Перспективы отношений Израиля и Австрии в переходный период между выборами

3 июня состоялась церемония приведения к присяге т.н. переходного правительства Австрии, формирование которого потребовалось после того, как канцлер С.Курц разорвал коалиционное соглашение с Австрийской партией свободы, а парламент страны вынес вотум недоверия правительству. В сентябре текущего года должны состояться досрочные выборы, а до этого обязанности федерального канцлера возложены на Б.Бирляйн. На посту главы внешнеполитического ведомства К.Кнайсель, беспартийную, но выдвинутую Австрийской партией свободы, сменил А.Шаленберг.

Политическая нестабильность в Австрии оказалась важна для Израиля по нескольким причинам. Во-первых, появилась версия об «израильском следе» в роспуске кабинета министров, с частью представителей которого израильские власти отказывались общаться, включая ту самую К.Кнайсль. В частности, экс-руководитель Федеральной разведывательной службы Германии (БНД) Р.Адам в мае опубликовал статью в берлинском политическом журнале Cicero. В ней автор предположил, что организовать съемку, приведшую к отставке правительства, могли только профессиональные разведывательные службы. При этом, несмотря на то, что время появления записи эксперт объясняет именно соображениями выборов в Европарламент, где ожидался триумф правых, под силу и действительно выгодно это было только Израилю, который таким нестандартным способом якобы борется за спокойствие и безопасность европейских еврейских общин.

Примечательно в данном случае то, что информационная атака была организована против Австрийской партии свободы, об открытом неприятии которой Иерусалим заявлял неоднократно. При этом такой шаг, если и дальше углубляться в оценку этой версии, выглядит слишком очевидным для израильских спецслужб, поскольку уж очень явно может  указывать на их причастность. Сам Р.Адам склонен считать, что поводом послужили ультраправые взгляды политических деятелей, фигурирующих в видеозаписи. В частности, говоря о Й.Гуденусе, автор отмечает его контакты с европейскими ультраправыми, среди которых Немецкий народный союз (DVU).

Впрочем, сложно говорить и о том, что действительные мотивы для подобного шага имелись у Израиля. Несмотря на критику Австрийской партии свободы, в лице С.Курца Иерусалим получил одного из важнейших союзников в ЕС. Более того, именно при активном вмешательстве Вены главы МИД стран-членов Евросоюза в декабре прошлого года приняли декларацию по борьбе с антисемитизмом. Важно также отметить, что, как утверждает, к примеру, обозреватель Jerusalem Post Х.Кейнон таким образом Израиль лишился партнера, выполняющего особую роль. Суть ее заключается в том, что Австрия была проводником израильских интересов по многим пунктам, однако не входила в число правительств т.н. «правых популистов», таких как венгерский В.Орбан. Последний отличается в рядах ЕС тем, что наиболее охотно и резко противостоит антиизраильскому курсу Брюсселя, но серьезно критикуется за свои политические взгляды.

С другой стороны,  нельзя не учитывать, что в последнее время публиковались сообщения о неком потеплении между Иерусалимом и Австрийской партией свободы, свидетельством этого было видео с февральской конференции по Ближнему Востоку в Варшаве, где Б.Нетаньяху якобы вскользь пообщался с К.Кнайсль. Таким образом, нет точных оснований полагать, что затеяв такую игру, Израиль гарантированно бы серьезно выиграл от политических перестановок в Вене, особенно учитывая, что новых досрочных выборов у себя страна явно не планировала.

Теперь Израилю предстоит иметь дело с правительством переходного периода, называемом также «правительством экспертов», т.к. в него в большинстве своем вошли политические фигуры, ранее отличившиеся в своих областях. Впрочем, в том, что касается ближневосточной проблематики, это не совсем так. А. Шаленберг раньше специализировался на европейском направлении австрийской внешней политики,  следовательно, и на новой должности, вероятнее всего, сделает акцент именно на ней. При таком раскладе от Вены можно будет ожидать большей солидаризации с Брюсселем, что для Израиля не совсем благоприятно. Вместе с тем нивелировать негативные последствия от развития событий по такому сценарию может ситуация в самом ЕС после выборов, где правые партии пусть и не одержали сокрушительной победы, но проявили себя вполне не плохо, что дает им основание распространять свой евроскептицизм и взгляды на миграционную политику.

Более того, сам Израиль также до сентября будет существовать в рамках аналогичного переходного периода, который не дает должным образом сосредоточиться на внешнеполитической деятельности. Это понимают и в Вашингтоне, где предположительно готовится новая отсрочка опубликования «сделки века». В таком случае, если Белый Дом примет решение и дальше ждать более удобного времени для обнародования своей инициативы палестино-израильского урегулирования, отпадет и одна основных угроз, которые Иерусалим связывает с Брюсселем, а именно то, что Евросоюз будет блокировать сделку, поддерживая тем самым палестинцев.

Наконец, отдельно следует сказать о публикациях, появившихся в связи с рассмотренными событиями в ФРГ, а особенно той, что вышла в Cicero. Она, подводя к тому, что отставка австрийского правительства выгодна Израилю, в большей степени говорит об актуальности проблемы для Германии. Именно там, как показали недавние евровыборы, методом борьбы с ультраправыми настроениями стала «антиреклама», которая использовалась для того, чтобы снизить шансы на успех для партии «Альтернатива для Германии». Аналогичным способом, судя по всему, планировалось воздействовать и на электорат в более широких рамках Евросоюза, используя ставший уже узнаваемым лозунг об опасности ультраправых для европейских еврейских общин. Не случайно, упоминая о связях с европейскими ультраправыми, автор публикации привод в пример именно DVU. Впрочем, с конца 1990-х эта партия свое влияние неуклонно теряла, и начиная с 2011 г. перестала действовать самостоятельно, войдя в альянс с Национал-демократической партией Германии. При этом противников у последней, как показала демонстрация в саксонском Хемнице в минувшую субботу, примерно в пять раз больше чем сторонников.

В целом же, пока будущее израильско-австрийских отношений выглядит неоднозначным. В случае если С.Курц после выборов восстановит или, как он сам планирует, укрепит свои позиции, Израиль получит гораздо более удобное для развития двусторонней активности правительство в Вене. Вместе с тем на указанный переходный период может прийтись определенный спад на двустороннем треке, поскольку значительная часть сотрудничества с Иерусалимом осуществлялась и подталкивалась именно федеральным канцлером.

52.19MB | MySQL:103 | 0,443sec