Переломный момент в развитии внутрисуданского политического кризиса

Число погибших в результате штурма полицией центрального лагеря демонстрантов в столице Судана Хартуме возросло до 60. Об этом во вторник 4 июня сообщил телеканал Си-эн-эн со ссылкой на Комитет медиков, выступающий на стороне суданской оппозиции. По данным телеканала, более 300 человек получили ранения, состояние многих из них оценивается как критическое. Ранее сообщалось о 35 погибших и нескольких десятках пострадавших. Отмечается, что во вторник ситуация в Хартуме несколько стабилизировалась в связи с празднованием мусульманского праздника Ид аль-Фитр, знаменующего окончание поста во время священного месяца рамадан. 3 июня полиция и спецназ Судана силой зачистили площадь перед штаб-квартирой главного командования вооруженных сил в Хартуме, демонтировав появившийся там два месяца назад палаточный лагерь. Для разгона демонстрантов силовики использовали палки и дубинки, свидетельствуют кадры видеохроники. По словам очевидцев, активно применялись слезоточивый газ и огнестрельное оружие. 11 апреля после многомесячных акций протеста на фоне тяжелейшей экономической ситуации в стране армия отстранила от власти правившего 30 лет в Судане Омара аль-Башира и взяла управление государством в свои руки, создав временный Военный совет, распустив парламент и приостановив действие конституции. Оппозиционные силы призвали к скорейшему формированию гражданского правительства и начали забастовку против Военного совета. Разгон сидячей демонстрации и снос палаточного лагеря ознаменовал собой переломный момент нынешнего этапа суданского кризиса. Он характеризуется несколькими моментами, из которых следует, пожалуй, выделить следующие.

  1. Военное руководство консолидировалось на фоне растущих требований власти со стороны внутренней оппозиции, что произошло не без участия ОАЭ, АРЕ и КСА, которые выразили хунте безусловную поддержку в ее действиях по централизации власти. Такая поддержка включает в себя финансовые транши для поддержки курса национальной валюты (если брать по большому счету, то именно девальвация фунта вызвала подорожание муки и стимулировало первоначально чисто экономические протесты) и дипломатическое прикрытие. В обмен Хартум взял на себя обязательства по сохранению своих обязательств в рамках участия в составе сил аравийской коалиции в Йемене, и если еще более глобально, то в разрыве практически отношений с двумя основными региональными соперниками КСА и ОАЭ в лице Катара и Турции. В результате позиции армии и Сил быстрого реагирования (SRF), командование которого до некоторого времени старалось позиционировать себя в качестве некой наднациональной стабилизирующей силы, стали однополярны: разгон демонстраций сейчас с большим количеством жертв осуществляют сейчас именно отряды SRF. Эти факторы объясняют решительность властей по сносу палаточного городка протестующих у здания штаба армии, что знаменует собой окончание этапа нерешительности и попыток начала полномасштабного диалога с оппозицией в отношении планов по проведению в стране немедленных всеобщих выборов с безусловным дистанцированием военных от власти.
  2. Раскол в оппозиции: ряд структурных политических партий пошли на сепаратный диалог с хунтой на предмет своего участия в правительстве и новом консультативном органе страны — Суверенном совете. Таким образом, сейчас на фланге продолжения протестов на остаются «Силы за свободу и перемены» (ССП), движущей силой которых являются профсоюзы, коммунисты и ряд малозначительных объединений. Серьезные силы в лице махдистов, юнианистов и СНОД-Север пока заняли выжидательную позицию с точки зрения своего дистанцирования от нынешних протестных акций до тех пор, пока им не удаться договориться с военными о своем представительстве в новом правительстве и Суверенном совете. Эти переговоры идут с переменным успехом, но сам факт того, что хунта объявила о намерении формирования переходного правительства технократов свидетельствует о том, что стороны близки к компромиссу. Глава переходного Военного совета Судана (ВС) Абдель Фаттах аль-Бурхан заявил во вторник 4 июня, что сформирует временное правительство для организации всеобщих выборов в стране в течение девяти месяцев. Об этом он сообщил в телевизионном обращении к нации. «В течение девяти месяцев мы сформируем временное правительство для организации [всеобщих] выборов», — приводит его слова телеканал «Скай ньюс — Арабия». Кроме того, А.Ф.аль-Бурхан пообещал провести расследование гибели людей, произошедшее в понедельник, при нападении полиции на лагерь демонстрантов в Хартуме, в результате чего, по последним данным, погибли 60 человек. В своем выступлении в первые часы утра вторника А.Ф.аль-Бурхан обвинил оппозиционные «Силы за свободу и перемены» (ССП) в том, что они несут ответственность за продление переговоров о передаче власти и пытаются исключить из этого процесса другие политические и военные силы, прежде чем «клонировать другой тоталитарный режим». Он также объявил об отмене соглашений, достигнутых с ССП в отношении переходного правительства и парламента, до объявления об организации всеобщих выборов в течение девяти месяцев. «Всеобщие выборы состоятся не позднее, чем через семь месяцев», — сказал он, отметив, что они должны проводиться и контролироваться региональными и международными наблюдателями. Оппозиция  уже объявила о приостановке переговоров с Военным советом и призвала к всеобщей забастовке с целью свержения хунты. В этой связи отметим, что во время бурных переговоров с ССП Военный совет сначала отказалась признать революционную легитимность этих оппозиционных групп, заявив, что они включают в  себя политические силы, которые были ранее частью политической системы О.аль-Башира. После этого из числа членов ВС было уволено несколько исламистски настроенных генералов, которым было поручено ранее вести политические переговоры с оппозицией с одновременным ограничением числа участников такого диалога с оппозиционными группами. При этом часть таких оппозиционных групп также была обвинены хунтой в связях с режимом О.аль-Башира. Совсем недавно стороны приостановили переговоры, поскольку не смогли достичь договоренности по квотам представительства в Суверенном совете. Военная хунта заявила, что настаивает на том, что большинство мест в этом совете должно быть отведено их представителям, а сам этот орган должен возглавлять военный офицер, что было отвергнуто частью оппозиции.  Это сейчас основной камень преткновения между военными и этой частью оппозиции. В этой связи многое сейчас будет зависеть от успеха или нет  попыток военных расколоть блок оппозиционеров, но суть происходящего в принципе ясна.  Хунта пытается сохранить в принципе прежнее положение вещей, но при новой идеологической начинке (будет произведено формальное дистанцирование от идеологии «Братьев-мусульман»: те же АРЕ и ОАЭ настаивают на резком отказе от нее, но это сложно сделать с учетом того, что эта идеология имеет глубокие корни в суданском обществе) и формальной демократизации общества. Рискнем предположить, что она по своим масштабам вряд ли превзойдет прежнюю систему, которая, кстати, по арабским лекалам, была довольно продвинутой. Но главное в другом — сохранения контроля военных над основными финансовыми потоками в стране, начиная от нефти и добычи полезных ископаемых и заканчивая контролем над каналами контрабанды. Вот собственно об этом и идет речь в противостоянии между военными и оппозицией.

Еще один момент, который будет определять устойчивость предложенной хунтой схемой политической архитектуры  Судана, —  это формирование позиции к ней со стороны основных международных игроков.  И здесь не все ясно и линейно. Высокопоставленные должностные лица США осудили нападение на суданских протестующих и призвали военную хунту ускорить передачу власти гражданской администрации. Джон Болтон, помощник президента по вопросам национальной безопасности, и Тибор Надь, помощник секретаря Бюро по африканским делам Государственного департамента США, опубликовали отдельные твиты, чтобы осудить недавнее нападение на участников сидячей забастовки. «Неспровоцированное насилие сил безопасности Судана против мирных демонстрантов в Хартуме вызывает отвращение», — сказал Болтон. «ВС должен уважать право на мирную демонстрацию и ускорить переход к гражданскому правительству, которого суданский народ по праву требует», -подчеркнул он далее. Со своей стороны, Надь уже прямо указал на роль SRF в последнем инциденте, заявив, что нападение на сидящих «было жестоким и скоординированным нападением, возглавляемым именно этим формированиям, которое отражает некоторые из худших преступлений режима Башира». «Мы призываем военные власти Судана обуздать эти жестокие силы и защитить народ Судана», — сказал он. Кроме того, он добавил, что это нападение только подчеркивает необходимость немедленного соглашения с «Силами за свободу и перемены» (ССП) о переходе власти к временному правительству, возглавляемому гражданским лицом. «Поспешных выборов или перехода к технократическому правительству, не включающему основную оппозиционную коалицию, будет недостаточно. Мы поддерживаем мирных протестующих в Судане. Путь к стабильности, восстановлению и партнерству с США лежит через гражданское правительство», — подчеркнул он. В самом Хартуме действующий временный поверенный в делах США Стивен Кутсис, который несколько раз посещал место проведения акций протеста, заявил в кратком заявлении, что нападение «на протестующих и других гражданских лиц является неправильным и должно прекратиться. Ответственность за это полностью возлагается на ВС». Эта уже официальная позиция Вашингтона была поддержана и т.н. «тройка-ой».  США, Великобритания и Норвегия выразили серьезную обеспокоенность в связи с заявлением главы Военного совета Судана Абдель Фаттаха аль-Бурхана о создании переходного правительства до проведения выборов в республике. Об этом говорится в распространенном во вторник 5 июня Госдепартаментом совместном заявлении трех стран. «Тройка выражает серьезную обеспокоенность по поводу заявления Военного совета Судана о том, что он прекратит переговоры с [оппозиционным альянсом] «За свободу и перемены», откажется от всех предыдущих соглашений с ним о формировании переходного правительства и проведет выборы в течение девяти месяцев. Народ Судана заслуживает организованного перехода во главе с гражданским населением, что может создать условия для свободных и справедливых выборов, а не поспешных выборов, навязанных силами безопасности Военного совета»», — говорится в заявлении. И такая позиция коллективного Запада (а расценивать ее надо именно так) будет, скорее всего, поддержана в какой-то части и Африканским союзом (АС). Тот же Тибор Надь во вторник 4 июня заявил, что обсудил с главой Комиссии Африканского союза  (АС) Мусой Факи необходимость привлечения суданских сторон к возобновлению переговоров о передаче власти. «Я говорил с председателем Комиссии Африканского союза Мусой Факи сегодня о необходимости возобновления диалога в Судане между ВС и СПП», — сказал Надь. Далее он заявил о своей поддержке роли АС в прекращении продолжающегося кризиса в Судане и предотвращении дальнейшей нестабильности в восточноафриканском государстве, которая может привести к региональным беспорядкам. Американский дипломат далее сказал, что он говорил с высшим должностным лицом АС о «координации следующих шагов в требовании резолюции, которая соответствует коммюнике Совета Мира и безопасности Африканского союза от 30 апреля».

В этой связи возникает вопрос: сможет ли хунта даже при поддержке ОАЭ и КСА ь коллективной международной обструкции, которая сейчас начинает отчетливо оформляться? В этой связи эксперты  говорят, что объявленные решения ВС трудно будет осуществить на практике, поскольку это означает усиление  регионального и международного давления и введение новых санкций, поскольку администрация США и Европейский Союз именно в этом ключе сейчас активно нажимают на АС, вынуждая его занять более жесткую позицию во время своего заседания 30 июня. По ряду данных, Совет Мира и безопасности Африканского союза может рекомендовать Совету Безопасности ООН адресные санкции против суданской военной хунты. В понедельник 3 июня Факи решительно осудил кровавое нападение на район сидячей забастовки ополченцев сил оперативной поддержки (РСБ). «Председатель хотел бы напомнить о коммюнике Совета Мира и Безопасности Африканского Союза (АС) от 30 апреля 2019 года по Судану, в котором содержится требование ко всем суданским заинтересованным сторонам безотлагательно вернуться к переговорам, с тем чтобы прийти к всеобъемлющему соглашению, которое прокладывает путь для переходного органа, возглавляемого гражданским лицом». -подчеркнул он в своем отдельном заявлении. Кроме того, он призвал всех международных партнеров активизировать общие усилия, направленные на немедленное прекращение насилия и скорейшее возобновление переговоров о политическом урегулировании. На этом фоне 4 июня Лондон и Берлин запросили проведение заседания Совета Безопасности (СБ) ООН по поводу событий в Хартуме, где при нападении полиции на лагерь демонстрантов погибли более 30 человек. Об этом сообщило в понедельник 3 июня агентство Франс Пресс (АФП) со ссылкой на дипломатов. Но оно до сих пор не состоялось. Как представляется, в большей степени из-за затягивания решения об этом со стороны Москвы и Пекина. В этой связи отметим, что позиция Москвы акцентируется сейчас более артикулировано, нежели чем Пекина.

В Москве высоко оценили заявление главы Военного совета Судана Абдель Фаттаха аль-Бурхана о создании переходного правительства до проведения выборов в республике. Об этом говорится в распространенном во вторник 4 июня комментарии российского внешнеполитического ведомства. «Внимательно следим за развитием ситуации в Судане. Приветствуем заявление главы переходного Военного совета аль-Бурхана о создании технократического правительства для управления страной в течение переходного периода и проведении через девять месяцев в Судане всеобщих выборов, — отметили в министерстве. — Исходим из того, что эти шаги формируют необходимые условия для надежной стабилизации обстановки». На Смоленской площади также вновь обратились с призывом ко всем суданским силам «проявить предельную ответственность и разрешать внутриполитические конфликты в стране мирными демократическими средствами на основе широкого национального диалога». «При этом считаем урегулирование внутренних проблем в Судане делом исключительно самих суданцев. Внешнее давление, ультиматумы, тем более вмешательство — неприемлемы, чреваты обострением конфронтации», — резюмировали в дипведомстве. В этой связи отметим, что такое заявление прозвучало как неприкрытый сигнал Западу в отношении того, что безусловно обвинительные резолюции в отношении Судана в СБ ООН не пройдут. От себя рискнем предположить, что и в АС конечные решения не будут носить излишне жесткий характер. В чем причина такой позиции Москвы? Это безусловно желание снова продемонстрировать свою особую позицию в отличие от позиции Запада по конкретному досье в Африке. Но есть и вполне приземленные резоны. Это прежде всего тот момент, что российские коммерческие структуры при силовой поддержке ЧВК «Вагнер» именно через Судан осуществляют свой вход в эту часть континента, и прежде всего в ЦАР. А уже через нее в иные страны региона, и в то же ДРК. Цель такой заинтересованности прозаична — добыча золота, алмазов и в перспективе урана. Одновременно такие усилия подкрепляются оживлением по линии ВТС с целым рядом африканских стран этого субрегиона Африки. Нельзя забывать и о крайне выгодном в этом аспекте географическом положении Судана, который недаром называют «воротами в Африку». Все эти усилия являются частью глобальной стратегии  Москвы по реанимации своего экономического и политического присутствия в Африке, свидетельством чему будет и проведение в этом году саммита Россия-Африка. Отметим при этом, что этот подход лишен прежнего идеологического подтекста и ставит во главу угла прежде всего распространение своего влияния через экономику и ВТС. В некотором роде это калька с успешного китайского опыта.  Этот вектор в Хартуме поддерживают именно военные, и соответственно в Москве заинтересованны прежде всего в сохранении преемственности этой линии. Нынешняя хунта в рамках своих контактов с российскими представителями на разных уровнях в Москве, и в Хартуме гарантии такой преемственности дала, и это обстоятельство  прежде всего определяет нынешнюю позицию России. Приход к власти нового (и при этом явно прозападного правительства гражданских) таких гарантий не дает. Более того, эта позиция при таком варианте развития ситуации, скорее всего, будет трансформирована не нашу пользу. Одновременно четко выраженная дипломатическая поддержка военным в этот период времени будет безусловно крайне позитивно воспринята КСА, ОАЭ и АРЕ, что также не будет лишним. В одиночку эти страны массированному давлению Запада открыто противостоять не смогут: им нужен серьезный дипломатический рупор в СБ ООН. В связи со сказанным констатируем, что позиции основных международных игроков по Судану определились, и при всех прочих пока одно останется постоянным — это сохранение, как минимум, нынешних санкций Запада в отношении Судана при сохранении у власти военных.

52.28MB | MySQL:103 | 0,476sec