О политической ситуации в Алжире после отмены президентских выборов 4 июля

Конституционный совет Алжира объявил в воскресенье о невозможности проведения президентских выборов в стране в изначально запланированную дату 4 июля. Об этом сообщил телеканал «Аль-Хадас». Как отмечается в обнародованном советом заявлении, документы, поданные двумя единственными выдвиженцами для регистрации их кандидатами на пост главы государства, отклонены. «В этих условиях своевременное проведение выборов президента невозможно», — говорится в документе. Регистрация кандидатов на пост президента Алжира завершилась 25 мая. На следующий день стало известно, что документы подали два человека — врач Абдельхаким Хаммади и инженер Хамид Тавахири. Однако Конституционный совет заявил тогда, что бумаги от выдвиженцев своевременно поданы не были, в результате они не могут быть допущены к выборам. Поэтому временный президент страны Абделькадер Бенсалех продолжит исполнять свои обязанности вплоть до новых президентских выборов и приведения к присяге будущего главы государства, подчеркнул Конституционный совет, ссылаясь на избирательное законодательство. Бенсалех, занимавший пост главы верхней палаты парламента, был утвержден временным главой 9 апреля после ухода в отставку многолетнего лидера Абдельазиза Бутефлики (1999-2019). Согласно конституции страны, новые выборы должны были быть проведены в течение трех месяцев. В связи со всеми этими политическим маневрами отметим только то, что само решение о переносе президентских выборов начальник штаба алжирской армии Ахмед  Гаид Салах принял еще месяц назад, а сейчас это было просто более или менее законодательно оформлено. Таким образом, очевидно пока только одно: армия решила подморозить ситуацию на неопределенный срок в условиях того, что отсутствует два основных момента, которые делают такие выборы возможными.

1. Отсутствие ясной кандидатуры будущего президента, который был устраивал                         армию и в то же время принимался бы «алжирской улицей».

  1. Отсутствие национального консенсуса среди основных слоев бизнес-элиты и силовым блоком страны. И это еще только предстоит сделать, и вот ради этого начальник штаба алжирской армии собственно и берет вынужденную паузу.

Решение Конституционного совета от 2 июня отложить президентские выборы дало Ахмеду Гаиду Салаху больше времени для того, чтобы скорректировать свои первоначальные планы. Вопреки его надеждам, месяц рамадан не смог успокоить протестное движение, а это вынуждает его искать новую «кость» для того, чтобы бросить ее протестующим. По нашим данным, он рассматривает сейчас возможность увольнения премьер-министра Нуреддина Бедуи, которого ненавидит население. В этой случае после ухода председателя Конституционного Совета Тайеба Белайза 16 апреля, единственным из «трех Б», кого протестующие хотят удалить, будет временный президент Абделькадер Бенсалах. Конституционный совет продлил мандат последнего, который находится в плохом физическом состоянии, еще на три месяца, поскольку он должен организовать новые выборы. Для подготовки соответствующей почвы для их проведения Ахмед Гаид Салах планирует организовать новые национальные консультации и создать независимый избирательный орган. С этой целью он в течение последних нескольких дней вел консультации с лидерами оппозиции, такими как Али Бенфлис и Абдеразак Макри («Движение общества за мир», исламист). Но основная проблема в данном случае в том, что у них мало сторонников и недостаточная поддержка среди протестующих. При этом последние также не смогли выдвинуть за время своих акций своего собственного авторитетного лидера. В этой ситуации эксперты единодушны во мнении, что, по мнению Ахмеда Гаида Салаха, А.Бенсалах пока останется у власти. Его последнее по времени заявление в принципе это подтверждает. Временный президент Алжира Абделькадер Бенсалех заявил в четверг 6 июня о намерении оставаться у власти вплоть до новых выборов. Он выступил с обращением к нации, которое транслировал телеканал «Аль-Хадас». «Нынешняя ситуация требует от меня, чтобы я оставался у власти вплоть до проведения выборов и избрания нового президента», — отметил он. Бенсалех призвал «все политические силы и гражданское общество встать на путь диалога». «Нам нужно, чтобы все объединились ради того, чтобы противостоять стоящим перед нами вызовами, — подчеркнул временный глава государства. — Выборы — это наилучший способ разрешения внутриполитического кризиса в Алжире». По словам Бенсалеха, «страна требует реформ во всех областях, включая политические и экономические». «Обязуюсь обеспечить все условия для проведения в стране свободных и справедливых выборов», — пообещал он. При этом временный президент не назвал дату проведения голосования, указав лишь, что «выборы должны быть проведены в приемлемые сроки». И это в принципе не случайно, поскольку об этом не знает прежде всего сам Ахмед Гаид Салах. Задача-максимум для него на ближайшие три месяца — найти компромисс с бизнес-элитой страны. При этом сейчас военные занимают позицию верховного арбитра в реформировании алжирской политической системы, и в обозримом будущем президентство и гражданская ветвь власти останутся ослабленными. В то же время протесты продолжаются, и еженедельные демонстрации, привлекающие людей на улицы Алжира и других мест, являются заметным признаком открытого, в основном мирного, несогласия с таким положением вещей ряда серьезных сегментов прежде всего бизнес-элиты. Хотя протестующим удалось добиться отставки Бутефлики, они не смогли добиться каких-либо глубоких изменений в структуре алжирского правительства. Помимо ослабления функционального содержания института президентства, система правления в Алжире остается статичной. Фундамент политической системы Алжира, в которой правящей партий остается ФНО, поддерживаемая военным аппаратом страны, остается нетронутым. Взаимодействие между этими двумя силами определит дальнейший курс Алжира. Алжирское правительство по-прежнему находится во главе кооперативной, конкурентной олигархической системы, в рамках которой власть в той или иной степени распределяется между военными, политической партией Фронт национального освобождения (ФНО), лидерами деловых кругов, разведывательными службами, профсоюзами, государственным нефтегазовым гигантом «Сонатрак» и президентом. В этой связи, мы бы не стали, как это делают некоторые российские эксперты, сбрасывать аппарат ФНО со счетов в будущих и нынешних политических баталиях в Алжире. Мухаммед Джемаи, который является генеральным секретарем ФНО с 30 апреля, сейчас имеет очень важную и негласную поддержку от бывшего генерального секретаря партии Амара Саадани в его усилиях по укреплению своего контроля над партией. Саадани, который был генеральным секретарем с 2013 по 2016 год, предоставил Джемаи доступ ко всем своим контактам в партии, которые оставались все это время в высшей степени активными даже в самых отдаленных провинциях страны. Джемаи является протеже Саадани, который назначил его лидером фракции ФНО в парламенте в 2016 году. Таким образом, Саадани, который формально является членом круга Бутефлики, оказывает очень серьезную помощь Ахмеду Гаиду Салаху по сохранению контроля над переходным политическим процессом. Эти два функционера, как полагают эксперты, были одними из организаторов ареста 4 мая бывшего начальника службы разведки и безопасности DRS Мухаммеда Медьена, которого они подозревают в тайном разжигании социального недовольства.
Если военные и ФНО являются константами, то что является переменным фактором? Это оппозиция, которая не имеет внятных политических контуров, лидеров и ясных целей. На данный момент гражданские протестующие и политическая оппозиция имеют лишь лимитированное влияние на развитие ситуации, но они используют его в полной мере. Постоянные протесты привлекли внимание как национальных, так и международных средств массовой информации, которые протестующие использовали как рупор для выдвижения своих политических требований. И стало очевидно, что эти требования с точки зрения политической трансформации являются практически невыполнимыми. Так, правительство не может планировать выборы, не вызывая гнева протестующих, но в то же время перенос выборов также вызывает критику. Эта «вилка» будет вынуждать военных все более завинчивать гайки. Перенос даты выборов 4 июля, который протестующие отвергли как неконституционный, представляет собой один компромисс, но оппозиция осуждает теперь всю структуру власти, которая, по ее словам, коррумпирована. Режим ответил декларацией жесткой линии поведения, заявив, что не уступит требованиям наделить переходные диалоговые органы какими-либо полномочиями влиять на решение правительства. Поскольку срок новой даты выборов не установлен, Алжир приближается к периоду конституционной неопределенности, и обе стороны будут пытаться извлечь из этого выгоду. Протестующие настаивают на переменах, но если премьер-министр Н.Бедуи и президент А.Бенсалах подчинятся их требованиям и уйдут в отставку, тогда встанет вопрос: что будут требовать протестующие дальше? Народное давление на этих лидеров усилилось вскоре после того, как глава Конституционного совета Тайеб Белаиз подал в отставку, продемонстрировав протестующим, что предъявление требований может дать результаты в рамках радикального пересмотра всей политической системы. Как вариант, через посредство созыва конституционного собрания или начала процесса национального диалога, который был одним из их первоначальных требований. То есть, каждая новая уступка протестующим приводит к новым требованиям о новых уступках. В данном случае надо найти ту точку невозврата, после которой требованием протестующих будет уже арест самого начальника штаба алжирской армии. Насколько вероятен насильственный исход этого противостояния? Скорее всего, в ближайшее время не произойдет никаких серьезных вспышек насилия, даже несмотря на то, что военные и полиция стремятся ограничить доступ протестующих к крупным демонстрациям. Но приближается время, когда военным придется либо более жестко подавлять протесты, либо протянуть оливковую ветвь и предоставить больше политических уступок. На данном этапе уникальный характер протестного движения делает одинаково вероятным любой из двух путей. Поскольку протестное движение достаточно мощное, военные, без сомнения, опасаются силового ответа, который мог бы разжечь народные волнения и недоверие к правительству, которые подпитывали гражданскую войну в начале 1990-х годов. До сих пор правительство следовало конституционным руководящим принципам и прецедентам, но во имя сохранения режима оно, вероятно, будет готово переступить их. В этой связи рискнем предположить, что следующим этапом развития ситуации будет введение армией чрезвычайного положения с целью купирования исключительно репрессивными способами попыток части племенной и бизнес-элиты либо сохранить прежнее положение вещей, либо получить под эгидой «революции» новые привилегии. В этой связи принципиальным моментом будет только один: сможет ли Ахмед Гаид Салах достигнуть до начала этого этапа компромисса с основными сегментами элит по инкорпорации последних во власть при сохранении безусловного политического доминирования ФНО и армии, как института поддержания общенациональной стабильности. Или, другими словами, сможет ли он создать базу поддержки в элите путем ее раскола, который сделают такой силовой вариант возможным и наиболее безболезненным.
Как будет развиваться экономика страны в этой ситуации? Государственные пособия и рабочие места, предоставляемые государством (которых все больше не хватает), превратили безработицу и право на получение пособий в серьезную проблему в Алжире. В отсутствие стабильной государственной политики экономика будет продолжать разрушаться. По мере того как власти будут предпринимать усилия по стабилизации политической ситуации как основного компонента по привлечению необходимых иностранных инвестиций, алжирские валютные резервы будут сокращаться, а долговая картина Алжира будет ухудшаться. При этом часть местной бизнес-элиты будет вовлечена в антикоррупционные расследования. С окончанием рамадана, без сомнения, начнутся новые протесты и политические переговоры. На протяжении всего этого времени будет оставаться очевидным сохраняющееся доминирование военных и поддерживаемой ими партии ФНО.

51.49MB | MySQL:104 | 0,709sec