считая причиной слабость экономического курса правительства и наплыв сирийских мигрантов, увеличивших нагрузку на социальную инфраструктуру и федеральный бюджет. Последним «триггером» стала ситуация, связанная с «мусорным кризисом» в ливанской столице ввиду возникшего коллапса в работе системы по сбору отходов в городской инфраструктуре.

Главной панацеей от сложившегося кризиса новое ливанское правительство считает пакет добровольных взносов, льготных кредитов и грантов на общую сумму 11 млрд долларов США, который был озвучен донорами в качестве обязательства на международной конференции по Ливану в Париже в начале 2018 года. C тех пор с началом внутриполитического кризиса пакет заморожен и для его использования правительство С.Харири должно реализовать обещанные структурные реформы в финансовой и экономической системе Ливана. Два основных обязательства,  которые взяло на себя ливанское правительство на конференции — сокращение бюджетного дефицита и борьба с коррупцией, в русле требований международных финансовых институтов.

Главным препятствием на пути реформ является несбалансированный состав нового правительства, в котором представлены противоборствующие политические силы (шиитская «Хизбалла», прозападная христианская община и пр.). От того, насколько эффективно заработает система сдержек и противовесов в новом составе правительства, будет зависеть скорость продвижения реформенных инициатив. А они сегодня назрели и в этом не возникает сомнений. Тем не менее, продвигаются реформы не так быстро, как хотелось бы. Важнейший вопрос повестки — согласование проекта бюджета на текущий 2019 год продвигался с существенными отклонениями от графика и его удалось внести на рассмотрение парламента только спустя много месяцев с начала правительственных дебатов. В мае согласованный проект бюджета был наконец доведен до парламента — но и здесь он может встретить предсказуемое сопротивление со стороны законодателей.

Представленный проект закладывает амбициозную задачу сокращения бюджетного дефицита с нынешних 11.4% до 7.6% от ВВП. При этом министр финансов в своем недавнем заявлении подчеркнул, что и эта цифра не является окончательной и есть потенциал для дальнейшего снижения бюджетного дефицита. Для этого необходимы масштабные инвестиционные проекты по оживлению экономики. Пока же правительство намеревается идти по пути сокращения государственных расходов (более 800 млн долларов будет урезано только в этом году) для стабилизации финансовой ситуации.

Одним из вероятных шагов аналитики рассматривали жесткий пакет мер по сокращению заработной платы в госсекторе и банковской сфере. Тем не менее, опасаясь набирающего обороты социального протеста,  правительство дало задний ход и не пошло на эти непопулярные меры.

Несмотря на то, что новый бюджет не предусматривает прямого сокращения зарплаты госслужащих, целый ряд параметров в системе вознаграждения в этом секторе будут тем не менее пересмотрены. Общие государственные расходы в 2019 году превысят ожидаемые доходы (23 трлн ливанских фунтов против 19 трлн). При этом в расходной части не учтены также затраты на содержание государственной корпорации по производству электроэнергии (составляют еще дополнительно 2.5 трлн фунтов в год).

Еще одной важнейшей мерой должны стать шаги по постепенному погашению огромного государственного долга Ливана. В ближайшие годы данный показатель продолжит расти:  к 2023 году увеличится до 180% от ВВП. По этому показателю, по данным Международного валютного фонда, Ливан уступает лишь Японии. Среди других мер принципиального характера стоит отметить разработку нового таможенного закона, который призван улучшить налоговый климат.

Для сокращения госдолга правительство в качестве одной из мер предлагает реформировать налоговую систему. В частности, налоги с процентов банковских депозитов будут повышены с нынешних 7% до 10%. Это может ударить по пенсионерам Ливана, для которых процентные поступления с депозитов являются чуть ли не главным источником дохода.

Многие аналитики и обозреватели задаются вопросом: каковы перспективы бюджетного законопроекта в ливанском парламенте. Судя по медийным сообщениям, накал напряженности в обществе высок и критическая масса скептиков в отношении предложения правительства С.Харири по бюджету на 2019 год нарастает. В частности, в обществе обеспокоены пакетом мер по сокращению бюджетных расходов, который угрожает как госаппарату, так и армейской номенклатуре и сотрудникам Центрального банка Ливана. Напрямую, их обеспечение сокращено не будет, но будут урезаны привилегии. Также реформа коснется пенсионеров из госсектора и армии, довольствие которые будет урезано в реальных измерениях (законопроектом предусмотрено сокращение их пенсий на 3%). Таким образом, именно пенсионеры могут возглавить социальный протест и политизировать бюджетную дискуссию в парламенте. Правительство будет стремится всячески избежать такой политизации, упирая на необходимость скорейших реформенных преобразований, от успеха которых напрямую зависит поток инвестиций и льготных кредитов от доноров. Ожидается, что в парламенте законопроект будет одобрен в течение июня – сначала ему предстоит пройти согласование в профильном финансовом комитете и затем вынесение на пленарную сессию. Таким образом, на парламентский корпус Ливана ложится большая политическая ответственность не только за реализацию важных экономический реформ, но и за регулирование политических и социальных процессов в стране. Им предстоит найти оптимальный баланс между предлагаемыми болезненными реформенными мерами, гарантирующими устойчивый экономический рост и инвестиции, и растущей угрозой социального взрыва.

52.26MB | MySQL:103 | 0,491sec