Оценки китайских специалистов проекта перспективного ракетного фрегата проекта TF-2000 ВМС Турецкой Республики

Как сообщают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное вооружение», специалисты Подсекретариата оборонной промышленности Министерства национальной обороны Турецкой Республики в сотрудничестве с кораблестроителями из г.Тузла окончательно согласовали внешний вид перспективного ракетного фрегата, который разработан в рамках программы «Турецкий боевой корабль XXI века – также известна под условным обозначением TF-2000. Представляется возможным указать основных тактико-технические характеристики  данного корабля: длина 166 м, ширина 21,5 м, осадка 4,96 м, полное водоизмещение 7000 тонн.

Известно, что в качестве силовой установки турецкие кораблестроители будут использовать два дизельных двигателя (для обеспечения экономической скорости) и две газотурбинных установки (для выхода на максимальную скорость). Подобная силовая установка смешанного состава будет передавать крутящий момент на две валолинии с винтами переменного шага и обеспечит кораблю максимальную скорость 28 узлов, тогда как экономическая скорость составляет 18 узлов. К настоящему моменту автономность плавания и дальность плавания указать не представляется возможным по причине секретности информации. По оценкам обозревателей китайских военно-технических изданий, строительство серии из четырех кораблей потребует затрат в объеме 7 млрд долл. США.

Официальные представители МО ТР и оборонно-промышленного комплекса сообщают, что строительство фрегатов проекта TF-2000 будет начато в 2020 г., а первый корабль будет передан флоту уже в 2023 г. Китайские специалисты считают подобные временные оценки излишне оптимистичными и полагают, что первый корабль серии будет включен в боевой состав флота не ранее 2027 г. Кроме того, в процессе строительства кораблей может вырасти их конечная стоимость. Единственный способ снижения себестоимости каждого построенного фрегата – увеличение количества кораблей в серии.

Известно, что проектирование данного корабля было начато около трех  лет назад и турецкие кораблестроители достаточно активно сотрудничали с британскими специалистами из компании BAE Systems (разрабатывали единую интегрированную антенную мачту) и американской Lockheed Martin.

 Участие британской компании BAE Systems

Анализ открытых публикаций показывает, что первоначально специалисты британской BAE Systems  просто адаптировали единую интегрированную мачту от фрегата «проекта 45» для нового турецкого корабля. Однако, после расчета остойчивости корабля им пришлось изменить схему размещения антенн радиолокационных станций с активными фазированными решетками, часть из которых была спущена ниже ходового мостика, что положительно повлияло на остойчивость (проверено на макетах в тестовом бассейне). Половина РЛС будет размещена выше ходового мостика, что позволит избежать проблем при электромагнитном сопряжении элементов корабля.

 Состав радиолокационного комплекса корабля

К настоящему моменту представляется возможным указать, что на высшей точке мачты будет расположена система распознавания «свой-чужой» (англ. аббревиатура IFF), позволяющая определить принадлежность надводного объекта (корабля или самолета) на дальности до 450 км. Данная система полностью отвечает требования стандарта ВС НАТО STANAG 4193.

На уровень ниже будут размещены антенны РЛС с активными  фазированными решетками (АФАР, Х-диапазон) предназначенной для поиска, классификации и сопровождения воздушных и надводных целей на дальности до 150 км. Максимальное количество одновременно сопровождаемых целей составляет 1000. Станция под условным обозначением CFR предназначена для «объемного» или «горизонтного» поиска целей.

Ниже ходового мостика в палубной надстройке будут размещены антенны РЛС типа AYR (также Х-диапазон), обеспечивающей подсветку воздушных целей для зенитных управляемых ракет. Дальность действия составляет 150 км.

Практически у самой палубы будут установлены излучатели-приемники РЛС дальнего действия UMR, которая будет обеспечивать обнаружение, классификацию и сопровождение воздушных (аэродинамических и баллистических целей) на дальности до 450 км. Максимальное количество объектов подлежащих одновременному сопровождению составляет 2000 ед. Кроме того, обнаружение воздушных и надводных целей обеспечат оптико-электронные и лазерные системы.

По данным китайских источников, турецкие конструкторы присвоили данному комплексу РЛС с АФАР условное обозначение CAFRAD и к настоящему моменту выполнили полный комплекс морских испытаний станции благодаря размещению опытного образца на вертолетной палубе фрегата с бортовым номером F-497 (проект «Габья»).

 Участие компании Lockheed Martin

Официальная Анкара рассчитывала, что инженеры американской компании Lockheed Martin интегрируют не только универсальную вертикальную пусковую установку  Мк.41, но и полностью адаптируют ракетное вооружение, которое может быть размещено в данной ВПУ – противоракеты типа «Стандарт» (а именно SM2 Block4) и зенитные управляемые ракеты Evolved Sea Sparrow Missile. Подобное решение позволило бы создать два полноценных рубежа противовоздушной обороны, как для самого фрегата, так и для других надводных кораблей, которые он будет сопровождать/прикрывать в процессе выполнения боевой задачи.

Следует отметить, что после серьезного охлаждения в американо-турецких отношений компания Lockheed Martin была исключена из программы разработки ракетного фрегата проекта TF-2000 и ее доля подряда была распределена между турецкими компаниями.

Боевая информационно-управляющая система

Данные от рассмотренных выше средств наблюдения за воздушной и надводной обстановкой будет обрабатывать новейшая версия боевой информационно-управляющей системы  (БИУС) GENESIS ADVENT, которую разработали конструкторы известной турецкой компании Havelsan. Известно, что кроме сопровождения воздушной и надводной обстановки данная БИУС позволяет выполнять задачи по противолодочной обороны.  Известно, что обнаружение подводных целей будет возложено на буксируемую многорежимную активно-пассивную гидроакустическую станцию типа LFAS (пр-во компании ASELSAN, Турция).

Средства борьбы с подводной угрозой

Оптимальная скорость для поиска множественных подводных целей может варьироваться от 5 до 15 узлов в зависимости от волнения моря и гидрологии заданного района. Известно, что для борьбы с подводными лодками вероятного противника корабль будет оснащен двумя наборами аппаратов для тяжелых торпед типа AKYA (пр-во компании ROKETSAN) и двумя комплектами систем противоторпедной защиты под обозначением HIZIR.

В отношении торпед AKYA известно, что турецкие специалисты  Центрального Командования военно-морских исследований Турции, компаний TUBITAK SAGE и ROKETSAN достаточно активно взаимодействуют с южнокорейской компанией LiG Nex1 (является единственным поставщиком торпедного вооружения для ВМС РК), которые помогают в разработке системы наведения и управления торпеды.

Вероятно, длина торпеды AKYA составит 6 м, масса около 1100 кг из которых 370 кг приходятся на боевую часть. Максимальная дальность пуска должна составить 50 км, а эффективная должна быть не менее 30 км.

Противокорабельное вооружение

Для борьбы с надводными целями корабль будет оснащен артиллерийской установкой с орудием калибра 127 мм, 8 или 16 наклонными ПУ для противокорабельных ракет ATMACA (разработка компании ROKETSAN) – обладают максимальной дальностью пуска 200 км.  Кроме того, корабль может быть укомплектован КР типа SOM VL (пр-во компании TUBITAK SAGE) – предназначены для нанесения ударов по сухопутным целям. Следует отметить, что турецкие компании также должны поставить для нового фрегата два типа зенитных управляемых ракет (будут распределены в двух ВПУ по 32 ячейки в носовой и средней частях корабля) и установки зенитной артиллерии – будут размещены перед палубной надстройкой и над вертолетным ангаром. По данным китайских источников, авиационная группа фрегата будет состоять из двух вертолетов типа S-70B2 Sea Hawk.

 Заключение

Китайские специалисты отмечают, что подобные корабли с универсальным зенитным ракетным вооружением необходимы ВМС ТР с учетом концепции высшего военно-политического руководства, согласно которой планируется создать полноценный авианосный флот, способный выполнять задачи в дальней морской зоне. Очевидно, что ракетный фрегат проекта TF-2000 будет выступать в роли «телохранителя» универсального десантного корабля проекта «Анатолия», который находится в финальной стадии достройки в сухом доке.

51.47MB | MySQL:101 | 0,385sec