В предыдущей статье мы писали о заявлениях Мухаммеда Штайе, премьер-министра Палестинской национальной администрации (ПНА), правящей на Западном берегу р. Иордан. Он говорил о том, что ПНА находится на грани экономического коллапса, что в Израиле в основном воспринимается как шантаж со стороны главы ПНА Махмуда Аббаса еврейского государства и США накануне запланированного экономического совещания в Бахрейне в рамках реализации плана урегулирования палестино-израильского конфликта, известного как «сделка века»[i].
В эти дни появились публикации о том, что «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС), правящее в секторе Газа с 2007 года, снова угрожает эскалацией, и, похоже, что в направлении Израилю агрессивных сообщений его руководством движет не только необходимость выхода из гуманитарного кризиса в Газе.
В ходе недавнего всплеска насилия между Израилем и ХАМАСом месяц назад, 5-6 мая, когда по территории Израиля было выпущено около 700 ракет и израильские военные самолеты в ответ бомбили объекты в секторе Газа, погибли 4 израильских мирных жителя и 27 палестинцев. Как и в предыдущих случаях, прекращение огня было достигнуто при посредничестве Египта и Николая Младенова, представителя ООН на Ближнем Востоке, после того, как Израиль предложил различные меры по оказанию помощи Газе. Изменилась ли ситуация в Газе к лучшему с 6 мая? Шломи Эльдар, политический обозреватель Al-Monitor, известный израильский журналист, говорит, что нет.
Месяц рамадан, который закончился 3 июня, стал одним из самых трудных для жителей Газы. Согласно источнику в израильской службе безопасности, хотя в ХАМАС и утверждают, что Израиль затягивает реализацию достигнутых договоренностей в рамках долгосрочного перемирия, которое, как считается, предусматривает предоставление экономической помощи Газе, Израиль по факту сделал многое. В частности, в этом месяце израильские власти разрешили поставить в Газу товаров и сырья в беспрецедентных количествах с момента установления блокады Газы в 2007 году. В сектор Газа различными способами поступили катарские деньги, которые получило большое количество нуждающихся жителей прибрежного палестинского анклава. Это было сделано по гуманитарным соображениям, чтобы снизить экономическую напряженность в анклаве и позволить людям провести священный месяц рамадан и по окончании отпраздновать Ид аль-Фитр, один из двух главных праздников мусульман. Теперь, когда праздничные дни позади, угрозы со стороны ХАМАСа возобновились.
Вооруженное крыло ХАМАСа «Бригады Изеддин аль-Кассама» запустило краудфандинговую кампанию на основе биткоинов. Представитель этого военизированного формирования Абу Обейда сказал, что «членам арабской нации и мусульманам во всем мире» были отправлены миллионы текстовых сообщений, и что каждое сообщение содержало ссылку, через которую получатели могли напрямую пожертвовать ХАМАСу.
В последние дни руководство ХАМАСа в Газе сообщило египетским переговорщикам и Н.Младенову, что их терпение иссякает и что если Израиль не сможет выполнить договоренности, то пусть не ждут спокойствия в приграничных районах с анклавом. В СМИ стали появляться сообщения о том, что ХАМАС и «Палестинский исламский джихад», вторая по значимости военизированная организация, действующая в секторе Газа, пополнили свои ракетные запасы.
На днях руководитель ХАМАСа в Газе Яхья Синвар поблагодарил Иран за предоставление его организации ракет, которые он использовал, чтобы нанести удар вглубь Израиля в начале мая с.г., и предупредил еврейское государство, что Тель-Авив вновь подвергнется обстрелу в ответ на любое наступление на сектор Газа[ii].
Согласно заявлению Абу Мааза, командира военизированного крыла ХАМАСа, ракеты, использованные ХАМАСом в ходе «самого острого за всю историю конфликта с оккупацией» обострения в начале мая, были изготовлены в секторе Газа и являлись версиями ракет «Саджил» иранского производства. По словам Абу Мааза, по Ашкелону было выпущено 85 ракет; по Ашдоду – 80; по Вирсавии – 60. Все ракеты якобы содержали взрывчатые вещества. Абу Мааз похвастался, что ракетные обстрелы заставили Израиль ускорить процесс достижения договоренностей с ХАМАСом[iii].
Как напоминает Ш.Эльдар, переговорный процесс между Израилем и ХАМАСом, который начался летом 2018 года, прекратился через шесть месяцев, в декабре, после досрочного роспуска 20-го кнессета и объявления выборов на 9 апреля 2019 года. В руководстве ХАМАСа понимали какому давлению подвергалось израильское правительство в связи с выборами. После выборов, теоретически, Б.Нетаньяху освобождался от политических препятствий, мешающих ему реализовать договоренности с ХАМАСом в полной мере. В то же время, Яхья Синвар, глава ХАМАСа в Газе, и другие высокопоставленные лидеры определили слабые места Израиля и не стали воздерживаться от коротких раундов насилия, чтобы Б.Нетаньяху вдруг не забыл о Газе. Принимая решение о массированном ракетном обстреле израильской территории в начале мая в ХАМАСе верно предположили, что Израиль не посмеет начать полномасштабную войну в период, когда на носу празднование Дня независимости (8-9 мая) и проведение песенного конкурса Евровидение-2019 (14-18 мая в Тель-Авиве).
Б.Нетаньяху, конечно же, не предполагал, что он не сможет сформировать коалицию, и что Израиль вновь пойдет на выборы, а ему, по сути, придется начинать все сначала. Аналогичным образом, полагает Ш.Эльдар, лидеры ХАМАСа и мирные посредники также не ожидали такого сценария развития ситуации. В настоящее время крайним сроком для формирования нового израильского правительства является октябрь 2019 года, а выборы назначены на 17 сентября. Только после этого могут быть предприняты более существенные шаги по реализации соглашения с ХАМАСом.
В сложившейся ситуации у ХАМАСа есть еще одна возможность напомнить миру о страданиях палестинцев в Газе. В конце месяца, 25-26 июня, в Манаме, столице Бахрейна, Соединенные Штаты планируют провести международный экономический саммит, на котором будет раскрыта экономическая часть «сделки века» администрации Дональда Трампа. Никто с палестинской стороны не ожидает от саммита чего-то позитивного. Руководство ПНА его бойкотирует. Это, безусловно, относится и к ХАМАСу. Однако в данном случае речь идет о деньгах, инфраструктуре и инвестициях, и у ХАМАСа появилась возможность напомнить миру о том, что сектор Газа страдает и нуждается в приоритетном внимании.
Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, лидеры движения видят опасность в политической части плана, разработанного администрацией США. С другой стороны, для ХАМАСа конференция в Бахрейне не должна закончиться без того, чтобы ее участники осознали масштабы бедствия в Газе и, более того, опасность для всего Ближнего Востока, если вопрос о блокаде анклава останется нерешенным. Этот парадокс в определенной степени закономерен. С одной стороны, ХАМАС, как никто другой, не выпускал из рук знамя джихада, и его лидеры заявляли, что они никогда не признают право Израиля на существование, а с другой стороны, возможно, не имея другого выбора, движение, столкнувшееся с реальностью, вынуждено достигать взаимопонимания с Израилем.
Так обстоит дело с планируемой конференцией в Бахрейне. ХАМАС не одобряет это мероприятие, но с нетерпением ожидает оттуда хороших для себя экономических новостей. Чтобы это произошло, он должен наделать как можно больше шума и, как всегда, «разогреть» границу с Израилем. «В предсказуемом развитии ситуации все признаки на местах свидетельствуют о том, что в конце этого месяца на границе с Газой будет неспокойно», – сказал источник Al-Monitor в израильской службе безопасности. В оргкомитете пограничных акций протеста в рамках «Марша возвращения» 4 июня заявили корреспонденту газеты Haaretz, что протестующие вернутся к действиям в ночное время возле пограничного забора и снова начнут запускать «огненные воздушные шары», способные преодолевать десятки километров (дальность зависит от подъемной силы, общей массы конструкции, скорости и устойчивости направления ветра). При этом такие шары могут нести как обычный контейнер с зажигательной смесью и горящим фитилем, так и контейнер со взрывным устройством или взрывное устройство с дополнительным контейнером с легковоспламеняющейся жидкостью с зажигательными смесями[iv]. Так и произошло.
Тем временем Израиль, несмотря на продолжающиеся поджоги приграничных районов воздушными шарами с горючими смесями, прилагает большие усилия, чтобы стабилизировать ситуацию в Газе. Так, была расширена рыболовная зона у побережья Сектора до 15 морских миль, была разрешена поставка различных товаров, и даже выданы разрешения на въезд в Израиль бизнесменам из Газы, чтобы они смогли заключить торговые сделки с израильскими компаниями. Однако поощрение развития торговли и поставка в анклав различных продуктов и материалов – практически бессмысленное занятие, когда в Газе отсутствует покупательная способность, нет новых проектов для создания рабочих мест, и все только и делают то, что ожидают поступления катарских денег.
Руководство ХАМАСа дает понять, что без быстрого и существенного прогресса в улучшении ситуации у правительства в Газе нет никаких оснований придерживаться режима прекращения огня. При этом они отрицают, что именно организовываемая США конференция в Бахрейне побуждает исламское движение к насильственным действиям, утверждая, что ХАМАС готов выполнить свою часть соглашений, если Израиль выполнит свои обязательства. Помимо расширенной рыболовной зоны, ХАМАС по-прежнему не убежден в том, что Израиль действительно заинтересован в оказании помощи властям анклава в урегулировании тяжелой ситуации в Газе. В движении также утверждают, что нынешние протесты на границе организуются спонтанно жителями Газы, «которые чувствуют давление со стороны Израиля, а также страдания и безнадежность улучшения своего положения».
Каждый раз, когда ХАМАС угрожает провести пограничные акции протеста или возобновить ракетный обстрел, в Израиле объясняют это реакцией на то или иное событие, как например, Евровидение, выборы, День независимости, конференция в Бахрейне и так далее. Это все, отмечает Ш.Эльдар, не является истинными причинами угроз. ХАМАС просто использует имеющиеся у него возможности для достижения своих целей.
Ситуация в Газе нестабильна и требует комплексного решения. Та или иная дата или событие могут быть лишь небольшим предупреждающим сигналом, но они составляют в целом одно серьезное предупреждение. В Израиле многие уверены в том, что сектор Газа в его нынешнем состоянии представляет серьезную угрозу безопасности Израиля и еще один вооруженный конфликт – это лишь вопрос времени[v].
[i] Об интервью The New York Times премьер-министра ПНА М.Штайе // ИБВ. 07.06.2019 — http://www.iimes.ru/?p=56934
[ii]Hamas leader thanks Iran for long-range rockets, threatens Tel Aviv // The Times of Israel. 30.05.2019 — https://www.timesofisrael.com/hamas-leader-thanks-iran-for-long-range-rockets-threatens-tel-aviv/
[iii] Hamas claims it tried to attack Iron Dome system // Israel Hayom. 05.06.2019 — https://www.israelhayom.com/2019/06/05/hamas-claims-it-tried-to-attack-iron-dome-system/
[iv] ХАМАС использует «огненные шары» нового типа для поджогов в центре Израиля // Stegmi. 13.07.2018 — https://stmegi.com/posts/60519/khamas-ispolzuet-ognennye-shary-novogo-tipa-dlya-podzhogov-v-tsentre-izrailya/
[v] Will Hamas rockets upstage the Bahrain conference? // Al-Monitor. 06.06.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/06/israel-gaza-strip-hamas-bahrain-bennjamin-netanyahu-idf.html